СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку»




Конспект урока

по русскому языку во 2-А классе

на тему: имя прилагательное как часть речи

учитель: Потопахина С.А




Дата: 19.03.2021г.

Учитель: Потопахина С.А.

Русский язык 2-А класс

Урок № 128.Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.


Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;

  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,

  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,

  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

  • выполнять практические упражнения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;

  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности



Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.






На доске записаны слова:


– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые.

- Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные,

во второй глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:



Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?



Дети читают слова



2 человека работают у доски, остальные – в тетради.


1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.





Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...


зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

3. Формулирование проблемы,

планирование деятельности



Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)



Тема: слова-признаки предметов.

  1. Как называются слова?

  2. На какие вопросы отвечают?

  3. Что они обозначают?

  4. Какую роль в нашей речи играют?

4. . Открытие новых знаний.

Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.






Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске.
- На какой вопрос отвечают слова-признаки?


- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.


Где мы можем проверить наш вывод?


- На какой вопрос осталось получить ответ?

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Возьмите карточку 2.

- Прочитайте текст №1.

1. Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы.

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?


- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.




Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?



Имя прилагательное.















Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.



Работают

с правилом, с. 86.


Какую роль играют в речи имена прилагательные?









  1. Первичное закрепление


Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.


























- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый.

Рыжая, хитрая, ловкая.

Серый, хищный, жадный.

Белый, пушистый, холодный.

Круглое, сладкое, сочное.

2) Работа в группах.

На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.

Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер.

Проверка

- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.










Медведь

Лиса

Волк

Снег

Яблоко

Работа в группах.

Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)






Имя существительное.










речь идёт об именах прилагательных

с существительными


  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.



Работа с разноуровневыми карточками.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?


  1. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.




Работают самостоятельно.



Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

6.Рефлексия

Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;




7.Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.




- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?


Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

- Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?




  1. кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

3) выучить правило, с.46.






Повторяют вопросам.