Тема урока: Слова категории состояния
1.Игра «Кто больше»
Ваша задача – назвать слова, которые передают состояние.
Я начинаю: Мне с вами интересно…продолжают ученики (волнительно, тепло, уютно, радостно, светло, хорошо, любопытно и тд.)
-что все эти слова обозначают? (передают состояние)
2.На доске записаны предложения. Определите к какой части речи относятся выделенные слова?
1)Озеро тихо.
2)Он говорил тихо.
3)Как здесь тихо!
Ответы: 1. Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета. Изменяется по числам, родам. В предложении является сказуемым.
2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? Обозначает признак действия , в предложении является обстоятельством.
К какой части речи относится 3 слово? (не знают)
-Наша задача разобраться, следовать это слово.
3. запишем еще три предложения (работают по рядам)
1)Ее лицо было грустно.
2)Она смотрела грустно.
3)Ей было грустно, потому что весело тебе.
К каким частям речи относятся выделенные слова? Работают сначала самостоятельно, потом рассказывают.
Ответы: 1.Кр. прилагательное . Задаем вопрос от существительного, отвечает на вопрос каково? В предложении сказуемое.
2.Наречие. Обозначает признак действия, отвечает на вопрос как?. В Предложении обстоятельство.
3. Третье слово одновременно и прилагательное – способно быть сказуемым и наречие – неизменяемо.
Возникает противоречие:
Это не прилагательное и не наречие. Что же это? Какая-то третья часть речи. Давайте попытаемся определить ее признаки.
Признаки:
-Неизменяемая часть речи
-Употребляется в предложении без подлежащего
-Является сказуемым
-Что же обозначает это слово? (состояние человека, природы)
-Как будут называться эти слова, если обозначают состояние? (слова категории состояния)
Запишите тему урока. Поставьте перед собой задачи на урок.
4. Как нам оформить правило? (таблицей)
Заполнение таблицы с примерами.
1)Он легко отвечает на вопросы.
2)Облачко легко, невесомо.
3)Мне легко.
5. Работа с теорией в учебнике.
6. Игра Я называю утверждение, если вы с ним согласны, то хлопаете, если нет – тишина.
КС не изменяется +
КС отвечает на вопрос что? –
КС самостоятельная часть речи +
КС в предложении является обстоятельством. –
КС употребляется в односоставном предложении +
КС обозначает предмет –
КС отвечает на вопрос каков? +
КС является сказуемым +
МОЛОДЦЫ!!!
7. Потренируемся упр.276 стр.8
8.Подведем итоги
Какие цели мы ставили в начале урока? Мы их добились?