Тема: « Обобщение изученного по теме: « Лексика» (5класс).
Цель:
обобщить полученные сведения по данной теме;
развивать логическое мышление;
воспитывать интерес к предмету – русский язык.
Оборудование:
Методы и приёмы: исследование,
Форма урока: урок – дидактическая игра.
Ход урока.
Оргмомент. Сообщение темы, цели урока.
Слайд 1. Урок – игра по теме: « Лексика»
Разминка. Отгадай загадку, сформулируй тему нашего урока.
Слайд 2. Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:
Слайд 3. Отгадай загадку. «Не мёд, а ко всему липнут».
«Не мёд, а ко всему липнут». Ответ: слова.
Слайд 4. Подумай – отгадай.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы:
Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав языка? (лексика).
Для чего служат слова? ( для выражения мыслей, чувств)
Слайд 5. Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
Следующее задание выполняется письменно:
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны. ( М.Белкин)
Задания к тексту:
Объясни орфограммы и пунктограммы.
Найди слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.
Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словарика объясните, однозначные или многозначные эти слова.
Учитель. Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот- вот подойдёт к теремку?
Слайд 6. Всем нам знакомый почтальон Печкин.
Ба, да это всем знакомый почтальон Печкин..! Давайте поможем ему разобрать и донести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?
Работа с толковым словарём.
Слайд 7. Корреспонденция.
Корреспонденция -
Учитель. А теперь я вам раздам пакеты. Этот паке предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (синонимы)
Учитель стучит в дверь класса, на стук выходит один из братьев . зовут его Смелый.
Слайд 8. Назови имена других братьев.
Задание.
1.Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал вслух: «Дорогие Синонимы, хотели мы обойтись без Вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.»
2.Отредактируйте текст, используя синонимы.
Слайд 9. Отредактируйте текст, используя синонимы
«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл лугами и полями. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Слайд 10. Жильцы квартиры номер два.
Учитель.
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый. Что это? (антонимы)
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец – то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.
Слад 11. Помогите братьям прочитать письмо
3.«Дорогие внучата ,я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, ленивых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми седыми…».
Учитель. Окно квартиры номер три распахнуто настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет вам угадать, кто там живёт.
Слайд 12. Мы слова из русской речи, из родного языка.
Мы слова из русской речи, из родного языка,
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке,
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (омонимы)
Омонимам почтальон Печкин принёс журнал «Мир».
Слайд 13. Определите значение слова МИР.
Пользуясь словарём, определите значение слова МИР. Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в журнал, там много интересного.
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему:
- О всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный….
Слайд 14. Кран, кран, кран, кран!
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)
Слайд 15. Под самой крышей находится мансарда
Учитель. Под самой крышей находится мансарда.( Выясним значение этого слова.) Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».
Что это за слова? (слова в переносном значении)
Для этих слов почтальон Печкин принёс бандероль. Определите значение этого слова. Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Слайд 16. Найдите слова, использованные в переносном значении.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы,
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова:
горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.
Напишите сочинение –миниатюру на одну из тем:
«Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница – зима».
Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
Рефлексия.
Учитель. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, это и будет ваше домашнее задание.