МБОУ Мамлейская общеобразовательная школа
Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
на тему:
«Лексика.
Повторение и обобщение».
с.Мамлейка
Тема:
«Лексика. Повторение и обобщение
Изученного в 5 классе.»
Цель: повторить и обобщить с опорой на
полученные ЗУНы по изученной теме.
Задачи: 1. Вспомнить и повторить понятия, изученные в разделе «Лексика».
2. Закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении
лексики.
3.Расширить словарный запас, обогащать речь учащихся.
Воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к
русскому языку.
ХОД УРОКА:
I.Оргмомент. ( Слайд 1 - эпиграф урока)
Сегодня я хотела бы начать урок словами замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского:
«Для всего, что существует в природе:
воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей,
цветов и трав,- в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий.»
- О чем рассказала нам эта цитата?
- Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь?
( предметы, признаки, действия, явления, понятия)
II. Сообщение темы и цели урока
( Слайд 2-тема, слайд 3- цели урока).
1.- Тема нашего урока: Лексика. Повторение и обобщение полученных знаний.
- Мы с вами вспомним и повторим все, что изучили на предыдущих уроках.
- Открываем тетради. Запишите число и классная работа.
2.Фронтальный опрос:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло все по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…. (слово)
- Что такое лексика? (Словарный состав языка)
- Что такое лексикон? (Лексикон - словарный запас слов человека)
- Как называется способность слова обозначать окружающий нас мир? (Значение слова)
- Где мы можем узнать о значении незнакомого слова? (В толковом словаре)
(слайд 4)
- А сколько у нас слов в русском языке?
Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях. Самый большой 17-титомный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120000 слов.В нашем современном русском языке их еще больше! Почти миллион!
-Что такое лексическое значение слова? (его смысл)
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.
В какой части слова пропущена буква? (в корне)
(Слайд 5)
Сп..сать текст, не сп..шить при списывании, зап..вать песню, зап..вать водой, скр..пить листочки, скр..петь от ветра, пос..деть от горя, пос..деть на скамейке.
Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)
3.Игра « Растолкуй мне». (Слайд 6)
Найдите в толковом словаре учебника значение слов:
Брошюра, гнездо, тираж, фауна, шарада. (зачитать значение слов)
А сейчас наоборот определите и запишите слова по данным толкованиям их
лексического значения. (Слайд 7)
1.Площадка для катания на коньках-….( каток)
2.Служащая на борту самолета-… ( стюардесса)
3. Дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах - … (тарантас)
4.Сильная буря на море-… ( шторм)
5. Вьюга, во время которой дует низовой ветер - … (поземка)
Дети записывают все в тетради, затем 1 ученик на доске, остальные проверяют.
4. Значения слов:
- Ребята, а что еще вы можете сказать о лексическом значении слов?
(они бывают однозначными и многозначными слова, имеют прямое и переносное значение)
- Приведите пример многозначного слова на примере предметов вас окружающих в классе.
- Как по толковому словарю мы можем определить однозначное это слово или многозначное? (имеет несколько значений, нумеруется)
- Приведите пример прямого и переносного значения слов. ( бежит ручей, бежит человек, горит огонь, горят щеки)
- Как по толковому словарю определить имеет ли слово переносное значение? (указывается значком перен.)
- Когда происходит перенос названия или признака с одного предмета на другой?
(сходство по цвету, форме, действию).
В художественных произведениях слова с переносным значением часто используются как выразительные средства языка, которые помогают сделать нашу речь яркой и красочной.
Показ слайда №8 с определениями « олицетворение», «метафора»,
« эпитет».
( прочитать определения)
* Найдите в данном отрывке эпитеты, метафоры,
олицетворения.
Елочки распахивают шубу,
Протянув мне добрую ладонь,
Белке по стволам резвиться любо,
Но ее, пожалуйста, не тронь.
Солнце золотистым караваем
Уплыло за синий горизонт.
Месяц, эстафету принимая,
Рассыпает звездный перезвон .
(Эпитеты: звездный перезвон, золотистым караваем, синий горизонт, добрую ладонь. Метафоры: Солнце золотистым караваем. Олицетворения: Елочки распахивают шубу, солнце уплыло, месяц, эстафету принимая, рассыпает звездный перезвон.)
5. «Омонимы». (слайд 9)
- Послушайте стихотворения и скажите, о каких словах в нем идет речь?
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички?
-Что вы ели там?
-Лисички.
-Что общего в этих словах? Чем они различаются?
- Дайте лексическое значение этих слов.
Работа по вариантам в тетрадях.
1 вариант - норки
2 вариант – лисички.
- Какие группы омонимов вы еще знаете?
( Омоформы, омофоны, омографы).
- Дайте определения этим понятиям. Приведите примеры.
Омоформы - слова совпадающие лишь в некоторых грамматических формах (разные части речи) теплая печь(сущ.)- печь ( глаг.) пироги
Омофоны - слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию .
( сережка, Сережка)
Омографы - одинаковые по написанию, но разные по произношению ( замок-замок, пироги-пироги)
6. «Антонимы». (слайд 10)
- Какие слова в русском языке относятся к одной части речи, но
имеют противоположное значение?
Запись в тетрадях.
Игра «Допиши пословицу».
*Мир строит, а война… (разрушает).
*Герой умирает, а слава его …( живет).
*Корень учения горек, а плод его…(сладок).
*Не бойся врага умного, а бойся друга…(глупого).
*Мягко стелет, да….спать. (жестко)
7.Работа по теме «Синонимы». (Слайд 11)
-О каких словах раздела «Лексика» мы еще не говорили? (синонимы)
-Какие слова называются синонимами? (слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.)
Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях.
Скупой- жадный, скряга, жмот
Блестеть- сиять, сверкать, переливаться
Большой- огромный, могучий, крупный
Метель- буран, пурга, вьюга
8. Подведение итогов.
-Вот и подходит к концу наш урок, но не заканчивается изучение лексики. К этому разделу мы вернемся с вами в 6-ом классе.
А завершит наш урок стихотворение поэта Николая Рыленкова. (Слайд12)
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
10. Выставление оценок и домашнее задание.
Карточка
* Найдите в данном отрывке эпитеты, метафоры ,олицетворения.
Елочки распахивают шубу,
Протянув мне добрую ладонь,
Белке по стволам резвиться любо,
Но ее, пожалуйста, не тронь.
Солнце золотистым караваем
Уплыло за синий горизонт.
Месяц, эстафету принимая,
Рассыпает звездный перезвон . Б.Юрченко «Зимние сказки»
* Найдите в данном отрывке эпитеты, метафоры ,олицетворения.
Елочки распахивают шубу,
Протянув мне добрую ладонь,
Белке по стволам резвиться любо,
Но ее, пожалуйста, не тронь.
Солнце золотистым караваем
Уплыло за синий горизонт.
Месяц, эстафету принимая,
Рассыпает звездный перезвон . Б.Юрченко «Зимние сказки»
* Найдите в данном отрывке эпитеты, метафоры ,олицетворения.
Елочки распахивают шубу,
Протянув мне добрую ладонь,
Белке по стволам резвиться любо,
Но ее, пожалуйста, не тронь.
Солнце золотистым караваем
Уплыло за синий горизонт.
Месяц, эстафету принимая,
Рассыпает звездный перезвон . Б.Юрченко «Зимние сказки»
* Найдите в данном отрывке эпитеты, метафоры ,олицетворения.
Елочки распахивают шубу,
Протянув мне добрую ладонь,
Белке по стволам резвиться любо,
Но ее, пожалуйста, не тронь.
Солнце золотистым караваем
Уплыло за синий горизонт.
Месяц, эстафету принимая,
Рассыпает звездный перезвон . Б.Юрченко «Зимние сказки»