СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку для обучающихся 2 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для обучающихся 2 класса "Признаки текста".

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Технологическая карта урока


Тема урока: Признаки текста

Класс: 2

Предмет: русский язык

УМК (авторы): Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина


Цели для ученика:

1. Познакомиться с новыми понятиями (текст, заголовок).

2. Узнать главные признаки текста.

3. Учиться отличать текст от набора предложений.

Цели для учителя:

образовательные:

- сформировать у обучающихся общее понятие о тексте на основе осознание его основных признаков;

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;

- развивать воображение, мышление, речь обучающихся;

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок - наблюдения

Опорные понятия, термины: текст, единство темы, основная мысль текста.

Новые понятия: завершённость, смысловая

законченность; последовательность текста; смысловая связь предложений.

Формы контроля: индивидуальные, парные, групповые

Межпредметные связи

литературное чтение


Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны:

- знать признаки предложения;

- уметь отличать текст от группы предложений.

Домашнее задание: работа с деформированным текстом


Планируемые результаты:

Предметные:

- овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений;

- осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;

Метапредметные:

регулятивные:

- формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

познавательные:

- развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные:

- умение слушать и понимать других

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- соблюдение правил работы в группах, обучение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные:

- формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения:

Методы мотивации учебной деятельности:

• Создание проблемной ситуации.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

• Беседа, исследование.

Методы формирования новых умений:

•Упражнения, кейс-метод (решение ситуационных задач).

Методы контроля результатов обучения:

• Устные: опрос, беседа;

• Практические: создание материального продукта (создание текста).

Методы стимулирования учебной деятельности:

Предъявление поощрения и наказания: словесное (похвала, благодарность, порицание), формальная оценка (отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Формы организации познавательной деятельности: пары и группы, дискуссия.

Интерактивное обучение: педагог выступает с позиции консультанта - фасилитатора (помощника).

 Физическая активность обучающихся выполняют следующие действия:

говорят:

пишут;

слушают.

Социальная активность обучающихся:

задают вопросы;

отвечают на вопросы;

обмениваются мнениями.

   Познавательная активность обучающихся:

вносят дополнения в изучаемый материал;

исходят из профессионального личностного опыта;

самостоятельно находят решение проблемы.

Используемое оборудование:

- учебник Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, О. в. Пронина «Русский язык» 2 класс. – М. : Баласс, 2012;

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- карточки для групповой и парной работы.

Ресурсы:

- мультимедийная презентация к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок


Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Настраиваются на работу на уроке







Нужно быть внимательным и наблюдательным.



Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Актуализация знаний














Побуждает к высказыванию своего мнения








Выдвигает проблему.

Отвечают на вопросы учителя.

Как мы выражаем мысли и чувства.

Как мы выражаем мысли и чувства?


Мысли и чувства мы выражаем при помощи предложений, эмоций, мимики


Нет ни достаточно.

Прочитайте предложение



Превратите это предложение в вопросительное.

(презентация)

Ответьте на этот вопрос.




Как думаете, чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, достаточно ли одного предложения?

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

высказывание своего мнения

•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Постановка учебной задачи

Формулирует тему.

Нам предстоит открыть новую тайну русского языка.




Открытие новых знаний



Введение в новый раздел
















Поиск решения






























































































































Работа с рисунками к разделу «Текст» (учебник)















Учит извлекать информацию.








Показывает тему на слайде презентации.



Учит планировать свою деятельность.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работе урока.





Организует беседу для дальнейшей работы по теме урока.



Учит делать вывод по своей работе















Контролирует выполнение работы
































Учит внимательно читать задание и самостоятельно его выполнять












Даёт задание на поиск правила

Контролирует выполнение работы.







Побуждает к высказыванию своего мнения.

Уточняет понимание учащимися изучаемого материала.






Работа

по учебнику.


Работают по кадрам фотоплёнки.


К тексту: есть название раздела – «Текст».

Мы знаем такие тексты как рассказ, стихотворение, сказка, басня и т. д.

По словам заголовок, начало, середина, конец, которые есть у любого рассказа, сказки.


Учатся извлекать информацию.


Что такое текст?

Какие признаки есть у текста?

Как отличить текст от не текста?

Какие бывают тексты?

Составляют план работы.

1. Текст.

2. Признаки текста.

3. Отличительные признаки текста

В одном сказочном городе жили коротышки.


Высказывают своё мнение.

Нам ничего не понятно, поэтому должно быть продолжение.


Высказывания детей


(Читают со слайда)

В особенности Незнайка прославился после одной истории.


Формулируют вывод.

Нет ни достаточно.


Нужно развить мысль с помощью следующих предложений, которые будут дополнять друг друга.


Дети читают.


Да, правы.


Высказывают свои предположения в паре.

Работают на карточках в паре











Работа в тетрадях.

Почему жителей города назвали коротышками?

Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие.


Выполняют самостоятельно в паре с последующей проверкой.


Прочитать продолжение отрывка из сказки Н. Носова. Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставь после него +, если нет, ставь -.

Работая с текстом, ученики решают орфографические задачи.










Находят в тексте информацию.


Цветочный город.







О чём говорится в тексте.




Высказывания детей.

Они дополняют мысль.



Текст.



Читают вывод.

Текст – несколько предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.


Текст




Несколько предложений связанных по смыслу, имеют главную мысль по которой можно назвать заголовок текста.












Рассмотреть центральный кадр фотоплёнки. Прочитать слова, которые держат наши герои.

К чему эти слова можно отнести?

Какие тексты вы знаете?



По каким признакам можно догадаться, что речь в этом разделе пойдёт о тексте?




На основе раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ.



Запишем план урока





Прочитайте предложение




Ждёте ли вы продолжение мысли или уже всё понятно и можно больше ни о чём не рассказывать?


О чём вы хотите, чтобы было написано дальше?

Может ли следующее предложение быть таким?

Почему так считаете?

Вывод: Достаточно ли одного предложения, чтобы высказать мысль?

А что для этого нужно?





Давайте сравним свой вывод с выводом учёных

Правы ли мы были?


Сейчас решим такую задачу: предложения продолжают мысль или нет?

Если мысль развивается, показать это стрелкой от предложения к предложению.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

Что нового сообщает каждое предложение?

Записать вопрос, на который отвечает второе предложение.


По памяти дать на вопрос письменный ответ.



Продолжаем работать с отрывком из сказки Н. Носова.




Прочитайте задание. Что должны сделать?

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: (м, М)аргаритки, (р, Р)омашки, (о, О)дуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.



Найти слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. Вписать их как его название.

Поставьте знак (галочку) перед предложением, в котором высказана главная мысль (её, раскрывают все другие предложения).

Что можно узнать по названию?

Перечитайте отрывки из произведения Носова, с которыми мы работали.

Что мы прочитали?

Что вы можете сказать о предложениях?

Как вы думаете, как называются предложения, связанны по смыслу?


Прочитаем вывод учёных.







Какое новое научное слово мы узнали?



Назовите главные признаки текста.







Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов

на основе анализа объектов делать выводы

• обобщать и классифицировать по признакам

• ориентироваться на развороте учебника

• находить ответы на вопросы в иллюстрации






Регулятивные:

• развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

• прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

• осуществлять познавательную и личностную рефлексию



Личностные:

• развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Коммуникативные:

• развиваем умения слушать и понимать других

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

• оформлять свои мысли в устной форме





















Коммуникативные:

• умение работать в паре

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме






















Регулятивные:

• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

• развиваем умения высказывать свои мысли на основе работы с материалом


Коммуникативные:

• умение работать в паре

• развиваем умение слушать и понимать других

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

• оформлять свои мысли в устной форме























Физкультминутка


Учитель готовит детей, которые смогут провести с детьми минутки отдыха.

Ученики проводят подвижную физкультминутку и для глаз.



Личностные:

• умение применять правила охраны своего здоровья


Развитие умений – применение знаний

Организует групповую работу (по рядам)














Выполняет проверку совместно с учениками выполненной работы.





Дети работают на карточках.
















Руководитель группы даёт ответ на выполненное задание



Незнайка приготовил для вас записи. Помогите ему узнать, где тексты.

1. Пришла морозная зима.

В лесу стало тихо.

Спят деревья.

2. Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

3. На улице жара.

Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание весёлым.


Коммуникативные:

• умение работать в группе

• развиваем умение слушать и понимать других

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

• оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

• развиваем умение делать высказывать

• формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Личностные:

• развиваем умение делать высказывать

Регулятивные:

• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

• развиваем умения

высказывать свои мысли на основе работы с материалом

Работа с деформированным текстом (карточки).








































Организует оценочные высказывания обучающихся.












Даёт комментарий к домашнему заданию






Подводит детей к выводу по выполняемой работе.


Читают предложения








Нет. Порядок действий неправильный.



Общая мысль.


О дожде.



Нужно расставит предложения в другом порядке.











Дополняют свои знания по теме.

Предложения в тексте должны идти в определённой последовательности


Дети спрятались в школе.

Дождь стучал по крыше и окнам.

Солнце закрыла туча

Прогремел гром.

Пошёл сильный дождь.

Сверкнула молния.

Прочитайте. Можно ли это назвать текстом? Почему?




Есть между этими предложениями, какая- то связь?

О чём говорится в этих предложениях?

Что нужно сделать, чтобы получился текст? -






Попробуйте дома расставить предложения в определённой последовательности, чтобы получился текст и записать его в тетрадь.


Что мы ещё узнали о тексте?







Познавательные:

• моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснований

Регулятивные:

• планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование

Коммуникативные:

• умение работать самостоятельно

• развиваем умение слушать и понимать других

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

• оформлять свои мысли в устной форме


Познавательные:

• построение самостоятельного процесса поиска




Выведение алгоритма о признаках текста


Подводит обучающихся к выводу по теме урока

Называют основные позиции нового материала.

Открыли тайну о тексте. Несколько предложений связанных по смыслу, идущих в определённой последовательности имеют главную мысль, по которой можно назвать заголовок текста.


Начало, середина, концовка.


Расскажите, какую тайну русского языка открыли.










Из каких частей состоит текст?

Познавательные:

• анализ информации, создание алгоритма деятельности

Личностные:

• осознание необходимости новых знаний для ученика

Коммуникативные:

• развиваем умение слушать и понимать других

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

• оформлять свои мысли в устной форме

Рефлексия

Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности обучающихся на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Сегодня на уроке я…

- научился (лась)…

- было интересно…

- было трудно…

- могу себя похвалить за…



Коммуникативные:

• строить монологическое высказывание

• оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

• самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатами

Регулятивные:

• совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

• развиваем умения высказывать свои мысли









Приложение.


Карточки с заданиями:


1. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.


2. В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: (м, М)аргаритки, (р, Р)омашки, (о, О)дуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.


3. Тексты для работы в паре.

1. Пришла морозная зима.

В лесу стало тихо.

Спят деревья.

2. Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

3. На улице жара.

Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание весёлым.


4. Работа с деформированным текстом.

Дети спрятались в школе.

Дождь стучал по крыше и окнам.

Солнце закрыла туча

Прогремел гром.

Пошёл сильный дождь.

Сверкнула молния.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка»

Урок русского языка

Урок русского языка

Как мы выражаем мысли и чувства.  Как мы выражаем мысли и чувства?

Как мы выражаем мысли и чувства.

Как мы выражаем мысли и чувства?

Тема урока: Текст. Признаки текста

Тема урока:

Текст. Признаки текста

В одном сказочном городе жили коротышки. В особенности Незнайка прославился после одной истории.

В одном сказочном городе жили коротышки.

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

Цветочный город.

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: (м, М)аргаритки, (р, Р)омашки, (о, О)дуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокол?чиков, аллея Ромашек, бул?вар Васил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокол ь чиков, аллея Ромашек, бул ь вар Васил ь ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Текст Текст – несколько предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

Текст

Текст – несколько предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

Признаки текста:

Признаки текста:

  • Текст состоит из предложений.
  • Предложения связаны по смыслу.
  • У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.
  • Все предложения в тексте имеют определённое место
1. Пришла морозная зима.  В лесу стало тихо.  Спят деревья. 2. Деревья в парке были большие.  За полем виднеется деревня.  Усталые путники отдыхали на скамейке. 3. На улице жара.  Глеб и Олег отправились на пляж.  Море было тёплым, а купание весёлым.

1. Пришла морозная зима.

В лесу стало тихо.

Спят деревья.

2. Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

3. На улице жара.

Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание весёлым.

Структура текста Текст состоит из АБЗАЦЕВ. Каждый абзац записывается с КРАСНОЙ строки Начало –  Середина –  Концовка –  вводная, вступительная часть. основная, ключевая, главная часть. Раскрывает основную мысль. заключительная часть. Содержит выводы.

Структура текста

Текст состоит из

АБЗАЦЕВ.

Каждый абзац

записывается

с КРАСНОЙ строки

Начало –

Середина –

Концовка –

вводная,

вступительная

часть.

основная, ключевая,

главная часть.

Раскрывает

основную мысль.

заключительная

часть.

Содержит выводы.

Сегодня на уроке я:

Сегодня на уроке я:

  • Научился (лась)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Могу себя похвалить за…
Спасибо за работу.

Спасибо за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!