Конспект урока
| Предмет | русский язык |
| Класс | 2 класс |
| Тема | «Что такое имя прилагательное?» |
| Базовый учебник Дата проведения Место проведения | В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс, Москва «Просвещение» 09.04.2024 г МБОУ СОШ № 12 г. Калуги |
Цель урока: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи.
Задачи:
- обучающие: · формирование умения находить имена прилагательные;
· формирование умения ставить вопросы к именам прилагательным;
· формирование умения использовать имена прилагательные в речи;
-развивающие: · развитие орфографической зоркости;
· обогащение словарного запаса;
· развитие умения высказываться и слушать;
-воспитательные: · создание условий для формирования интереса к русскому языку;
воспитание любви к русскому языку;
воспитание уважения друг к другу
Формируемые личностные УУД:
- формирование познавательных мотивов – интерес к новому; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; - развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий.
Предметные результаты:
- усвоить понятие «имени прилагательного»;
- знать существенные признаки этой части речи;
- уметь отличать имя прилагательное от имени существительного и глагола; - уметь распознавать имена прилагательные в тексте;
- знать значение имен прилагательных в речи.
Метапредметные результаты:
- приобретение опыта использования методов решения проблем поискового характера;
- умение работать с полученной информацией: анализировать, классифицировать, систематизировать; - договариваться о распределении функций в совместной деятельности; - освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Тип урока- урок получения новых знаний
Структура и ход урока
Психологический настрой
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
– Проверим готовность к уроку
Организационный момент
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, а для этого вам нужно быть очень внимательными.
- Каким вы хотели бы видеть урок? (Ответы детей)
- Прочитайте девиз нашего урока Слайд 1 «Учитесь открывать»
-А что мы будем открывать? (Новые знания)
- А вы хотите открывать новые знания? (Хотим)
Учитель: Желаю вам успехов. А если у вас возникнут трудности, то я и ваши одноклассники непременно придем на помощь.
Минутка чистописания.
ой ий ый ая яя ое ее ые ие
Актуализация знаний
Работа со словарём.
- Начнём урок с повторения. Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную.
Т.релка, об.зьяна, п.нал, сах.р, ф.милия, к.ньки, х.роший, в.робей, к.лбаса, ст.кан, яг.да, т.пор.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слова на доске и в тетрадях, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную)
-Проверьте свою запись и запись на доске, исправьте ошибки.
5. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите ещё раз на слова и подумайте, какое слово здесь лишнее и почему?
(слово хороший лишнее, потому, что остальные слова обозначают предмет и являются существительными, а слово хороший – обозначает признак предмета)
- Какой вопрос вы задали к этому слову?
(к слову хороший можно задать вопрос какой?)
- Подчеркните это слово волнистой линией. Подумайте, какой предмет может иметь такой признак.
(Устно подбирают подходящие по смыслу существительные: хороший друг, хороший подарок)
- Рассмотрите иллюстрации на экране и скажите, какие признаки подходят к данным предметам, на какие вопросы они отвечают?
(Учащиеся рассматривают картинки. Читают вопросы, устно подбирают слова-признаки)
Дуб (какой?) высокий, роза (какая?) красная, яблоко (какое?) спелое Слайд 2
Формулируем тему урока
-Сделайте вывод, какие слова мы будем сегодня изучать?
(Мы познакомимся со словами, обозначающими признаки предмета)
- Верно! Слова, обозначающие признаки предметов называются имена прилагательные. Послушайте, что о себе говорят имена прилагательные, тогда вы поймёте, почему их так назвали.
У существительных, подчас,
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
- Давайте хором прочтём правило, которое нам поможет отличать имена прилагательные от других частей речи. (Читают правило в учебнике с. 86) Правило обязательно надо ВЫУЧИТЬ!
6. Усвоение новых знаний
- Как вы думаете, ребята, для чего нужны в речи имена прилагательные? (ответы детей)
Работа в парах.
- Работая в парах, выполните задание из учебника упр. 148, стр. 86, прочитав прилагательные, отгадайте, о каком предмете идёт речь, спишите, вставляя подходящее слово.
(Работают в парах, записывают в тетрадь)
Какой? Лёгкий, белый, пушистый … снег.
Какая? Спелая, сладкая, душистая … ягода.
Какое? Весеннее, яркое, лучистое, тёплое... солнышко.
Какие? Добрые, вежливые, правдивые …слова.
- Давайте проверим, какие существительные вы добавили.
(Учащиеся зачитывают свои варианты, проверяют, исправляют ошибки)
- Кто теперь сможет ответить на мой вопрос?
(Прилагательные помогают описать имена существительные)
- Немножко поиграем! Попробуйте сами, задумав предмет, назвать его признаки, а ребята отгадают, что вы задумали.
(Ребята называют признаки, класс старается отгадать по признакам существительное)
7. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
8. Первичное закрепление знаний
Прочитайте текст, записанный на слайде Слайд 3
Наступила______________ весна.
Светит _________________, ____________солнышко.
Зашумели _________________воды.
Появились _________ подснежники.
Радостно человеку смотреть на _____________, ______________ цветы.
- Какой это текст, ребята, весёлый, грустный?
(Грустный, невыразительный)
-Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, разнообразным, радостным? (Имя прилагательное)
- Предлагаю вам поработать самостоятельно, сочинить, придумать подходящие по смыслу прилагательные и вставить их в текст.
- А вот, что у меня получилось….
Наступила долгожданная весна.
Светит тёплое, яркое солнышко.
Зашумели весенние воды.
Появились первые красивые подснежники.
Радостно смотреть человеку на прекрасные ранние цветы.
-Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Делают речь красочной, разнообразной, яркой)
- Обратите внимание на выделенную часть каждого прилагательного. Вспомните, как называется эта часть слова (Окончание) Вернитесь к минутке чистописания. Что заметили? Как связана минутка чистописания с нашей сегодняшней темой?
Мы прописывали окончания имён прилагательных! По ним можно быстро найти имена прилагательные среди других частей речи. Потренируемся?
Самостоятельная работа (карточка)
Найти и подчеркнуть имена прилагательные. Весна, сверкает, весеннее, красивая, душистое, весёлые, веселье, добрый, зелёное, играет, волшебная. |
После работы проводится самопроверка (имена прилагательные читает ученик, правильно и быстро выполнивший задание)
9. Домашнее задание
С.86, выучить правило, упр. 149.
10. Итог урока (ответы на вопросы)
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает?
3. С какой частью речи связано прилагательное?
4. Для чего служит в речи?
11. Рефлексия «Незаконченное предложение» Слайд 4
-Было интересно…
- Я понял (а) что…
- Я научился…
- Меня удивило…