Урок русского языка в 7 классе
Клочек Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
Волновахской ОШ І-ІІІступеней №7
Тема. Не с причастиями
Цель: ознакомить учащихся с правилом написания не с причастиями, составлением опорных схем; повторить правила написания не с разными частями речи; совершенствовать навыки применять изученную орфограмму на письме; прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, опорные схемы, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
І Актуализация опорных знаний
1.Взаимопроверка домашней работы
2. Работа в парах «Блиц-опрос» по теме «Причастие»
3. Объяснительный диктант ( правописание не с разными частями речи)
Не терпит неправды, не преследовал неприятеля, не широкая река, а узкая, невысокий дом, неряшливый ребенок, некого винить, не у кого спросить.
ІІ Новый материал
1.Сообщение темы урока
2. Работа с учебником
- Используя материал учебника, составь опорную схему
3. Тренировочные упражнения:
а) у доски «цепочкой»
Трава не скошена, непогасший костер, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, отнюдь не решенная задача, скамейки не покрашены, некрашеный забор, письмо не отправлено, неотправленное письмо, ненавидящий взгляд.
4. Работа с сигнальными карточками (устно): красная карточка - раздельно, зеленая- слитно
Сено не убрано, телеграмма не отправлена, не прочитанная отцом записка, недоумевающий взгляд, неоправданное беспокойство, никогда не видавший, негаснущий прожектор, не купленный, а собственный, незабываемый подвиг, далеко не новая книга, неустрашимый боец.
5.Работа с текстом в группах
Хризантема-царица осени
«Хризантема» в переводе с греческого звучит как «золотой цветок». В странах востока с этим растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в ІІІ веке до н.э. не имеющий жалости император Китая узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний , честный человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Император таким не был. Поэтому он отправил триста юношей и девушек за нераспустившимся сокровищем. Но ненавидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков. Решили они ни за что не возвращаться в страну жестокого правителя.
И на островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая хризантема, а орден хризантемы – высшая награда.
І группа:
1. Определить стиль и тип речи
2.Объяснить значение слова «эликсир»
3.Подобрать синонимы к слову неминуемый
4.Подготовить устное изложение
ІІ группа:
1. Объяснить изученную орфограмму
2.Подобрать синонимы к слову неведомый
6. Минутка релаксации
7.Самостоятельная работа по вариантам (карточки с цифровыми ответами)
І вариант ІІ вариант
(не)замеченная ошибка | 1. (не)забываемый подвиг |
(не)продуманный ответ | 2. (не)скошенный луг |
решение (не)продумано | 3. (не)исправленная вовремя ошибка |
работа (не)закончена | 4. роман (не)дописан |
(не)законченное сочинение | 5. (не)сжатая рожь |
еще (не)прочитанная книга | 6. калитка (не)закрыта |
(не)обозримая равнина | 7. (не)отправленное вовремя письмо |
никем (не)нарушаемая тишина | 8. (не)забываемое впечатление |
(не)устрашимый боец | 9. (не)увядшие, а свежие цветы |
(не)забываемый подвиг | 10.(не)устрашимый боец |
СЛИТНО: 1, 2, 5, 7,9, 10 РАЗДЕЛЬНО:3, 4, 6, 8 | СЛИТНО:1, 2, 5, 8, 10 РАЗДЕЛЬНО:3, 4, 6, 7, 9 |
8.Синтаксическая минутка
Ветер, не стихающий ни на мгновение, гнал тяжелые темные тучи.
-Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания.
ІІІ Домашнее задание
Выучить опорную схему, упражнение 378
Найти легенды о других цветах, выделить в них причастия
ІV Итог урока