Разработка урока русского языка по теме «Исследование слова МОРОЗ»
Класс: 2
Предмет: Русский язык
Тема: Исследование слова «мороз».
Цели:
1.Организация учебно – поисковой деятельности учащихся на уроке с целью:
развития системного мышления;
развития творческого мышления;
2. Создание условий для формирования личностных качеств:
ответственность;
выбор ответа, способа действия, смысла, способа поведения;
коммуникативность;
Задачи:
закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Тип урока: урок – исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно – поисковая.
Оборудование:
ИКТ: комплекс слайдов, связанных гиперссылками. Презентация
выполнена в программе «Microsoft Power Point».
Карточки для учащихся.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов.
«Толковый словарь русского языка» В.И. Даль.
«Словарь синонимов русского языка»
«Словарь антонимов русского языка»
«Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонов.
«Фразеологический словарь русского языка»
Книги о Морозе. (Сказки).
I Вводно - мотивационный этап
- Сегодня у нас будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете исследователями. Предмет нашего исследования - слово. Это слово спрятано в загадке.
Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
На доске слово «мороз».
Синтаксис
II. Познавательный этап
Что изучает фонетика? (Наука о звуках, а звук – это то, что мы слышим и произносим.)
- Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведём фонетический анализ слова.
Мороз – 2 слога, 5б., 5зв., [ марос ]
- Подведём итог:
- Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)
- Какие звуки в слове не соответствуют написанию? ([а], [с] )
Почему? («о» в безударном положении произносится как [а], а буква «з» в конце слова оглушается).
- Какие трудности в связи с этим появляются? (Как правильно написать слово).
- Какой раздел русского языка поможет нам в этом?
2. Что изучает раздел орфография? (правописание)
- Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в конце слова)
- Докажите написание (мороз – морозы).
3. Что изучает лексика? (Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность).
- Как известно, маленькие дети задают много вопросов: почему? как?
что? зачем?
- Как бы вы объяснили значение слова «мороз» младшему братику или сестре?
- А как объясняет это слово С.И. Ожегов в словаре? (Объяснение из словаря С.И. Ожегова)
- Как объясняет это слово В.И.Даль? (Объяснение из словаря В.И.Даля)
- Кто точнее дал определение?
-Как вы думаете, есть ли слову «мороз» синонимы?
(мороз – холод, стужа )
Есть ли у слова «мороз» антонимы?
(мороз – зной, жара)
– Посмотрите на ряд слов.
Какое слово лишнее? Почему?
мороз, морозы, морозец, морозов, мороза
- Почему морозец ?
(новое слово, остальные слова – форма слова)
- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
(приставки, суффиксы)
- Какой раздел русского языка будет рассматривать это?
(словообразование)
- Образуйте новые слова от слова « мороз» .
(Работа по карточкам - «Составить слова морозный, заморозки,
обморозить, морозище» проверка.)
- Какие ещё слова можно образовать?
5. Что исследует морфология? (Части речи)
- Какой частью речи является слово «мороз»? (сущест.)
- Докажите, что это существительное? (вопрос что?, явление природы)
- Что мы можем сказать об этом имени существительном?
(сущ., нариц., неод., м.р., един.ч. )
Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение? (Синтаксис)
Или:
- Что изучает синтаксис? (Предложение, словосочетание)
- Составьте предложение.
(Работа с карточками: составить предложение.
Даны слова: сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз)
- Какое предложение получилось?
Трескучий мороз сковал льдом быструю реку.
- Назовите грамматическую основу предложения, найдите словосочетание со словом мороз.
мороз сковал - грамматическая основа
мороз (какой?) трескучий – словосочетание со словом мороз
Посмотрите на доску, с позиции какого раздела науки о языке мы ещё не исследовали слово?
(Фразеология)
- Что изучает фразеология? (Устойчивые словосочетания, «крылатые
слова»).
- Какие вы знаете устойчивые сочетания, где есть слово «мороз»?
(Мороз по коже)
- Что оно означает?
- Как вы думаете, почему появилось это выражение?
- Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова.
- Какие пословицы и поговорки вы подготовили, где звучит слово
«мороз»?
Русский народ всегда любил зиму и мороз, слагал сказки.
- Мороз Иванович, дедушка Мороз – почему так называли?
(Представляли живым человеком)
(Выставка книг с русскими сказками.)
- Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме.
(Отрывки стихотворений)
III. Итог урока.
- Сегодня мы исследовали слово «мороз». Мы изучили слово с разных
точек зрения.
- Что было особенно интересным?
- Какие вопросы были трудными?
- Что узнали нового?
Пословицы и поговорки для урока.
Береги нос в большой мороз.
Зима не без морозов.
Солнце на лето, зима на мороз.
И март морозом на нос садится.
Январю – батюшке – морозы, февралю метели.
Мороз пробирает да расшевеливает.
День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Если б не мороз, то овёс бы до неба дорос.
На морозе и дедушка вприпрыжку идёт.
Два друга: мороз да вьюга.
Майский мороз не выдавит слёз.
Просо ветру не боится, а морозу кланяется.
Был бы покос, да пришёл мороз.
В январе солнце на лето, зима на мороз.
Не страшен мороз, когда за спиной колхоз.
Мороз да стужа – нет их хуже.
Спасибо, мороз, что снегу принёс.