СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов" (5 класс)»

111

19.02.2020

Конспект урока по русскому языку в 5 – Б классе

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель урока: Создать условия для повторения и закрепления знаний о глаголе как о части речи; организовать деятельность учащегося для усвоения нового понятия, спряжении глаголов.

Задачи урока:

Обучающаяформирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам; закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли глагола; закрепление умения находить и использовать глаголы в тексте; научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию и определять спряжение глаголов по алгоритму.

Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности через решение логических задач; способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, мышления, внимания и воображения учащегося; развивать наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать, делать выводы.

Воспитательная: создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимся, стимулирование активного творческого труда, воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка, как учебного предмета, стремление к совершенствованию своей речевой практике.

Планируемые результаты:

предметные: формирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам; закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли глагола; закрепление умения находить глаголы в тексте;

личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию; положительное отношение к учебной деятельности, привлечение интереса к спорту

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; развитие умений определять тип спряжения глаголов; соотносить личные формы глагола с инфинитивом; развивать умение давать самооценку своей деятельности, самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в парах, в группе.

деятельностные УУД: развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что у нас сегодня присутствуют гости на уроке. Пусть нам с вами сопутствует успех. Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок -

Нам пора начать урок.

2. Актуализация опорных знаний + индивидуальное задание.

- Запишите число, классная работа.

- Давайте повторим то, что мы с вами изучали на прошлых уроках.

(индивидуальное задание раздается нескольким учащимся).

Индивидуальное задание

Найдите «четвертое лишнее», подчеркните его.

1.спит, бежит, добивается, разбудит

2.читает, просматривает, обеспечит, думает.

3.негодует, рассмотрит, обижается, свистит.

4.передает, перечитает, передвигает, перемешивает.

5. плавать, переносить, чудить, задуматься.

Ответьте на мои вопросы:

- Что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос «что делает?», «что будет делать?» и обозначает действие предмета.)

- Что такое инфинитив? (Инфинитив — это начальная форма глагола, отвечающая на вопросы «что делать?», «что сделать?». )

- Нам известно, что глаголы изменяются по временам. Какие три формы времени вы знаете? (настоящее, прошедшее, будущее)

- Настоящее время отвечает на какой вопрос? (что делает?)

- Прошедшее время отвечает на какой вопрос? (что делал? или что сделал?)

- А будущее время отвечает на какой вопрос? (что сделает? или что будет делать?)

  1. Создание проблемной ситуации.

- Чтоб узнать тему нашего урока, отступите 2 строчки, запишите в тетради «Упражнение 1» и измените глаголы по лицам и числам (2-3 слайды)

Кричать – 1 вариант Прыгать – 2 вариант

ЕД. Ч. МН. Ч. ЕД. Ч. МН. Ч.

Я – кричу МЫ – кричим Я – прыгаю МЫ - прыгаем

ТЫ – кричишь ВЫ – кричите ТЫ – прыгаешь ВЫ – прыгаете

ОН, ОНА, ОНО – кричит ОНИ – кричат ОН, ОНА, ОНО – прыгает ОНИ - прыгают

- Итак, ребята, как выдумаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? (изменять глаголы по лицам и числам)

- Давайте подумаем, как по-другому можно сказать об изменении глагола по лицам и числам? Вот варианты: (слайд 4)


Инфинитив Время Спряжение

Ответы детей. (Спряжение)

- Запишите тему урока: Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (слайд 5)

Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе

Долго им пришлось идти,
Чтоб спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.

- Какая цель нашего сегодняшнего урока? (научиться спрягать глаголы)

- Сегодня мы выучим, что такое спряжение и научимся правильно спрягать глаголы.

4. Работа с учебником.

- Что такое спряжение? СМ. правило в учебнике.с. 60 (Изменение по лицам и числам.)

- Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения.

Какие глаголы относятся к 1-му спряжению? ( Слайд 6)

Какие ко 2-му? (Слайд 7)

Основной вопрос: зачем нам все это знать? (чтобы правильно писать глаголы).

А чтоб вы быстрее выучили окончания глаголов 1 и 2 спряжений, я раздам вам карточки-подсказки. (Раздаю карточки)

- Вы, наверное, уже привыкли, что практически в каждом правиле есть исключения. А вот слова - исключения к нашему правилу, а чтоб вы их лучше запомнили, из этих слов составили стихотворение. ( раздаю каждому слова-исключения)

Ко второму же спряженью 
Отнесем мы без сомненья 
Все глаголы, что на -ить, 
Исключая брить, стелить. 
А еще: смотреть, обидеть, 
Слышать, видеть, ненавидеть, 
Гнать, держать, дышать, вертеть, 
И зависеть, и терпеть.

- Как пользоваться этим правилом? (см. «Советы помощника» с. 60)

5. Физкультминутка.(слайд 8)

- Сели на свои места.

  1. Первичное закрепление изученного материала

Работа у доски

Задание. Выделите окончание, определите спряжение.

Берут вилкой(I), быстро уплывут(I), ничего не слышат(II), ничего не видят(II), рвут бумагу(I), долго молчат(II), много говорят(II), красиво поют(I), плывут по реке(I), тихо шуршит(II), поют песню(I), стелют постель(I), ведут пересчет(I), шумит по камушкам(II).

  1. Закрепление.

    1. Работа в парах.

Каждая пара учащихся получает карточку с предложениями.

Задание. Запишите предложения, определите спряжение глаголов.

Карточка 1.

В1

В2

1.Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.

2.На морозном воздухе ты дыш…шь глубоко.

1.Ветер лепесток колыш_т.

2.Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.

Взаимопроверка.(дети обмениваются тетрадями и проверяют задания соседа по парте)

    1. Самостоятельная работа на карточке с последующей проверкой на слайдах 9-10

      Карточка 2

      Шторм.

      Сегодня с рассвета

      Бесну..тся море,

      Вороча..т камни,

      Встаёт на дыбы.

      И пен..тся волны

      В широком просторе,

      С разбега дробясь

      О гранитные лбы.

      Как будто бы вызов

      Природою брошен,

      И листья шуршат

      На крутом берегу.

      И ветер мохнатое

      Небо ерош..т

      И гнёт кипарис

      На бульваре в дугу.

      Крикливые чайки

      Пугливо притихли.

      Баркасы укрылись

      За каменный мол.

      По улицам города

      Нос..тся вихри,

      И тополь стоит

      Весь до веточки гол.



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: п. 52, выучить стишок, упр.390,обозначить окончания, определить спряжение.(слайд 11)

  2. Рефлексия (подведение итогов занятия) (слайд 12)

  3. Оценивание.

  4. Резерв*

Задание 1:

Цифровой диктант с самопроверкой.

- Я диктую вам глаголы, а вы определяете спряжение и пишите ту цифру, к какому спряжению относится тот или иной глагол через запятую.

Трещит, гудит, гнут, встают, глядят.

(Ответ записан на обратной стороне доски 2,2,1,1,2)

Задание 2

Тест на закрепление знаний.

1.В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) постел..шь

2) выход..шь

3) наде..шься

4) бор..шься

2.В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) леч..шь

2) лепеч..шь

3)  тащ..шь

4) выскоч..шь

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) выгор..шь

2) мел..шь

3) дремл..шь

4) бре..шь

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1 )задерж..шься

2) выгляд..шь

3) прос..шь

4) сфотографиру..шься

5.   В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) завис..шь

2) кле..шь

3) бор..шься

4) верт..шься

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) пиш..шь

2) откликн..шься

3) скач..шь

4) вылеч..шься

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) бор..шься

2) законч..шь

3) огранич..шь

4) принос..шь

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) предъявля..шь

2) загон..шь

3)напил..шь

4) знаком..шься

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) терп..шь

2) проветр..шь

3) скаж..шь

4) знаком..шься

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) брод..шь

2) выуч..шь

3) исчезн..шь

4) увид..шься

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

1

4

3

4

1

1

3

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!