СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку Текст. Основная мысль текста 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку Текст. Основная мысль текста 5 класс»












Разработка урока по русскому языку

Текст. Основная мысль текста

5 класс











Учитель

МБОУ «ШКОЛА №10 Г. ТОРЕЗА»

Дацюк Д.А.



















Тема: Текст. Основная мысль текста.

Цели урока: формирование умения определять основную мысль текста; развитие умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте; корректировать развитие связной устной и письменной речи, орфографической зоркости, внимания, мышления, наблюдательности.


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к урокам русского языка;

развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненную работу;

формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать в центрах активного обучения, парах сменного состава, статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и их исполнять в соответствии с инструкцией;

развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;

развитие умения оценивать совместно учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной форме.


Направленные на достижение предметных результатов обучения

ознакомление учащихся с произведением Р.Киплинга «Откуда у кита такая глотка»

совершенствование навыков чтения

формирование глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам

применение интерактивных форм обучения.



Ход урока

I. Организационно – мотивационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех!

А какое у вас настроение? Кому с утра весело? Кому грустно?

Давайте на этом уроке плохое настроение превратим в радостное.

Хотите попробовать?

Перед вами лежат разноцветные буквы, соберите их по схеме. Какое слово получилось?

У Л Ы Б Н И С Ь

Друг другу улыбнемся и пожелаем удачи. Ведь с маленькой удачи начинается успех!

II. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума». Вопрос – быстрый ответ.

  1. Что дарят на День рождения?

  2. Что бывает на дороге после дождя?

  3. Как называется след от лыж?

  4. Дикая кошка – это …

  5. Сладости в обертках – это …

  6. Кто лечит людей?

  7. О ком говорят: ушастый, глазастый, серый, белый.

  8. Тетрадь для рисования – это …

  9. Какое время года сейчас?

  10. Какое сегодня число? (Молодцы).

(У каждого ребенка на парте индивидуальная папка.)

Чтобы вас порадовать, я проведу игру «Школа разведки».

Проводится игра «Школа разведки» . Назначаются 3 генерала.

Работа с деформированным текстом.

Первый

Второй

Третий

много

тропинки

полянке

в

прячутся

на

грибов

у

появились

лесу

боровики

рыжики



Вопросы по составленному тексту.

  • Назовите признаки текста? (Все предложения связаны между собой по смыслу.)

  • Как можно его озаглавить? Какой вопрос перед этим нужно задать? (О чем говорится в тексте?)

  • Подберите название (заглавие) к тексту.

  • Как вы думаете, для чего книгам, рассказам нужны названия (заглавия)? ( По заглавию можно узнать на какую тему книжка или рассказ.)

  • Давайте вспомним, что такое тема текста? (Тема – это то, о чем говорится в тексте.)

III Целеполагание

- Сегодня мы продолжим работу с текстом. Познакомимся с понятием «основная мысль текста».

- Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.

Соберём «Корзину идей»

IV Открытие нового знания

- Основная мысль – это главное, что хочет сообщить нам автор, в чем он хочет нас убедить.

- Чтобы глубже разобраться в этой теме, мы организуем работу в группах.

- Для этого разделимся на компании в соответствии с пиктограммами:

Кирилл и К° , Ангелина и К° , Никита и К° . Каждая группа работает со своим текстом.

Большие как дома.

Мы подошли к слонам.

Слон такой большой. Я думал, такого не может быть и что он не живой, сделанный. Ноги у слона толстые, как столбы. Он такой ногой может кого угодно стоптать.

Вот какие слоны большие!

  1. Вопросы по содержанию.

  2. Что нового узнали о слонах?

  3. Найдите в тексте предложение, в котором сформулирована основная мысль.


Умные животные

Слоны умные животные.

Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

  1. Вопросы по содержанию.

  2. Что нового узнали о слонах?

  3. Найдите в тексте предложение, в котором сформулирована основная мысль.



Огромная няня.

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок уползал далеко от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор.

Когда ребенок плакал, слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

  1. Вопросы по содержанию.

  2. Что нового узнали о слонах?

  3. Определите основную мысль текста. В чем нас хочет убедить автор, что он хочет рассказать о слоне?

Вывод


V Рефлексия

  1. Работа с текстом.

Дети берут из папки следующий текст.

- Сейчас я прочитаю рассказ мальчика, а вы попытайтесь определить тему и основную мысль. (На экране появляются два заголовка – «Отдых» (тема), «Замечательный отдых в деревне» (основная мысль.)

Текст

Мне очень нравится отдыхать у бабушки в деревне Дубки.

В деревне всегда интересно. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги.

На следующее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.

  1. Определяем тему и основную мысль текста.

  2. Анализ текста.

  3. Словарная работа.

VI Рефлексивно-оценочная деятельность.

  1. Изложение по вопросам.

- Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

- Какие слова уже есть в вопросе и какие нужно добавить? (В итоге получается такая запись на экране)


  1. Где Пете нравится отдыхать?

в деревне Дубки

  1. Куда он ходит с бабушкой за грибами.

в лес

  1. Что еще они собирают в лесу?

землянику

  1. Чем мальчик занимался с ребятами?

купается

  1. Что Петя делает вечерами?

читает интересные книги

  1. Куда он поедет на следующее лето?

к бабушке в деревню


  1. Самостоятельная работа/индивидуальная работа.

  2. Самопроверка.

  3. Работа с листом самооценки.

Урок подошёл к концу, и вам осталось лишь оценить свою работу.

VII Подведение итогов урока



Лист самооценки.

Ф. И. ______________________________________________________________

Критерий

Оценка

  1. Я понимаю содержание и определяю основную мысль текста


1 2 3 4 5



  1. Я умею отвечать на вопросы и составлять связный текст


1 2 3 4 5




  1. Я умею работать в группе



1 2 3 4 5




  1. Я умею оценивать свою работу


1 2 3 4 5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!