Конспект урока по русскому языку. 3 класс
Тема урока : Личные местоимения
Цели : закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Оборудование: правила
Литература: учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Просвещение), интернет
Ход урока:
Организационный момент
- Ребята, давай вспомним наш девиз урока.
« Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни много достигает!»
Девочки и мальчики
Поднимают пальчики.
Громко ими хлопают,
Каждый пальчик трогают.
— Ты, большак, не уставай,
— А, мизинчик, — помогай!
— Безымянный, покажись!
— Средний пальчик, поднимись!
Вот какие пальчик,
У девочек и мальчиков!
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Ребята, а кто из вас понял, что я прочитала? Почему?
- Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи?
- Правильно, они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Работа по теме урока
Послушайте стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Учащиеся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

- Прочитайте текст (текст записан на доске)
Филин – красивая птица. У филина длинные крылья желтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин – ночная птица.
- Что вы заметили в этом тексте? (повторяется слово филин)
- А какие слова можно употребить вместо слово филин? (местоимения : я, ты, мы, вы…)
упр. 156 с. 92 (устное, коллективное выполнение)
- Что такое местоимение?
- Какие вы знаете местоимения?
- Чем отличается местоимение от существительного?
Я лечу, лечу стрелой, Мы сегодня в лес пойдём
Только пыль взметаю За зелёной ёлкой.
Плещешь ты, куда захочешь, Весело текли вы,
Ты морские камни точишь. Детские года!
В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.
- Записать через запятую только местоимения.
- прочитать местоимения, которые записали (я, ты, мы, вы, он, оно, они). Какого местоимения не хватает? (она)
Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
- Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

упр. 158 с. 93
- Прочитайте предложения, которые вы составили
- Назовите местоимение, которое пропущено в данном предложении.
упр. 159 с 94
- Назовите местоимения в предложениях
Отгадайте загадку
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова. (одуванчик)
- Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение с этим словом и запишите его.
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Записано на доске)
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
- Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова
Рефлексия
- Прочитайте текст, который записан на доске. Назовите местоимения.
Я живу в Стаханове. Учусь я в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я очень горжусь своим другом.
- Что называется местоимением? Пример
- Чем местоимение отличается от существительного?
- Оцените свою работу
Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Составить и записать два предложения с местоимениями.