СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока :"Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С  помощью этого урока Вы, дорогие коллеги, сможите дать представления о местоимении как части речи. Формировать умение распознавать местоимения

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока :"Личные местоимения"»

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Тема урока : Личные местоимения


Цели : закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

- упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

- воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

- развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.


Оборудование: правила


Литература: учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Просвещение), интернет



Ход урока:


  1. Организационный момент


- Ребята, давай вспомним наш девиз урока.

« Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни много достигает!»


  • Проверка домашнего задания

  • Физкультминутка. Подготовка руки к письму

Девочки и мальчики

Поднимают пальчики.

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

— Ты, большак, не уставай,

— А, мизинчик, — помогай!

— Безымянный, покажись!

— Средний пальчик, поднимись!

Вот какие пальчик,

У девочек и мальчиков!

  • Запись даты в тетрадь

  • Повторение изученного материала.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…


- Ребята, а кто из вас понял, что я прочитала? Почему?

- Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

- Для чего существуют местоимения в речи?

- Правильно, они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.


  1. Работа по теме урока


  • Знакомство с стихотворением о местоимения

Послушайте стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Учащиеся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.



  • Наблюдение над ролью местоимений

- Прочитайте текст (текст записан на доске)

Филин – красивая птица. У филина длинные крылья желтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин – ночная птица.


- Что вы заметили в этом тексте? (повторяется слово филин)

- А какие слова можно употребить вместо слово филин? (местоимения : я, ты, мы, вы…)


  • Работа по учебнику

упр. 156 с. 92 (устное, коллективное выполнение)

- Что такое местоимение?

- Какие вы знаете местоимения?

- Чем отличается местоимение от существительного?


  • Выборочный диктант.

Я лечу, лечу стрелой, Мы сегодня в лес пойдём

Только пыль взметаю За зелёной ёлкой.



Плещешь ты, куда захочешь, Весело текли вы,

Ты морские камни точишь. Детские года!


В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.


- Записать через запятую только местоимения.

- прочитать местоимения, которые записали (я, ты, мы, вы, он, оно, они). Какого местоимения не хватает? (она)


  1. Физкультминутка



  1. Продолжение работы по теме урока


- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).


- В "Толковом словаре" Ожегова записано:

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.


  • Работа по учебнику

упр. 158 с. 93

- Прочитайте предложения, которые вы составили

- Назовите местоимение, которое пропущено в данном предложении.


упр. 159 с 94

- Назовите местоимения в предложениях


  • Работа со словом из словаря

Отгадайте загадку

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова. (одуванчик)


- Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение с этим словом и запишите его.


  • Игра на внимание. Найди местоимение

- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.


  • Игра "Четвёртое - лишнее".

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Записано на доске)

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

Он, она, они, мы

- Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова


  1. Рефлексия


- Прочитайте текст, который записан на доске. Назовите местоимения.

Я живу в Стаханове. Учусь я в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я очень горжусь своим другом.


- Что называется местоимением? Пример

- Чем местоимение отличается от существительного?

- Оцените свою работу


  1. Подведение итогов урока


- Что нового вы узнали на уроке?


  • Домашнее задание

- Составить и записать два предложения с местоимениями.