СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 5 классе. Раздел: Культура :язык и общение Тема: «Сила слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся смогут: формулировать вопросы к тексту, формулировать определения понятий «тема текста», «основная мысль», создавать тексты – повествования разной сложности, владеть новыми словами, усвоив их значение и нормы употребления в речи; использовать полученные знания для обсуждения в группе при определении основной мысли текста.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе. Раздел: Культура :язык и общение Тема: «Сила слова»»

Краткосрочное планирование урока


УРОК: русский язык.

Раздел: Культура :язык и общение

Тема: «Сила слова»

Школа:


Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Кол. присутствующих:

Кол. отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на данном уроке


5.2.1.1. Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему.

5.3.4.1. Создавать тексты - повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории).

Цели урока:

Все учащиеся могут: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему. Создавать тексты- повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, заметка, дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории) .

Большинство учащихся могут:

узнавать жанр текста, составлять заметку в газету, выразительно читать, сохраняя ударение и интонацию в словах.

Некоторые учащиеся могут:

Группа «А»: Писать письма в разговорном стиле с использованием шаблонов. Делать выводы о роли слов в жизни людей.

Группа «С»: организовывать работу в группах, обобщать результаты такой работы, использовать знания для аргументации, подведения итогов.

Языковая цель:

Учащийся умеет: формулировать вопросы к тексту, формулировать определения понятий «тема текста», «основная мысль», создавать тексты – повествования разной сложности.

владеть новыми словами, усвоив их значение и нормы употребления в речи; использовать полученные знания для обсуждения в группе при определении основной мысли текста.

Ключевые слова и терминология: жанр, стили речи,

сила слова, слова мудрых, сквернословие, притча, основная мысль.

Полезный набор фраз для диалога/письма: Я считаю…, Мне кажется…, Мне понравился ответ, потому что… я согласен(а) с тем, что…,

Межпредметные связи

Данный урок связан с уроками самопознания и литературы.

Предшествующее обучение

Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках русского языка: знают понятия основная мысль текста, тема; умеют определять тему текста, имеют свою точку зрения на основе жизненного опыта.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

( 2-3 мин)













Стратегия.

Логическая цепочка

3-4 мин.


























1 мин

1. Организационный этап. Приветствие.

Психологический настрой. Тренинг «Это здорово!»

Инструкция.

Учащиеся становятся в круг, в центр выходит каждый ученик и говорит о каком-либо своем умении: « Я умею танцевать!». В ответ на каждое высказывание остальные хором отвечают: «Это здорово!». И поднимают вверх большой палец.

Создание коллаборативной среды. Ученики делятся на 3 группы методом карточек 3 цветов: «Цветовая гамма. Вежливые слова» (с сильной мотивацией - «Спасибо», со средней мотивацией - «Извините» , со слабой мотивацией-«Доброе утро»)

Актуализация знаний: 

Соотнесите части русских и казахских пословиц о языке, речи и слове: коллективная работа.

Найти вторую половину пословицы.

1.В умной беседе быть - ума прикупить,

А) что дождь в засуху

2.Хорошее слово

Б) а злое - калечит.

3. Доброе слово

В) а другое - сращивает.

4. Ласковым словом

Г) язык не отсохнет.

5. Из вонючего рта

Д) а в глупой - свой потеряешь.

6. Одно слово кость ломит,

Е) вылетают гнилые слова.

7. Доброе слово лечит,

Ж) половина дела.

ФО (словесное).

Правильные ответы

1.В умной беседе быть - ума прикупить,

Д) а в глупой - свой потеряешь

2.Хорошее слово -

Ж) половина дела.

3. Доброе слово

А) что дождь в засуху

4. От ласкового слова

Г) язык не отсохнет.

5. Из вонючего рта

Е) вылетают гнилые слова.

6. Одно слово кость ломит,

В) а другое - сращивает.

7. Доброе слово лечит,

Б) а злое - калечит.

-Эпиграфом нашего урока можно взять слова поэта Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти…». Подберите синонимы к слову «слово». Можете ли вы продолжить глаголы , которые объединяют людей или же их разъединяют и ссорят? Как думаете, какая тема урока? (Уч-ся сами определяют тему урока и цели и записывают цели на ладошке, к которой вернутся в конце урока).

ФО «Словесная оценка». Молодцы!











Слайд презентации















Прием

«Всплытие» (ученики сами поднимаются и отвечают)









Эпиграф урока

Слайд презентации

Прием «Ладошка»

Середина урока

2 мин.







Просмотр видео –

2 мин






4-5 мин.


Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»








Составление органайзера «Карта истории»

(вставить ключевые слова в каждый квадрат события)

10 мин.




1 мин.


2 минуты



2 мин.










10 минут























































3-4 мин.

Стратегия

.График эмоций.





1 мин.




2-3 мин.






















1 мин.







Словарная работа.

При́тча — короткий, назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.

Вопросы для всех уч-ся заранее даны на доске.

К

Задание:

1.Просмотрите видеоролик «Притча о гвоздях» и прослушайте текст по нему (смешанный тип текста).

2. Ответьте после просмотра видеоролика на такие вопросы:

  1. О чем эта притча? Тема ее?

  2. Какова основная мысль «Притчи о гвоздях»?

  3. Какие ключевые слова и выражения отражают идею притчи? (выход на тему урока).

  4. А вы оставляли шрамы в сердце другого человека, употребив злое обидное слово?

  5. А какие ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ проблемные вопросы к притче можете сформулировать вы? (Почему полезно сначала подумать, а потом говорить? Что делать, если ты обидел человека, но тебе трудно попросить прощение? )

6). Как помогает нам эпиграф урока и эта притча понять тему нашего урока?

3.Составьте в парах органайзер «Карта истории», включив в квадраты ключевые слова событий.

Притча о гвоздях. Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

ФО. словесное

Физминутка


Слово учителя: - Ребята, мы поработали по содержанию восточной притчи и пришли к выводу , что слово имеет и добрую и злую силу. Все зависит от того, кто его произносит и с какой целью. Я вижу ,что вы все задумались о том, что нужно быть очень осторожными со словами, и теперь мне очень хочется, чтобы вы создали свои творческие работы по группам, не забывая эпиграф урока.

-К какому типу и стилю речи относится этот текст? Нам нужны эти знания, чтобы успешно выполнить задания в группах.

Итак, успеха вам, вперед к творческим успехам. Я всегда приду вам на помощь. Я рядом .


Дифференцированные задания по 3 группам.

Задание№3

Группа А.Даны клише. Одно из 2 заданий -по выбору.

- короткое письмо в разговорном стиле другу, с которым находятся в ссоре и хотят помириться. 

Цель данного письма: помириться с другом, при помощи доброго , объединяющего людей слова.

письмо в разговорном стиле бабушке, находящейся в больнице. 

Цель письма: приободрить бабушку правильно выбранными словами.

Критерий

Дескрипторы

1.Написание короткого письма в разговорном стиле

1.Внимательно прочитал задание.

2.Продумал цель написания письма.

3.Продумал построение письма.

4.Используя шаблоны, написал письмо-примирение или ободрение.

5. Озвучил письмо в классе.


ГруппаС.

Просмотрите по ноутбуку видеоролик « Влияние слов на организм человека» и напишите маленькую заметку в школьную газету на тему «О сквернословии среди подростков».


Критерий

Дескрипторы

1. Пишут заметку в школьную газету о ненормативной лексике

1.Внимательно просмотрели видеоролик.

2.Продумали краткий план к написанию заметки.

3.Проработали источники , необходимые для написания (словари, статьи из СМИ).Задания на опережение. Анкетирование среди ребят по теме «Сквернословие»

4.Поделились мыслями и чувствами по теме ролика с ребятами из группы.

5.Проанализировали все мнения.

6. Выработали свою позицию.

7.Написали краткую заметку о ненормативной лексике.

8. Озвучили лучшую работу в классе.

Группа В.

Задание: Используя миниатюры поэта Г. Цадаса о значении слова в жизни человека и свой жизненный опыт, оформить рекламный постер в художественном стиле на тему «Берегите наш язык!» (попробуйте себя в роли поэтов или писателей).


Критерий

Дескрипторы

Оформление рекламного постера «Береги речь».

1.Собрали материал по теме.

2.Извлекли нужную информацию из разных источников.

3.Использовали личный жизненный опыт.

4.Обработали весь собранный материал.

5.Составили текст рекламы (индивидуально или в паре).

6.Проанализировали все работы и выбрали лучшие.

7.Оформили рекламный постер.

8. Защитили его.


Формативное оценивание. Метод «Удачно-неудачно».


Задание №4.

-Давайте вернемся к нашему эпиграфу урока: «Словом можно убить, словом можно спасти…» и ответим на вопрос: слово объединяет людей или разъединяет?

А) Работа в парах (№ 1 и №2): №1 отвечает на вопрос: как словом можно «убить и разъединить?»(Ситуация.Просмотри мультфильм.Ссора), а №2 –как можно словом спасти и объединить?(Спеть хорошую , добрую песню и сделайте вывод о силе слова. используя график эмоций).

Защита своей работы в парах.

ФО. Прием «Светофор».

Рефлексия


Посмотрите на рисунок « Ладошки».Достигли ли вы цели?


Заполнение рефлексивного листа


Сегодня на уроке

Понравилось:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Я задумался о том. что__...________________________________________________


__Я думаю, что этот урок мне поможет…_________________________________________________________________



М ое настроение на уроке








Домашнее задание (на выбор)

1.Составить диалог из 5-8 реплик на тему: «В библиотеке». Использовать материал урока.

2.Составить памятку на тему: «Осторожно: слово».

3.Выучить 5-10 высказываний на тему «слово» и записать их в тетрадь.

4. Опережающее задание для 2сильных уч-ся: мини- сочинение «Умеем ли мы общаться?» (5-8 предложений).

Прием. Опора

Лексическая копилка

( Слайд притча)

Лингвистическая копилка

(Слайд – жанр, стили и типы речи)



Видеоролик «Притча о гвоздях»

https://youtu.be/mdjnSlTcv2Q?t=30



https://youtu.be/XRbxMt11Jxs?t=4












На каждом столе лежит текст притчи









https://youtu.be/3ILs_uu5arQ?t=29





Прием «Опора» Лингвистическая копилка

(Слайд – стили и типы речи).















Поддержка учителя

Слова для справок

(клише-шаблоны к письму)

Видеоролик. «Влияние слов на организм человека»

https://youtu.be/x4FylY_dy88?t=4


ФО

Техника ««Измерение температуры»




























Поддержка учителя



Прием «Ладошка»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!