СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»

Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»»

Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»

 Цель: Воспитание уважения к своему языку, привлечь внимание к живому слову. Обучать работе с этимологическим словарём, правильно употреблять слова и правильно их произносить. Развивать речь учащихся, память, внимательность, любознательность.

Задачи:

предметные: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;

метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;

личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая.

Оборудование: плакаты с надписью, медали командам, жетоны для поощрения, карточки со словами.

Ход занятия

  1. Организация класса.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Запишем отгадку.

- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.

- Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И. Ожегова, О.В. Михайловой, Л.И. Скворцова, В.И. Даля и др.).

-В каком значении слово «язык» интересует нас?

  1. Постановка темы и цели занятия.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

     - Ребята, сегодня мы поговорим о нашем языке, о его роли в нашей жизни. Как зарождалась речь.

4. Основное содержание.

  Учитель. - Как вы думаете, зачем нам нужна речь?

  Учащиеся. – Речь нам нужна для того, чтобы общаться друг с другом. Если бы не было речи, человек не мог бы размышлять, обмениваться мыслями. Люди не могли бы выразить словами чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь.

  Учитель. – А кто знает, как зарождалась речь? (Ответы учащихся).

- Теперь послушайте рассказ учеников.

  Ученица. – Давным – давно люди совсем не умели разговаривать, хотя все у них для этого было6 и достаточно развитый мозг, и органы речи.

   Удивительно, не правда ли? пппппппппппппппппппппппп

   Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъяснять всё по-своему. Но у человека всё по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребёнку надо этому учиться. Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?

    Ученик. Никто точно не знает, но предполагают, что примерно 25 тысяч лет назад. Люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы должны любить и беречь свой родной язык.

    Учитель. Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная. Кто-нибудь знает из вас знает, как эта наука называется?

     Этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

   Цель словарей – привлечь внимание к живому слову, заинтересовать школьников русским языком, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углублять в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного, и любознательного обязательно ждут открытия.

   Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. рррррррррррррррр

    Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например, конь и козёл – гимнастические снаряды, кошки у верхолазов – специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка – прибор без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии.

    Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.

    Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории.

  Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадки объяснят учащиеся, т.е. расскажут об их происхождении.

1.   Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это…?     (Карандаш)

Ученик. – Слово карандаш образовано от тюркского караташ – «сланец», «графит» (кара – «чёрный» и таш – «камень»).

Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.

   Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.

Ученица.   2.  Кое-кто о школе.

                      Шар не велик

                      Лениться не велит,

                      Если знаешь предмет,

                     То покажет целый свет.   (Глобус.)

  - Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий.

    Ну а почему же всё- таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово «глобус» означает «шар». Вот, оказывается, в чём секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.

Ученик.  3. То в клетку, то в линейку,

                  Написать во мне сумей-ка,

                   Можешь и нарисовать.

                   Что такое я?               (Тетрадь)

 - Это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от tetrados – «четвёртая часть листа» или tetro – «сложенный вчетверо». А почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова.

Учитель. – Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.

   Пока молод ум, свежо и своеобразно восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.

     - А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.

   Одна команда будет называться «Гласные», а другая «Согласные». Я вам дам карточки, на них будет написан ваш девиз.

Девиз гласных: «Гласные тянуться в песенке звонкой,

                              Могут заплакать и закричать,

                               Могут в кроватке баюкать ребёнка,

                               Но не желают свистеть и ворчать».

Девиз согласных: «А согласные согласны

                                 Шелестеть, шептать, скрипеть,

                                 Даже фыркать и шипеть,

                                 Но не хочется им петь».

 I конкурс.

Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)


А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)


Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)


Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)


Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)


Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)


С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)


Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)


Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)


Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)


Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех — ... (знак вопроса)


Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —... (восклицательный)


Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)


Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)


Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)


По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)


Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)


Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)


Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)


Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)


Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)


Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)


Конкурс II.

  На доске для каждой команды написаны слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:

АОСНВМТКО – космонавт

СУМКЕНРОДЕ – секундомер

НКАСФАРД – скафандр

БИЬЛУНИДК – будильник

МУДРНА – дурман

СНКИО – носки, носик

Конкурс III.

  Теперь мы проверим наши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке.  Кто соберёт правильно быстрее, тот получит очко.

 Смородина, абрикос, помидор, груша, черника, баклажан, огурец, заяц, гнездо, ананас, машина, футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.

Конкурс IV.

 «Согласным» нужно выбрать любую согласную букву, а «гласным» - гласную.

 Я засекаю время, а вы должны придумать и записать слова на ту букву, которую выбрали.

  Кто напишет больше слов, тот выиграет.

(Причём слово должно обозначать предмет.)

Конкурс V.

  Отгадать знаки препинания.

Вечно думая над смыслом, 

Изогнулся коромыслом. 

И не знаю, что сказать? 

Что ответить? Промолчать?

(Вопросительный знак) 


Я всему всегда венец;

Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай.

(Точка)


Мы три подружки и сестрички,

Стоим в конце любой странички.

Там, где что-то не сказали,

Или что-то не узнали.

(Многоточие)


Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувствам нет конца! Не уймет себя никак.

(Восклицательный знак)


Учитель. – И в завершении я дам вам предложение. Обе команды должны поставить в этом предложении запятую и объяснить, почему именно здесь её поставили: «Казнить нельзя помиловать».

  Кто поставит и объяснит, тот получит очко. Это предложение на смекалку. На этом наши конкурсы закончились, теперь давайте посчитаем очки.

   Победила команда …

4. Итог.

- Теперь подведём итоги нашего занятия.

С какой новой наукой мы сегодня познакомились?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!