Математика
Тема: Диаграммы
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»
Задачи:
Образовательная:
• познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу;
• закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;
• учить использовать приобретённые знания в практической деятельности
Развивающая:
• развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;
• способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления
Воспитательная:
• создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы
Планируемые результаты:
Предметные:
• научатся читать диаграммы;
• научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;
• научатся делать выводы
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• высказывать и обосновывать своё мнение;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• проявлять активность во взаимодействии;
• адекватно оценивать результаты своей деятельности
Формируемые УУД:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.
Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник
Ход урока
-
Организационный момент
- Ребята, на сегодняшнем уроке математики я предлагаю вам:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И открытия вас ждут обязательно!
- А какие открытия можно совершить на уроке математики?
-
Актуализация знаний
-
Минутка каллиграфии
376 851
- Дайте описание этих двух чисел.
2. Математический диктант
-
90 разделить на 3 (30)
-
Произведение чисел 120 и 2 (240)
-
300 увеличь в 3 раза (900)
-
На сколько 520 больше чем 120 (на 400)
-
Частное чисел 200 и 2 (100)
-
Разность чисел 500 и 250 (250)
-
Сумма чисел 450 и 70 (520)
- Проверим свои результаты
-
Открытие нового материала
- Вам предстоит совершить первое открытие и разгадать слово. Для этого сначала найдём значения выражений.
946-46+82=982 (А)
26∙3-18=60 (Г)
4+96:2=52 (А)
80-5∙7=45 (И)
260+70=330 (М)
482-60=422 (М)
560:7∙4=320 (А)
8∙8-6∙7=22 (Д)
210:7:6+69=74 (Р)
- Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.
- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Диаграммы)
- Кто-то знает, что такое диаграмма?
- Откройте учебник на странице 16 и прочтите правило.
Масштаб – это отношение длины отрезка на рисунке к длине этого отрезка в действительности.
- Обратите внимание, что бывают различные виды диаграмм.
- Давайте разберем пример в учебнике на странице 16.
- Какой масштаб диаграммы?
- Какова масса утки? Сколько это клеточек?
- Какова масса зайца? Сколько это клеточек?
- Какова масса щенка? Сколько это клеточек?
-
Закрепление полученных знаний
1. Письменное задание
- Давайте выполним задание 81 на странице 16.
- Какой масштаб диаграммы?
- Сколько детей в 1 классе?
- Сколько детей во 2 классе? А в 3? А в 4?
2. Устное упражнение
- Давайте выполним задание 83 на странице 16.
- Что изменилось на этой диаграмме по сравнению с предыдущей?
- Верно, значения теперь показаны не под столбиками внизу, а слева.
- Давайте определим масштаб диаграммы.
- Для того чтобы определить высоту прыжка каждого мальчика нужно к верхушке столбика приложить линейку. Слева на линии вы увидите число. Оно и будет высотой прыжка мальчика.
- Сколько прыгнул Юра? Олег? Гена? Рома?
1) Кто из мальчиков занял первое место? А как вы это узнали?
2) Какую высоту удалось взять Роме и Юре?
3) На сколько сантиметров прыжок Олега был выше, чем прыжок Гены?
-
Самостоятельная работа
На дорогу до школы дети тратят разное время. Лена тратит 40 минут, Коля – 10 минут, Вася – 30 минут, Света – 25 минут. Построй диаграмму. Примем 1 клетку за 5 минут.
15 минут это сколько клеточек? А 20 минут?
-
Задача на логическое мышление
Узнай длину рыб и внеси данные в таблицу. Длина карпа больше длины линя, но меньше длины леща. Длина щуки больше длины леща, но меньше длины судака.
-
Итог урока
- Какие открытия вы совершили на уроке?
- Как материал сегодняшнего урока может пригодиться вам в жизни?
-
Давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке.
-
Сообщение домашнего задания
Выучить правила на странице 16 и выполнить задание 82 письменно в тетради.