Конспект урока по курсу «Окружающий мир».
1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова.
Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ.
Задачи урока:
расширить и закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;
учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;
воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему краю;
развивать наблюдательность, любознательность, интерес к предмету.
умение сравнивать, наблюдать, анализировать.
Планируемые достижения учащихся:
развитие
знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц;
освоение
уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Воспитание: любви к природе, к родному краю, бережному отношению ко всему живому.
Оборудование.
Учитель: компьютер, медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров» птиц), глобус, учебник.
Учащиеся — учебник, рабочая тетрадь, набор карточек, смайлики.
Ход урока
Организационный момент
В классе светло?
В классе тепло?
Прозвенел звонок?
Уже закончился урок?
Хотите учиться?
Значит, можно вам садиться.
2. Актуализация знаний
- Мы начинаем наш урок окружающего мира. Для чего нужен этот урок? (Узнаём много нового о растениях и животных. Учимся отвечать на вопросы об окружающем мире)
- А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем)
- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. Какой можем сделать вывод? (На уроке узнаём много нового и интересного, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире)
- А у нас сегодня гость, угадайте его:
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравей)
- Конечно, это наш Муравьишка – Вопросик.
- Ему очень интересно, а помните ли вы в каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (Мы побывали в саване и в тропических лесах)
- С кем познакомились там? (Познакомились с замечательными животными – слонами)
- Что можете рассказать о слонах? (рассказывают о слонах)
Самоопределение
- Муравьишка очень доволен вашими ответами. Но он не может без загадок. Вот и сегодня ему не терпится загадать вам загадки. Выставляю картинки отгадки. Ставлю одну лишнюю – лиса.
1) Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
2) Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р – ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …. (сорока)
3) В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово дрозд – приятель!»
И ставит подпись … (Дятел)
4) В лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (Совы)
В деревянный свой дворец
Прилетел весной …(скворец)
- Что объединяет все эти загадки? (Они о птицах.)
Посмотрите на доску и определите, какая картинка лишняя и почему?
- Молодцы!
-А можем ли мы сейчас увидеть или услышать скворца?
- Почему?
- Правильно, они улетели в теплые края. А все ли птицы улетели от нас на зиму?
- Молодцы, правильно! Одни птицы остаются на зиму в нашей стране, а другие птицы улетают на зиму в тёплые края.
Тема сегодняшнего урока «Где зимуют птицы?»
Какие задачи поставим?
(какие птицы зимуют, какие улетают, почему улетают, как учёные узнали, где зимуют птицы)
4. Физкультминутка (летает не летает)
5. Кластер.
А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Выполните задание. Работать будете в паре, подберите карточку, которая характеризует птицу и наклейте её на лист.
Тело покрыто шерстью(-)
Тело покрыто перьями(+)
Есть зубы(-)
Есть клюв(+)
Отыскивает пищу с помощью клюва и лап(+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост(-)
Эти животные летают(+), плавают(+), издают звуки(+), бегают(+), зимуют с нами(+), улетают в теплые края(+).
— Почему вы выбрали, что эти животные улетают от нас в теплые края и зимуют с нами?
Откройте учебник стр. 16
-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?
-Почему?
Посмотрите на слайд. Мудрая черепашка предлагает вам подумать и объяснить, почему многие птицы улетают на зиму.
Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Назовите их. Поставьте красные фишки.
Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называют зимующими. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. Назовите их. Поставьте синие фишки. Где же зимуют птицы? Выскажите предположения. Подумайте, как их можно доказать. Посмотрите рисунок и фотографии. Как учёные узнали, где зимуют птицы.
Знаете ли вы этих птиц? Соедините линиями рисунки и названия.
Проверьте себя по учебнику.(поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга)
Практическая работа в паре: поиск предложений , в которых говорится о птицах. Лишние предложения зачеркнуть простым карандашом.
Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.
Дятел- лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Голова небольшая, вытянутая к низу, с торчащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.
Эта птица чёрная. Издает хриплое “карр.” Летом пасется на лугу, зимой находится в стойле, кормится сеном. Эти сообразительные птицы приспособились к соседству человека.
У нас в Большемуртинском районе есть птицы, которые занесены в Красную книгу. Вот некоторые из них. Слайд.
-Скажите, а зачем нужны птицы? (Они поедают насекомых-вредителей поля, сада, огорода).
-А что нужно делать, чтобы птицы не погибали? (Охранять).
-А как охранять? (Беречь, не наносить им вреда, не разорять их гнезда, не трогать яйца и птенцов, развешивать скворечники, зимой устраивать кормушки и подкармливать птиц).
И так, ребята, давайте подведём итог.
- Где же зимуют эти птицы: ворона, воробей, синица ? ( у нас)
- И мы их называем – (зимующие).
Ласточка, гуси, лебеди, утки, грачи – где зимуют? (в тёплых странах, они перелетают – поэтому они перелётные.
Рефлексия.
Давайте оценим свою работу на уроке. (смайлики)
Приложение для составления кластера
Большие уши
Тело покрыто шерстью
Есть зубы
Есть клюв
Есть клыки
Длинный пушистый хвост
Эти животные летают, плавают
издают звуки
улетают в теплые края
зимуют с нами
длинные бивни
3