СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 18.11.2015 г.

Тема : Развитие речи №6

Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»

Цель урока:

  • Обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Расширять знания учащихся.
  • Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений.
  • Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.

Оборудование: Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег" у каждого ученика

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова "Первый снег".

3. Работа над темой урока.

Подготовительная беседа.

  • Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.
  • Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста".
  • Знакомство с картиной "Первый снег".
  • - Перед вами репродукция картины А.А.Пластова "Первый снег".
  • - Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).
  • - Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).
  • - Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).
  • - Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?
  • - Как зимой изменились улицы, школьный двор.
  • Беседа по картине.
  • - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
  • - Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
  • - Что выражает её лицо?
  • - Чему она радуется?
  • - Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
  • - Что особенно удивляет и радует детей?
  • - Только ли дети рады снегу?
  • - Кого мы ещё видим на картине?
  • - Какие это птицы?
  • - Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
  • - Какое настроение создаёт картина у тебя?
  • - Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
  • - Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
  • (Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)
  • Выбор эпиграфа.
  • Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом.
  • Работа над планом.
  • - О чём надо написать во вступлении?
  • - О чём мы должны написать в основной части?
  • - Каким может быть заключение?

 

 

План

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Моё отношение к картине.

Орфографическая подготовка.

удивились

восторг

шагающая

выглянул

удивление

обычная

выскочила

пиджак

будничная

улыбаются

палисадник

нарядная

нахлобучил

   

стрекочет

   

устилает

   

сочетает

   

Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)

Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.

Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.

Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.

Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.

Живописец - художник, занимающийся живописью.

Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.

 

 

 

 

Письмо сочинения.

Образец.

А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.

Редактирование.

Чтение и анализ сочинений.

Итог урока.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Развитие речи"»

Русский язык 18.11.2015 г.

Тема : Развитие речи №6

Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»

Цель урока:

  • Обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Расширять знания учащихся.

  • Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений.

  • Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.

Оборудование: Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег" у каждого ученика

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова "Первый снег".

3. Работа над темой урока.

Подготовительная беседа.

  • Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.

  • Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста".

  • Знакомство с картиной "Первый снег".

  • - Перед вами репродукция картины А.А.Пластова "Первый снег".

  • - Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).

  • - Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).

  • - Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).

  • - Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?

  • - Как зимой изменились улицы, школьный двор.

  • Беседа по картине.

  • - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?

  • - Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?

  • - Что выражает её лицо?

  • - Чему она радуется?

  • - Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?

  • - Что особенно удивляет и радует детей?

  • - Только ли дети рады снегу?

  • - Кого мы ещё видим на картине?

  • - Какие это птицы?

  • - Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?

  • - Какое настроение создаёт картина у тебя?

  • - Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?

  • - Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?

  • (Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)

  • Выбор эпиграфа.

  • Снег пушистый, серебристый
    Мягким стелется ковром,
    И снежинки, как пушинки,
    Вьются весело кругом.

  • Работа над планом.

  • - О чём надо написать во вступлении?

  • - О чём мы должны написать в основной части?

  • - Каким может быть заключение?





План

  1. Первый день зимы.

  2. Радость детей.

  3. Цвет и настроение картины.

  4. Моё отношение к картине.

Орфографическая подготовка.

удивились

восторг

шагающая

выглянул

удивление

обычная

выскочила

пиджак

будничная

улыбаются

палисадник

нарядная

нахлобучил



стрекочет



устилает



сочетает



Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)

Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.

Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.

Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.

Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.

Живописец - художник, занимающийся живописью.

Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.









Письмо сочинения.

Образец.

А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.

Редактирование.

Чтение и анализ сочинений.

Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!