СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект: разработка урока по ФГОС тема "Кислоты"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Кислоты"»



Разработка урока химии по теме «Кислоты»

учитель МАОУСШ№2 им.Горюнова Е.А. п.Хвойная Филипповой М.И.

Разработка урока по предмету


Класс – 8;18.12.17, предмет: химия

Тема урока: Кислоты.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: комбинированный

Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, классификацию; развивать логическое мышление, путём сравнивания, обобщения, систематизации, анализа; развивать знания о применении химии в быту.

Задачи:

  • Предметные: создание условий для усвоения новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; научить находить формулы кислот среди формул других веществ, составлять формулы кислот, называть кислоты

  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, умения планировать свою деятельность, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения.

  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Оборудование: учебники, таблица растворимости, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, лимонной кислоты, индикаторы, раствор щелочи, приложение №1, №2,№3, презентация.



ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности


Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний.

Организация проблемной ситуации.

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

– Сейчас я предлагаю вам  вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. Разделите вещества, формулы которых приведены, на известные вам группы (формулы записаны на доске).Обсуждает с учащимися выполненное задание.

- На какие группы разделили вещества?

- Какие формулы соединений вы не выбрали?

- Почему?

- Что общего у этих веществ?

- Чем отличаются?

Эта часть называется кислотным остатком.




Учащиеся работают в тетрадях, распределяя формулы веществ по классам: оксиды и основания.





Приходят к выводу, что есть формулы веществ, которые они не знают куда отнести.

Обсуждают выполненное задание в парах, отвечают на вопросы.








3. Этап целеполагание и планирование на уроке. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

Предлагает на опыте познакомиться с новым классом веществ.

Выжимает сок из лимона, предлагает попробовать на вкус.

Опишите вкус, выданного вам вещества?

Предлагает вспомнить все, что вы знаете о кислотах. Подводит к определению темы урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

- Что нам важно знать о кислотах?

Составьте план по изучению кислот.

Проговаривают план совместно с учащимися.

1.Состав кислот.

2.Название кислот. Составление формул кислот.

3.Классификация кислот.

4.Значение кислот

5. Правила ТБ при работе с кислотами.



Пробуют лимонный сок, описывают его как кислый.

Высказывают свои знания о кислотах (кислые на вкус, содержатся в овощах, фруктах и ягодах, дома – уксусная кислота, в аптечке – аскорбиновая, и т.д.)



- «Кислоты». (запись в тетрадях)

Обсуждают, работают над планом.





4.Этап «Открытие нового знания» (изучение новой темы)


Давайте выпишем оставшиеся формулы нашего задания, и попробуем сказать, что общего в их составе?

1.Наличие атомов водорода, с которого начинаются формулы кислот. Остальная часть называется кислотным остатком. Найдите в учебнике определение кислоты. (п.21)

2. Давайте попробуем дать названия тем кислотам, которые мы выписали.

Знакомит с алгоритмом составления формул и названием кислот. Объясняет составление формул и названий кислот на примерах по алгоритму ( приложение 1). Предлагает составить ещё несколько формул.

3. Классификация кислот:

Учитель предлагает посмотреть на формулы кислот на доске, которые распределены по определённому признаку. Как думаете, что это за признак?

- Основность – число атомов водорода в кислоте.

- Заряд иона кислотного остатка = основности кислоты

Обратите внимание на отличия в кислотных остатках формул кислот, записанных на доске. В чём заключается это отличие?

Предлагает найти в учебнике понятия «бескислородных» и «кислородсодержащих» кислот.

По способности растворяться в воде все кислоты подразделяются на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведём примеры, используя таблицу растворимости.

4. Предлагает презентацию с изображением значения кислот.

Выписывают в тетрадь формулы кислот. Отвечают.





Находят определение, проговаривают определение кислот, дают им названия, пользуясь алгоритмом и текстом учебника.





Составляют под руководством учителя формулы других кислот, называют их.






Обсуждают. Отвечают (по количеству ионов водорода)

Составляют схему « Классификация кислот»



Работают с таблицей растворимости.














Работа в группах, выступление, выводы.

5. Закрепление нового знания

Проводит инструктаж обучающихся.

Выполняет демонстрационный Л.О. «Изменение окраски индикаторов в кислотных средах»(соляная и лимонная кислота)

По окончании предлагает сравнить Изменение окраски индикаторов в кислотной и щелочных средах.

Чтобы привести знания о кислотах в систему, заполните таблицу, которая находится на партах (прил.3)

Осуществить взаимопроверку.




Наблюдают, анализируют, делают выводы.





Заполняют таблицу.


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

Что нового вы узнали сегодня о кислотах?

- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?

- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.

- Я понял …

- Я научился …

- Мне необходимо

. Учащиеся отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность.

Оценивают свою работу на уроке

7. Домашнее задание

п.21, задание 1 (письменно),синквейн по желанию.

Записывают в дневники



Литература:

1.Химия. 8 класс: учебник / О.С. Габриелян. – 4-е изд., стериотип, -М. ; Дрофа, 2015.

2. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. Дрофа. 2008.

2. Общая методика обучения химии / Под ред. Р.Г. Ивановой. М. : Дрофа. 2007

4. Ресурсы интернета











Приложение №1



Алгоритм составления названий кислот.

Номенклатура кислот

Бескислородные кислоты:

к названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» и слова «водородная кислота» (пример: НCL – хлороводородная кислота)

Кислородсодержащие кислоты:

к русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:

Если элемент проявляет высшую С.О. (равную № группы) +6 -«-н» и окончание «-ая»: серная кислота

Если С.О. элемента ниже высшей – «-ист» и окончание «-ая»: сернистая кислота





Приложение №2



Индикатор

Окраска индикатора в соляной кислоте

Окраска индикатора в серной кислоте

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмус




Фенолфталеин




Метилоранж




















Приложение №3



Название кислот

Формулы кислот

Кислотный остаток и заряд его иона

Основность кислот

Кислородсодержащая

Бескислородная

Хлороводородная

(соляная к-та)






Азотная кислота






Серная кислота






Угольная кислота






Фосфорная кислота









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!