Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Кислоты"»
Разработка урока химии по теме «Кислоты»
учитель МАОУСШ№2 им.Горюнова Е.А. п.Хвойная Филипповой М.И.
Разработка урока по предмету
Класс – 8;18.12.17, предмет: химия
Тема урока: Кислоты.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: комбинированный
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, классификацию; развивать логическое мышление, путём сравнивания, обобщения, систематизации, анализа; развивать знания о применении химии в быту.
Задачи:
Предметные: создание условий для усвоения новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; научить находить формулы кислот среди формул других веществ, составлять формулы кислот, называть кислоты
Метапредметные: развитие познавательного интереса, умения планировать свою деятельность, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения.
Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Оборудование: учебники, таблица растворимости, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, лимонной кислоты, индикаторы, раствор щелочи, приложение №1, №2,№3, презентация.
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1.Оргмомент Цель: создать мотивацию к учебной деятельности | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. | – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. Разделите вещества, формулы которых приведены, на известные вам группы (формулы записаны на доске).Обсуждает с учащимися выполненное задание. - На какие группы разделили вещества? - Какие формулы соединений вы не выбрали? - Почему? - Что общего у этих веществ? - Чем отличаются? Эта часть называется кислотным остатком. | Учащиеся работают в тетрадях, распределяя формулы веществ по классам: оксиды и основания. Приходят к выводу, что есть формулы веществ, которые они не знают куда отнести. Обсуждают выполненное задание в парах, отвечают на вопросы. |
3. Этап целеполагание и планирование на уроке. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке. | Предлагает на опыте познакомиться с новым классом веществ. Выжимает сок из лимона, предлагает попробовать на вкус. Опишите вкус, выданного вам вещества? Предлагает вспомнить все, что вы знаете о кислотах. Подводит к определению темы урока. - Назовите тему сегодняшнего урока? - Что нам важно знать о кислотах? Составьте план по изучению кислот. Проговаривают план совместно с учащимися. 1.Состав кислот. 2.Название кислот. Составление формул кислот. 3.Классификация кислот. 4.Значение кислот 5. Правила ТБ при работе с кислотами. | Пробуют лимонный сок, описывают его как кислый. Высказывают свои знания о кислотах (кислые на вкус, содержатся в овощах, фруктах и ягодах, дома – уксусная кислота, в аптечке – аскорбиновая, и т.д.) - «Кислоты». (запись в тетрадях) Обсуждают, работают над планом. |
4.Этап «Открытие нового знания» (изучение новой темы) | Давайте выпишем оставшиеся формулы нашего задания, и попробуем сказать, что общего в их составе? 1.Наличие атомов водорода, с которого начинаются формулы кислот. Остальная часть называется кислотным остатком. Найдите в учебнике определение кислоты. (п.21) 2. Давайте попробуем дать названия тем кислотам, которые мы выписали. Знакомит с алгоритмом составления формул и названием кислот. Объясняет составление формул и названий кислот на примерах по алгоритму ( приложение 1). Предлагает составить ещё несколько формул. 3. Классификация кислот: Учитель предлагает посмотреть на формулы кислот на доске, которые распределены по определённому признаку. Как думаете, что это за признак? - Основность – число атомов водорода в кислоте. - Заряд иона кислотного остатка = основности кислоты Обратите внимание на отличия в кислотных остатках формул кислот, записанных на доске. В чём заключается это отличие? Предлагает найти в учебнике понятия «бескислородных» и «кислородсодержащих» кислот. По способности растворяться в воде все кислоты подразделяются на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведём примеры, используя таблицу растворимости. 4. Предлагает презентацию с изображением значения кислот. | Выписывают в тетрадь формулы кислот. Отвечают. Находят определение, проговаривают определение кислот, дают им названия, пользуясь алгоритмом и текстом учебника. Составляют под руководством учителя формулы других кислот, называют их. Обсуждают. Отвечают (по количеству ионов водорода) Составляют схему « Классификация кислот» Работают с таблицей растворимости. Работа в группах, выступление, выводы. |
5. Закрепление нового знания | Проводит инструктаж обучающихся. Выполняет демонстрационный Л.О. «Изменение окраски индикаторов в кислотных средах»(соляная и лимонная кислота) По окончании предлагает сравнить Изменение окраски индикаторов в кислотной и щелочных средах. Чтобы привести знания о кислотах в систему, заполните таблицу, которая находится на партах (прил.3) Осуществить взаимопроверку. | Наблюдают, анализируют, делают выводы. Заполняют таблицу. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия. | Что нового вы узнали сегодня о кислотах? - Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? - Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности. - Я понял … - Я научился … - Мне необходимо | . Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность. Оценивают свою работу на уроке |
7. Домашнее задание | п.21, задание 1 (письменно),синквейн по желанию. | Записывают в дневники |
Литература:
1.Химия. 8 класс: учебник / О.С. Габриелян. – 4-е изд., стериотип, -М. ; Дрофа, 2015.
2. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. Дрофа. 2008.
2. Общая методика обучения химии / Под ред. Р.Г. Ивановой. М. : Дрофа. 2007
4. Ресурсы интернета
Приложение №1
Алгоритм составления названий кислот.
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
к названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» и слова «водородная кислота» (пример: НCL – хлороводородная кислота)
Кислородсодержащие кислоты:
к русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую С.О. (равную № группы) +6 -«-н» и окончание «-ая»: серная кислота
Если С.О. элемента ниже высшей – «-ист» и окончание «-ая»: сернистая кислота
Приложение №2
Индикатор | Окраска индикатора в соляной кислоте | Окраска индикатора в серной кислоте | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмус | | | |
Фенолфталеин | | | |
Метилоранж | | | |
Приложение №3
Название кислот | Формулы кислот | Кислотный остаток и заряд его иона | Основность кислот | Кислородсодержащая | Бескислородная |
Хлороводородная (соляная к-та) | | | | | |
Азотная кислота | | | | | |
Серная кислота | | | | | |
Угольная кислота | | | | | |
Фосфорная кислота | | | | | |