СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Серная кислота"-9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Тема: »Концентрированная серная кислота» всегда вызывает затруднения у учащихся, так как при взаимодействии серной концентрированной кислоты  с металлами имеются свои особенности, общими для этих реакций является образование соли - сульфатов, но есть и различие не выделяется водород, а образуется Н2О  и H2S/S/SO, отличающие от свойств  разбавленной кислоты.  В этом уроке большое внимание уделяется свойствам концентрированной серной кислоте: обугливать органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду, что является характерным признаком для определения данной кислоты. Концентрированная серная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу, поэтому применяется для сушки многих химических веществ. При работе с концентрированной серной кислотой необходимо большое внимание  на уроке уделять технике безопасности: попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды, при  растворении в Н2О концентрированной серной кислоты,  выделяется большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды.

           Концентрированная Н24 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt. На уроке большое внимание уделяется составлению уравнений реакции взаимодействия  Н24 (концентрированной) с разными металлами и написанию электронного баланса, что немало важно для подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА, как в 9, так и 11 классе. На уроке отводится время для химического эксперимента, основанного на изучении  местного материала (почва и вода), а также на решение качественных и расчетных задач, а также уделяется время для написания уравнений химических реакций.

                                                               С уважением Екатерина Филипповна Севергина,                                     

                                                                учитель химии Онохойской средней школы №1,  

                                                                        Заиграевский район, Республика Бурятия.                                                                                                                             

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Серная кислота"-9 класс»

Статья. ДОС.

Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

Дидактические цели. Образовательная. Продолжить формирование представлений о свойствах концентрированной серной кислоты, взаимодействовать с металлами, неметаллами, органическими веществами. Качественная реакция на Н24 и ее соли.

Развивающие. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков; развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль; развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

Оборудование: На столах учащихся; 1 вариант – NаOH, Н24, ВаСl2 – фенофталеин; 2 вариант – КОН, ВаСl2, Н24 – лакмус.

На столе учителя: экспериментальная часть – стакан с Н2О, вытяжка почвы, сахар, Н24, лучинка, бумага, в лабораторном штативе –

НСl, Н24, ВаСl2.

Девиз. «Чтобы победить - надо знать, уметь и думать».

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания: И. Г. Хомченко »Сборник задач и упражнений по химии» для средней школы. Из-во: М,»Новая волна»-2005г.

11.33. Предложите не менее трех способов получения сульфата меди / П /.

1. СиО +Н24=СиSО4 + Н2О 2. СиСl2 + Н24 = СиSО4 + 2НСl

3. Си(ОН)2 + Н24 = Си SО4 + 2 Н2О

11.30.Составьте уравнения тех реакций, которые возможны и протекают практически до конца:

а) ВаCl2 + Н24= …. г) Мg + Н24(разбавленная) =…..

б) Nа2СО3 + Н2SО4= ….. д) Си + Н24(разбавленная) =….

в) Мg(NО3)2 +Н2SО4=….

II. Обьяснение нового материала.

В выше приведенных реакциях мы использовали разбавленную серную кислоту, а каковы же особенности концентрированной серной кислоты. В продажу поступает 98% Н2SO4, плотность которой 1,84 г/см3. Она нелетуча, не имеет запаха. Концентрированная серная кислота, обугливает органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду. Поэтому кислота часто имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней органических веществ и пыли. С12Н22О11/сахароза/ + Н24 = 12С+ Н24×Н2О +10Н2О

Концентрированная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу и отнимает воду от многих органических веществ, содержащих в своем составе водород и кислород. Попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды.

Хорошо растворяется в Н2О, выделяя большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды. Кислота непросто смешивается с водой, образует с ней гидраты состав Н24× . Н2О, Н24 ×2 Н2О Н24 ×4Н2О.

1. Концентрированная Н24 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt.


LI К Са Nа Мg Аl Мn Zn Cr Fе Ni Sn Рb H Cи Нg Аg Рt Аи

А к т и в н о с т ь м е т а л л а у м е н ь ш а е т с я

Н2S-2 S0 S+4O2


Продукты восстановления концентрированной серной кислотой можно представить схемой:

S-2 S0 S+4

Увеличение активности восстановителя

С активными металлами Н24 реагирует, восстанавливаясь до оксида серы(IV), серы и сероводорода. Так в случае взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой часто получается смесь веществ, поэтому не будет ошибкой, если например будут написаны следующие реакции:

Zn0 + 2H2S+6O4(конц.) = Zn+2SO4 + S+4O2 + 2H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 1 восстановитель, окисляется

S+6 +2е S+4 2 1 окислитель, восстанавливается


3Zn0 + 4H2S+6O4 = 3Zn+2SO4 + S0 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 3 восстановитель, окисляется


S+6 + S0 6 1 окислитель, восстанавливается



4 Zn0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется


S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается



Концент-рирован-ная Н24

+

Аи, Pt, Ir, Rh, Ta.

=

Р е а к ц и я не и д е т

+

Металл (щелочной/ щелочно-земельный/ Mg/Zn)

=

H2S/S/SO2

+

Сульфат металла с атомом в высшей с.о.

+

Н2О

+

Металл (остальные)

=

SO2

+

+


Чем активнее металл, тем выше содержание продуктов, где сера имеет более низкие степени окисления (т. е. свободной серы и сероводорода).

С Си и другими малоактивными металлами при нагревании образуется SO2.

Си (Нg, Аg)+ 2Н24 ( конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

t соль, сульфат меди

2Аl + 6H2SO4(конц.) = Al2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

соль, сульфат алюминия

Горячая концентрированная серная кислота окисляет почти все металлы (исключение составляют золото, платина и некоторые похожие на них по химическим свойствам металлы, стоящие последними справа в ряду напряжения).

Концентрированная Н24 при обычной температуре или на холоде не реагирует

с Аl, Cо, Fе,Ni. Это позволяет перевозить кислоту выше 75% в стальных цистернах. Обьясняется следующими причинами. Скорость растворения растворения Fе с повышением % концентрации сильно увеличивается, а начиная с 72,09% падает, так как металла образуется тончайшая невидимая для глаза пленка сульфата железа, нерастворимая в Н24. Имеется также предположение, что на поверхности металла образуется пассивный слой, состоящий из оксида железа FеО2.

2. Концентрированная Н24 при нагревании взаимодействует с неметаллами, например с S и С.

.2 Н24 (конц.) + С = 2 .Н2О + 2SО2 +СО2.

2 Н24(конц.) + S = 2Н2О +3SО2

В Н24 в любом количестве растворяется SО3.

Н24 + SО3 = Н24 ×SО3 ( Н2S2О7)

Такую смесь называют олеум. Этот раствор может выделить SО3 и поэтому «дымит» на воздухе. При попадание в атмосферу взаимодействует с Н2О, с образованием Н24 – выпадают кислотные дожди или кислотные осадки.

3. Характерной реакцией на Н24 и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями Ва.

Лабораторно- фронтальная работа.

Цель: Усвоить качественную реакцию на Н24 и ее растворимые соли, повторить их свойства.

Вариант 1.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

NаОН Nа24 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – NаOH, Н24, ВаСl2 .

Вариант 2.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

Н24 К24 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – КOH, Н24, ВаСl2 .

Прилейте к Н24--ВаСl2 . Что наблюдаете? Н24 + ВаСl2 = ВаSО4 + 2НСl.


Проблемная ситуация: Лаборант налил 2 пробирки с кислотами: Н24 и НСl

Но нет надписи. Помогите ему определить: Где, какая кислота?

Ответ: Н24 + ВаСl2 . = ВаSО4 + 2НСl.

НСl + ВаСl2 .= реакции нет


Экспериментальное задание: 1.Проверьте, присутствуют ли сульфат – ионы:

А) в питьевой воде, взятой из колодца (колонки).

Б) воды взятой из реки Уда./ на экспериментальную часть отводится 10 минут/.

2. Определите наличие сульфат ионов в почве, взятой на пришкольном участке и с полей села Старого Онохоя.

/ Приготавливаются 2 вытяжки из почв пришкольного участка и с почв села Старого Онохоя

(заранее) и определяется реакция на сульфат- ионы.

После проведения эксперимента подводится итог: Как можно определить наличие сульфат - иона в воде и в почве?

ВаSО4 - соль, которая находит применение в медицине. Соль смешивают с водой, дают поглотить больному пациенту, врач получает полное представление о форме желудка, кишечника и определяет место поражения.

Многие из солей серной кислоты приобрели первостепенное значение и приобрели для человека важное значение.

24 ×10Н2О - кристаллогидрат Nа24 /глауберова соль –Иоганн Рудольф Глаубер / - в медицине, как слабительное средство.

СаSО4×2Н2О - гипс, при строительстве, медицине.

ZnSО4 ×7Н2О – цинковый купорос / применяется как микроудобрение/.

FеSО4 ×7Н2О – железный купорос /применяется для борьбы с гусеницами и насекомыми вредителями растений/.

СиSО4 ×5Н2О – медный купорос /применяется для уничтожения спор и вирусных болезней растений/.

Среди сульфатов есть двойные соли – называемые квасцами.

К24 ×Аl2(4)3 ×24Н2О – алюмокалиевые квасцы - кровоостанавливающее средство.

Закрепление: И. Г. Хомченко »Сборник задач и упражнений по химии» для средней

школы, стр. 62.

1. Закончите уравнения реакций.

а) Н24 (конц.) + ВаСl2 = …..

б) Н24 (конц.) + Нg = …….

в) Н24 (конц.) + Аg = ……

г) Н24 (конц.) + MgО = ……

д) Н24 (конц.) +C = …….

11.31. К каким процессам (физическим или химическим) относится растворение серной кислоты в воде? Ответ мотивируйте. Почему при растворении надо наливать кислоту в воду, а не наоборот?

11.32. Составьте уравнение реакции между магнием и концентрированной серной кислотой, учитывая, что она восстанавливается до сероводорода. При подборе коэффициентов используйте метод электронного баланса.

4 Mg0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется


S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается


11.34.При растворении меди в концентрированной серной кислоте выделился оксид серы (IV) обьемом 2,8 л (нормальные условия). Какая масса меди была взята для реакции?

х г. 2,8 л

Си + 2Н24 ( конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

64 г/моль Vm=22.4л/моль

Решение: n = m/M; n = V/Vm ; m = M . n ;

п = 2,8 л/ 22,4 л/моль =0,125 моль

n (SО2) = n (Си) = 0,125 моль; m (Си) = M . n = 64 г/моль 0,125 моль = 8 г.

Ответ: для реакции было взято 8 граммов меди.

Итог урока: Дома:& 22, задание 5,6.

Домашнее задание. Сочините или подберите интересную информацию о серной кислоте или ее солях(это может быть стихотворение, рассказ, сказка, материал из газет и журналов).


Севергина Екатерина Филипповна, учитель химии

Онохойской средней школы №1, Республика Бурятия.


























Тезисы. ДОС.

Вашему вниманию я предлагаю урок по теме: «Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли».

Этот урок я проводила в 9 классе на районном семинаре учителей химии Заиграевского района. Надеюсь, что мой урок будет полезен в работе другим учителям химии.

Тема: »Концентрированная серная кислота» всегда вызывает затруднения у учащихся, так как при взаимодействии серной концентрированной кислоты с металлами имеются свои особенности, общими для этих реакций является образование соли - сульфатов, но есть и различие не выделяется водород, а образуется Н2О и H2S/S/SO2 , отличающие от свойств разбавленной кислоты. В этом уроке большое внимание уделяется свойствам концентрированной серной кислоте: обугливать органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду, что является характерным признаком для определения данной кислоты. Концентрированная серная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу, поэтому применяется для сушки многих химических веществ. При работе с концентрированной серной кислотой необходимо большое внимание на уроке уделять технике безопасности: попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды, при растворении в Н2О концентрированной серной кислоты, выделяется большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды.

Концентрированная Н24 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt. На уроке большое внимание уделяется составлению уравнений реакции взаимодействия Н24 (концентрированной) с разными металлами и написанию электронного баланса, что немало важно для подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА, как в 9, так и 11 классе. На уроке отводится время для химического эксперимента, основанного на изучении местного материала (почва и вода), а также на решение качественных и расчетных задач, а также уделяется время для написания уравнений химических реакций.

С уважением Екатерина Филипповна Севергина,

учитель химии Онохойской средней школы №1,

Заиграевский район, Республика Бурятия.


















Министерство образования и науки РБ.

Заиграевский район

МОУ Онохойской средней общеобразовательной школы №1.


ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ »ОТКРЫТЫЙ УРОК».













Тема урока: Серная кислота /концентрированная/.

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.












Выполнила: Севергина Екатерина Филипповна учитель химии.

Учитель высшей категории.










Онохой 2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!