Статья. ДОС.
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.
Дидактические цели. Образовательная. Продолжить формирование представлений о свойствах концентрированной серной кислоты, взаимодействовать с металлами, неметаллами, органическими веществами. Качественная реакция на Н2SО4 и ее соли.
Развивающие. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков; развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль; развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.
Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.
Оборудование: На столах учащихся; 1 вариант – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 – фенофталеин; 2 вариант – КОН, ВаСl2, Н2SО4 – лакмус.
На столе учителя: экспериментальная часть – стакан с Н2О, вытяжка почвы, сахар, Н2SО4, лучинка, бумага, в лабораторном штативе –
НСl, Н2SО4, ВаСl2.
Девиз. «Чтобы победить - надо знать, уметь и думать».
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания: И. Г. Хомченко »Сборник задач и упражнений по химии» для средней школы. Из-во: М,»Новая волна»-2005г.
11.33. Предложите не менее трех способов получения сульфата меди / П /.
1. СиО +Н2SО4=СиSО4 + Н2О 2. СиСl2 + Н2SО4 = СиSО4 + 2НСl
3. Си(ОН)2 + Н2SО4 = Си SО4 + 2 Н2О
11.30.Составьте уравнения тех реакций, которые возможны и протекают практически до конца:
а) ВаCl2 + Н2SО4= …. г) Мg + Н2SО4(разбавленная) =…..
б) Nа2СО3 + Н2SО4= ….. д) Си + Н2SО4(разбавленная) =….
в) Мg(NО3)2 +Н2SО4=….
II. Обьяснение нового материала.
В выше приведенных реакциях мы использовали разбавленную серную кислоту, а каковы же особенности концентрированной серной кислоты. В продажу поступает 98% Н2SO4, плотность которой 1,84 г/см3. Она нелетуча, не имеет запаха. Концентрированная серная кислота, обугливает органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду. Поэтому кислота часто имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней органических веществ и пыли. С12Н22О11/сахароза/ + Н2SО4 = 12С+ Н2SО4×Н2О +10Н2О
Концентрированная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу и отнимает воду от многих органических веществ, содержащих в своем составе водород и кислород. Попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды.
Хорошо растворяется в Н2О, выделяя большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды. Кислота непросто смешивается с водой, образует с ней гидраты состав Н2SО4× . Н2О, Н2SО4 ×2 Н2О Н2SО4 ×4Н2О.
1. Концентрированная Н2SО4 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt.
LI К Са Nа Мg Аl Мn Zn Cr Fе Ni Sn Рb H Cи Нg Аg Рt Аи


А к т и в н о с т ь м е т а л л а у м е н ь ш а е т с я
Н2S-2 S0 S+4O2
П
родукты восстановления концентрированной серной кислотой можно представить схемой:
S-2 S0 S+4
Увеличение активности восстановителя
С активными металлами Н2SО4 реагирует, восстанавливаясь до оксида серы(IV), серы и сероводорода. Так в случае взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой часто получается смесь веществ, поэтому не будет ошибкой, если например будут написаны следующие реакции:
Zn0 + 2H2S+6O4(конц.) = Zn+2SO4 + S+4O2 + 2H2O
![]()

![]()
Zn0 - 2е Zn+2 2 1 восстановитель, окисляется
![]()

S+6 +2е S+4 2 1 окислитель, восстанавливается
3Zn0 + 4H2S+6O4 = 3Zn+2SO4 + S0 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 3 восстановитель, окисляется

S
+6 + 6е S0 6 1 окислитель, восстанавливается
4 Zn0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется
S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается
Концент-рирован-ная Н2SО4 | + | Аи, Pt, Ir, Rh, Ta. | = | Р е а к ц и я не и д е т |
+ | Металл (щелочной/ щелочно-земельный/ Mg/Zn) | = | H2S/S/SO2 | + | Сульфат металла с атомом в высшей с.о. | + | Н2О |
+ | Металл (остальные) | = | SO2 | + | + |
Чем активнее металл, тем выше содержание продуктов, где сера имеет более низкие степени окисления (т. е. свободной серы и сероводорода).
С Си и другими малоактивными металлами при нагревании образуется SO2.
Си (Нg, Аg)+ 2Н2SО4 ( конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О
t соль, сульфат меди
2Аl + 6H2SO4(конц.) = Al2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

соль, сульфат алюминия
Горячая концентрированная серная кислота окисляет почти все металлы (исключение составляют золото, платина и некоторые похожие на них по химическим свойствам металлы, стоящие последними справа в ряду напряжения).
Концентрированная Н2SО4 при обычной температуре или на холоде не реагирует
с Аl, Cо, Fе,Ni. Это позволяет перевозить кислоту выше 75% в стальных цистернах. Обьясняется следующими причинами. Скорость растворения растворения Fе с повышением % концентрации сильно увеличивается, а начиная с 72,09% падает, так как металла образуется тончайшая невидимая для глаза пленка сульфата железа, нерастворимая в Н2SО4. Имеется также предположение, что на поверхности металла образуется пассивный слой, состоящий из оксида железа FеО2.
2. Концентрированная Н2SО4 при нагревании взаимодействует с неметаллами, например с S и С.
.2 Н2SО4 (конц.) + С = 2 .Н2О + 2SО2 +СО2.
2 Н2SО4(конц.) + S = 2Н2О +3SО2
В Н2SО4 в любом количестве растворяется SО3.
Н2SО4 + SО3 = Н2SО4 ×SО3 ( Н2S2О7)
Такую смесь называют олеум. Этот раствор может выделить SО3 и поэтому «дымит» на воздухе. При попадание в атмосферу взаимодействует с Н2О, с образованием Н2SО4 – выпадают кислотные дожди или кислотные осадки.
3. Характерной реакцией на Н2SО4 и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями Ва.
Лабораторно- фронтальная работа.
Цель: Усвоить качественную реакцию на Н2SО4 и ее растворимые соли, повторить их свойства.
Вариант 1.
Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:
N![]()

аОН Nа2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.
Реактивы: – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 .
Вариант 2.
Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:
Н2SО4 ![]()

К2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.
Реактивы: – КOH, Н2SО4, ВаСl2 .
Прилейте к Н2SО4--ВаСl2 . Что наблюдаете? Н2SО4 + ВаСl2 = ВаSО4 + 2НСl.
Проблемная ситуация: Лаборант налил 2 пробирки с кислотами: Н2SО4 и НСl
Но нет надписи. Помогите ему определить: Где, какая кислота?
Ответ: Н2SО4 + ВаСl2 . = ВаSО4 + 2НСl.
НСl + ВаСl2 .= реакции нет
Экспериментальное задание: 1.Проверьте, присутствуют ли сульфат – ионы:
А) в питьевой воде, взятой из колодца (колонки).
Б) воды взятой из реки Уда./ на экспериментальную часть отводится 10 минут/.
2. Определите наличие сульфат ионов в почве, взятой на пришкольном участке и с полей села Старого Онохоя.
/ Приготавливаются 2 вытяжки из почв пришкольного участка и с почв села Старого Онохоя
(заранее) и определяется реакция на сульфат- ионы.
После проведения эксперимента подводится итог: Как можно определить наличие сульфат - иона в воде и в почве?
ВаSО4 - соль, которая находит применение в медицине. Соль смешивают с водой, дают поглотить больному пациенту, врач получает полное представление о форме желудка, кишечника и определяет место поражения.
Многие из солей серной кислоты приобрели первостепенное значение и приобрели для человека важное значение.
Nа2SО4 ×10Н2О - кристаллогидрат Nа2SО4 /глауберова соль –Иоганн Рудольф Глаубер / - в медицине, как слабительное средство.
СаSО4×2Н2О - гипс, при строительстве, медицине.
ZnSО4 ×7Н2О – цинковый купорос / применяется как микроудобрение/.
FеSО4 ×7Н2О – железный купорос /применяется для борьбы с гусеницами и насекомыми вредителями растений/.
СиSО4 ×5Н2О – медный купорос /применяется для уничтожения спор и вирусных болезней растений/.
Среди сульфатов есть двойные соли – называемые квасцами.
К2SО4 ×Аl2(SО4)3 ×24Н2О – алюмокалиевые квасцы - кровоостанавливающее средство.
Закрепление: И. Г. Хомченко »Сборник задач и упражнений по химии» для средней
школы, стр. 62.
1. Закончите уравнения реакций.
а) Н2SО4 (конц.) + ВаСl2 = …..
б) Н2SО4 (конц.) + Нg = …….
в) Н2SО4 (конц.) + Аg = ……
г) Н2SО4 (конц.) + MgО = ……
д) Н2SО4 (конц.) +C = …….
11.31. К каким процессам (физическим или химическим) относится растворение серной кислоты в воде? Ответ мотивируйте. Почему при растворении надо наливать кислоту в воду, а не наоборот?
11.32. Составьте уравнение реакции между магнием и концентрированной серной кислотой, учитывая, что она восстанавливается до сероводорода. При подборе коэффициентов используйте метод электронного баланса.
4 Mg0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется
S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается
11.34.При растворении меди в концентрированной серной кислоте выделился оксид серы (IV) обьемом 2,8 л (нормальные условия). Какая масса меди была взята для реакции?
х г. 2,8 л
Си + 2Н2SО4 ( конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О
64 г/моль Vm=22.4л/моль
Решение: n = m/M; n = V/Vm ; m = M . n ;
п = 2,8 л/ 22,4 л/моль =0,125 моль
n (SО2) = n (Си) = 0,125 моль; m (Си) = M . n = 64 г/моль 0,125 моль = 8 г.
Ответ: для реакции было взято 8 граммов меди.
Итог урока: Дома:& 22, задание 5,6.
Домашнее задание. Сочините или подберите интересную информацию о серной кислоте или ее солях(это может быть стихотворение, рассказ, сказка, материал из газет и журналов).
Севергина Екатерина Филипповна, учитель химии
Онохойской средней школы №1, Республика Бурятия.
Тезисы. ДОС.
Вашему вниманию я предлагаю урок по теме: «Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли».
Этот урок я проводила в 9 классе на районном семинаре учителей химии Заиграевского района. Надеюсь, что мой урок будет полезен в работе другим учителям химии.
Тема: »Концентрированная серная кислота» всегда вызывает затруднения у учащихся, так как при взаимодействии серной концентрированной кислоты с металлами имеются свои особенности, общими для этих реакций является образование соли - сульфатов, но есть и различие не выделяется водород, а образуется Н2О и H2S/S/SO2 , отличающие от свойств разбавленной кислоты. В этом уроке большое внимание уделяется свойствам концентрированной серной кислоте: обугливать органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду, что является характерным признаком для определения данной кислоты. Концентрированная серная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу, поэтому применяется для сушки многих химических веществ. При работе с концентрированной серной кислотой необходимо большое внимание на уроке уделять технике безопасности: попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды, при растворении в Н2О концентрированной серной кислоты, выделяется большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды.
Концентрированная Н2SО4 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt. На уроке большое внимание уделяется составлению уравнений реакции взаимодействия Н2SО4 (концентрированной) с разными металлами и написанию электронного баланса, что немало важно для подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА, как в 9, так и 11 классе. На уроке отводится время для химического эксперимента, основанного на изучении местного материала (почва и вода), а также на решение качественных и расчетных задач, а также уделяется время для написания уравнений химических реакций.
С уважением Екатерина Филипповна Севергина,
учитель химии Онохойской средней школы №1,
Заиграевский район, Республика Бурятия.
Министерство образования и науки РБ.
Заиграевский район
МОУ Онохойской средней общеобразовательной школы №1.

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ »ОТКРЫТЫЙ УРОК».
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/.
Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.
Выполнила: Севергина Екатерина Филипповна учитель химии.
Учитель высшей категории.
Онохой 2017г.