СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Повторение изученного по теме:

«Синтаксис и пунктуация».

Конспект урока в соответствии с требованием ФГОС.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: традиционная

Оборудование: опорный конспект урока; раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Доброе утро, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. 

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому и кто является хозяевами, вам предстоит догадаться. - Ребята, давайте запишем слова через запятую в тетрадь.

Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал, платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок.

- Вы догадались, что это слова? (Да)

- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)

- Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

Казнить нельзя помиловать - на доске

- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите? (Предложение)

- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Поставьте знаки препинания.

Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. (Казнить нельзя помиловать)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Да, верно, тема сегодняшнего урока - "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»). - Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены. - А если вы что-то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель)

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.



  • Терминологический диктант

  • Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

  • Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

  • Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

  • Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу и грамматически)

  • Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

  • Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

  • Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

  • На какие группы делятся все знаки препинания? (знаки завершения, знаки разделения)

Молодцы! Ну что ж, вы готовы идти в гости.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только 4 любых словосочетания и определить главное и зависимое слово

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна.

- Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.

-Работа у доски.

Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна!

  2. Земля – наш общий дом!

  3. Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.

  4. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».

- С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, с однородными членами, сложные, с прямой речью) - Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным) - Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире) - Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения:

Лес – спасение от засух и суховеев. (Суховей - сухой ветер)-1 чел. у доски.

- Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания. - Ребята, у вас на партах есть текст. Знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете работать по рядам.

1 ряд подчеркнуть предложение с однородными дополнениями.

2 ряд подчеркнуть предложение с однородными определениями.

3 ряд подчеркнуть предложение с однородными обстоятельствами.

Текст.

В городах и деревнях зима наступает по-разному.

Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.

Зима у многих людей вызывает счастье радость.

  - Молодцы! Не подвели.

Все секреты вы нашли.

5. Применение знаний и умений.

  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Ну что, ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.

Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.».

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.

  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.

  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

3. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»

  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»

  • В) «Тащите воды попить, ребятки,» - попросил всадник.

Ключ: 1.Б, 2.В, 3.А, 4.В, 5.А

Оценка: «5» - 5 правильных ответа.

«4»–4 правильных ответа

«3»– 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа.


 Игра «Кто быстрее» Учитель задает вопросы к предложениям:

Птицы улетают.

Засинел мокрый берег.

Зима.

В саду росли астры, георгины, розы.

Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.

Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.

Если ветка качнётся, с неё упадет снег.

Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».


– Ребята,  из данных  вам предложений назовите:


Нераспространенное.

Распространенное

С обращением.

С обобщающим словом при однородных членах предложениях.

 С прямой речью.

Сложносочиненное.

Сложноподчиненное.

С однородными членами предложения.


Подведение итогов, обращение к высказываниям

– Вот наше путешествие подходит к концу. Давайте снова обратимся к нашему эпиграфу. Объясните, как вы его понимаете? 
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Рефлексия

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке для меня интересным было…»

Выставление оценок

Запишите домашнее задание:

*Выписать из сказки А.Погорельского 2 простых и 2 сложных предложения и сделать их синтаксический разбор

**Составить и красочно оформить кроссворд на тему "Синтаксис и пунктуация"

Итог урока.





































Повторение изученного по теме: «Синтаксис и пунктуация».


    1. Текст, знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете работать по рядам.

1 ряд подчеркнуть предложение с однородными дополнениями.

2 ряд подчеркнуть предложение с однородными определениями.

3 ряд подчеркнуть предложение с однородными обстоятельствами.


Текст.

В городах и деревнях зима наступает по-разному.

Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.

Зима у многих людей вызывает счастье радость.

2. Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация».

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.

  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.

  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

3. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»

  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»

  • В) «Тащите воды попить, ребятки.» - попросил всадник. 


3.Игра «Кто быстрее»

Птицы улетают.

Засинел мокрый берег.

Зима.

В саду росли астры, георгины, розы.

Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.

Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.

Если ветка качнётся, с неё упадет снег.

Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».


Ребята,  из данных  вам предложений назовите:


Нераспространенное.

Распространенное

С обращением.

С обобщающим словом при однородных членах предложениях.

 С прямой речью.

Сложносочиненное.

Сложноподчиненное.

С однородными членами предложения