КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Повторение изученного по теме:
«Синтаксис и пунктуация».
Конспект урока в соответствии с требованием ФГОС.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма: традиционная
Оборудование: опорный конспект урока; раздаточный материал.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Доброе утро, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому и кто является хозяевами, вам предстоит догадаться. - Ребята, давайте запишем слова через запятую в тетрадь.
Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал, платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок.
- Вы догадались, что это слова? (Да)
- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)
- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)
- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)
- Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
Казнить нельзя помиловать - на доске
- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите? (Предложение)
- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)
- Поставьте знаки препинания.
Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. (Казнить нельзя помиловать)
- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Да, верно, тема сегодняшнего урока - "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»). - Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены. - А если вы что-то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель)
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.
Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)
Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)
Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу и грамматически)
Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
На какие группы делятся все знаки препинания? (знаки завершения, знаки разделения)
Молодцы! Ну что ж, вы готовы идти в гости.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только 4 любых словосочетания и определить главное и зависимое слово
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна.
- Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.
-Работа у доски.
Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены.
Радостна, шумна и пахуча весна!
Земля – наш общий дом!
Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.
Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».
- С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, с однородными членами, сложные, с прямой речью) - Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным) - Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире) - Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения:
Лес – спасение от засух и суховеев. (Суховей - сухой ветер)-1 чел. у доски.
- Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания. - Ребята, у вас на партах есть текст. Знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете работать по рядам.
1 ряд подчеркнуть предложение с однородными дополнениями.
2 ряд подчеркнуть предложение с однородными определениями.
3 ряд подчеркнуть предложение с однородными обстоятельствами.
Текст.
В городах и деревнях зима наступает по-разному.
Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.
Зима у многих людей вызывает счастье радость.
- Молодцы! Не подвели.
Все секреты вы нашли.
5. Применение знаний и умений.
- Ну что, ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.».
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки,» - попросил всадник.
Ключ: 1.Б, 2.В, 3.А, 4.В, 5.А
Оценка: «5» - 5 правильных ответа.
«4»–4 правильных ответа
«3»– 3 правильных ответа
«2» - 2 правильных ответа.
Игра «Кто быстрее» Учитель задает вопросы к предложениям:
Птицы улетают.
Засинел мокрый берег.
Зима.
В саду росли астры, георгины, розы.
Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
Если ветка качнётся, с неё упадет снег.
Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».
– Ребята, из данных вам предложений назовите:
Нераспространенное.
Распространенное
С обращением.
С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
С прямой речью.
Сложносочиненное.
Сложноподчиненное.
С однородными членами предложения.
Подведение итогов, обращение к высказываниям
– Вот наше путешествие подходит к концу. Давайте снова обратимся к нашему эпиграфу. Объясните, как вы его понимаете?
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
Рефлексия
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке для меня интересным было…»
Выставление оценок
Запишите домашнее задание:
*Выписать из сказки А.Погорельского 2 простых и 2 сложных предложения и сделать их синтаксический разбор
**Составить и красочно оформить кроссворд на тему "Синтаксис и пунктуация"
Итог урока.
Повторение изученного по теме: «Синтаксис и пунктуация».
1 ряд подчеркнуть предложение с однородными дополнениями.
2 ряд подчеркнуть предложение с однородными определениями.
3 ряд подчеркнуть предложение с однородными обстоятельствами.
Текст.
В городах и деревнях зима наступает по-разному.
Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.
Зима у многих людей вызывает счастье радость.
2. Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация».
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки.» - попросил всадник.
3.Игра «Кто быстрее»
Птицы улетают.
Засинел мокрый берег.
Зима.
В саду росли астры, георгины, розы.
Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
Если ветка качнётся, с неё упадет снег.
Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».
– Ребята, из данных вам предложений назовите:
Нераспространенное.
Распространенное
С обращением.
С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
С прямой речью.
Сложносочиненное.
Сложноподчиненное.
С однородными членами предложения