Дата: 20.11.2018 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма: урок-путешествие.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; извлекать, преобразовывать, структурировать и применять нужную информацию.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал, раздаточный материал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 1 ( словосочетание, предложение, текст)
Чем отличаются эти три записи?
В каком разделе изучается этот материал?
Без чего невозможно грамотно оформить предложение, текст?
Какой раздел изучает знаки препинания и правила их употребления?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и Пунктуация».
Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).
- А теперь скажите, что объединяет эти записи на слайде? (тема)
Вот сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. Слайд 2.
-Запишите в тетради число, тему урока. Оформите путевой лист. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
-Итак, мы почти готовы отправиться по стране, которая называется Синтаксис и Пунктуация. Но, как и перед любым путешествием, предлагаю вам немного подготовиться. В этом нам поможет задание «верю - не верю»
(На карточке записаны утверждения, если вы согласны с ними, то напротив утверждения ставите +, если не согласны -) индивидуально
Проверьте себя по образцу. Слайд 3.
- Что вызвало затруднение? С чем не согласны? Что нужно пояснить?
Оцените свою работу согласно критериям из путевого листа и занесите результат в путевой лист. Покажите соответствующий смайлик.
Молодцы! Теперь мы готовы к путешествию. Отправляемся.
4. Обобщение и систематизация знаний.
-Первая станция - Словосочетание. Слайд 4.
Все беды и радости путешествия мы разделяем с попутчиками, поэтому сегодня мы поработаем в парах.
Ребята, возьмите карточки №1 , которые лежат перед вами.
- Прочтите задание вслух. Что нужно сделать? Каким будет порядок работы?
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор. (за доской заранее записаны словосочетания, затем 2 уч-ся делают разбор )
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
- Сверьте свою работу с доской. Задайте вопросы. Оцените себя (). Сделайте отметку в путевом листе. Покажите смайлик.
- Движемся дальше. Станция Предложение. Слайд5.
- 1 задание. Записать предложения под диктовку.
- Посмотрите на слайд, проверьте. Исправьте ошибки. Задайте вопросы.
- Прочтите задание. Что нужно сделать? Продолжаем работать в парах.
Слайд6.
Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Земля – наш общий дом!
Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые.
В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики.
На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!»
- Проверка и обсуждение. Слайд7. Оцените свою работу. Отметьте в путевом листе. Смайлик.
-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику.
- Что вы можете сказать о каждом из этих предложений? (устно хар-ют предложения)
- Возьмите карточку№2. Прочтите задание. Что значит выполнить синтаксический разбор?
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. индивидуально
-Проверьте работу по образцу Слайд8. Задайте вопросы. Оцените. Внесите в путевой лист. Смайлик.
Физкультминутка (физорг) Слайд 9
- Мы прибываем на станцию под названием Текст. Слайд10.
Ребята, у вас на партах карточка №3. Что в ней? Почему так решили? Чего не хватает? Исправьте. Прочтите. Сверьте с образцом. Слайд11.
Оцените. Отметьте в путевом листе. Смайлик.
Текст.
Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли, но встали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
В городах и деревнях зима наступает по-разному.
Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.
Зима у многих людей вызывает счастье радость.
-Молодцы! Не подвели.
Все секреты вы нашли.
5. Применение знаний и умений.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- И мы прибываем на главную станцию Знаника. Слайд №12
На этой станции мы покажем свои знания, выполнив тест. Время выполнения 4 мин.
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.»
Проверьте и оцените свою работу. Ключ и критерии оценки написаны на слайде №13
1.А
2.Б
3.В
4.А
5.В
6.А
Поднимите руки, у кого «5», «4»…
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.
После любого путешествия у нас остаются воспоминания, которыми мы можем поделиться с теми, кого с нами не было.
Предлагаю вам сейчас, заполнить карту страны Синтаксис и Пунктуация теми «достопримечательностями», которые вам запомнились. ( Что такое достопримечательность? Слайд№14), (Заполняют, обсуждаем, сравниваем с эталоном). Слайд №15
-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №16
-Сегодня на уроке я научился…
-Ещё раз повторил…
-Больше всего мне понравилось...
-Труднее всего было...
ИЛИ Оцените свою работу на уроке при помощи карточки со смайликами.
( Всё получилось
Нужно уточнить
Нужна помощь)
Д/З Слайд №17
-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №18.
Сдайте материалы урока.
Карточка 1
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
Карточка 1
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
Карточка 1
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
Карточка 1
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
Карточка 1
Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.
Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 2
Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.
Карточка 3
Вчера целый день шёл проливной дождь. Но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
Карточка 3
Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
Карточка 3
Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
Карточка 3
Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
Карточка 3
Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.
Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Пунктуация – это наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.
Словосочетание, предложение, текст – это единицы синтаксиса.
Пунктуация - наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки.
Словосочетание – это два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.
Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей не могут быть словосочетанием.
Предложение - это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Подлежащее и сказуемое являются второстепенными членами предложения.
Дополнение, определение, обстоятельство – это грамматическая основа предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией являются сложным предложением.
Текст – это несколько предложений.
В русском языке 10 знаков препинания.
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Пунктуация – это наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.
Словосочетание, предложение, текст – это единицы синтаксиса.
Пунктуация - наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки.
Словосочетание – это два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.
Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей не могут быть словосочетанием.
Предложение - это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Подлежащее и сказуемое являются второстепенными членами предложения.
Дополнение, определение, обстоятельство – это грамматическая основа предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией являются сложным предложением.
Текст – это несколько предложений.
В русском языке 10 знаков препинания.
Путевой лист ________________________________________________________________
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
ТЕКСТ | |
ТЕСТ | |
Путевой лист ________________________________________________________________
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
ТЕКСТ | |
ТЕСТ | |
Путевой лист ________________________________________________________________
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
ТЕКСТ | |
ТЕСТ | |
Путевой лист ________________________________________________________________
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
ТЕКСТ | |
ТЕСТ | |
Тест по теме: «Синтаксис и Пунктуация»
1.Укажите словосочетание:
А) Улыбались глазками
Б) Согласились и пошли
В) Под елями
2. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
3.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
4. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б) Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
5. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
6. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросил Таню – « почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки», - попросил всадник.