СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Синтаксис и Пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка»

Дата: 20.11.2018 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма: урок-путешествие.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать.

  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; извлекать, преобразовывать, структурировать и применять нужную информацию.

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал, раздаточный материал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

- Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 1 ( словосочетание, предложение, текст)

Чем отличаются эти три записи?

В каком разделе изучается этот материал?

Без чего невозможно грамотно оформить предложение, текст?

Какой раздел изучает знаки препинания и правила их употребления?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и Пунктуация».

Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).

- А теперь скажите, что объединяет эти записи на слайде? (тема)

Вот сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. Слайд 2.

-Запишите в тетради число, тему урока. Оформите путевой лист. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-Итак, мы почти готовы отправиться по стране, которая называется Синтаксис и Пунктуация. Но, как и перед любым путешествием, предлагаю вам немного подготовиться. В этом нам поможет задание «верю - не верю»

(На карточке записаны утверждения, если вы согласны с ними, то напротив утверждения ставите +, если не согласны -) индивидуально

Проверьте себя по образцу. Слайд 3.

- Что вызвало затруднение? С чем не согласны? Что нужно пояснить?

Оцените свою работу согласно критериям из путевого листа и занесите результат в путевой лист. Покажите соответствующий смайлик.


Молодцы! Теперь мы готовы к путешествию. Отправляемся.

4. Обобщение и систематизация знаний.

-Первая станция - Словосочетание. Слайд 4.

Все беды и радости путешествия мы разделяем с попутчиками, поэтому сегодня мы поработаем в парах.

Ребята, возьмите карточки №1 , которые лежат перед вами.

- Прочтите задание вслух. Что нужно сделать? Каким будет порядок работы?

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор. (за доской заранее записаны словосочетания, затем 2 уч-ся делают разбор )

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.

- Сверьте свою работу с доской. Задайте вопросы. Оцените себя (). Сделайте отметку в путевом листе. Покажите смайлик.

- Движемся дальше. Станция Предложение. Слайд5.

- 1 задание. Записать предложения под диктовку.

- Посмотрите на слайд, проверьте. Исправьте ошибки. Задайте вопросы.

- Прочтите задание. Что нужно сделать? Продолжаем работать в парах.



Слайд6.

  1. Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.

  2. Земля – наш общий дом!

  3. Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые.

  4. В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики.

  5. На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!»

- Проверка и обсуждение. Слайд7. Оцените свою работу. Отметьте в путевом листе. Смайлик.

-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику.

- Что вы можете сказать о каждом из этих предложений? (устно хар-ют предложения)

- Возьмите карточку№2. Прочтите задание. Что значит выполнить синтаксический разбор?

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. индивидуально

-Проверьте работу по образцу Слайд8. Задайте вопросы. Оцените. Внесите в путевой лист. Смайлик.



Физкультминутка (физорг) Слайд 9



- Мы прибываем на станцию под названием Текст. Слайд10.

Ребята, у вас на партах карточка №3. Что в ней? Почему так решили? Чего не хватает? Исправьте. Прочтите. Сверьте с образцом. Слайд11.

Оцените. Отметьте в путевом листе. Смайлик.



Текст.

Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли, но встали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.

В городах и деревнях зима наступает по-разному.

Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.

Зима у многих людей вызывает счастье радость.

 

-Молодцы! Не подвели.

Все секреты вы нашли.



5. Применение знаний и умений.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- И мы прибываем на главную станцию Знаника. Слайд №12

На этой станции мы покажем свои знания, выполнив тест. Время выполнения 4 мин.

Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.»

Проверьте и оцените свою работу. Ключ и критерии оценки написаны на слайде №13

1.А

2.Б

3.В

4.А

5.В

6.А

Поднимите руки, у кого «5», «4»…

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.

После любого путешествия у нас остаются воспоминания, которыми мы можем поделиться с теми, кого с нами не было.

Предлагаю вам сейчас, заполнить карту страны Синтаксис и Пунктуация теми «достопримечательностями», которые вам запомнились. ( Что такое достопримечательность? Слайд№14), (Заполняют, обсуждаем, сравниваем с эталоном). Слайд №15


-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №16

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

ИЛИ Оцените свою работу на уроке при помощи карточки со смайликами.

( Всё получилось

Нужно уточнить

Нужна помощь)

Д/З Слайд №17

  • Стр. 120, Упр. 258

  • Написать сочинение на тему «Моё путешествие по стране Синтаксис и Пунктуация»



-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №18.

Сдайте материалы урока.



Карточка 1

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.



Карточка 1

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.



Карточка 1

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.



Карточка 1

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.





Карточка 1

Найдите словосочетания. Объясните свой выбор. Запишите словосочетания в тетрадь и выполните их синтаксический разбор.

Шёл дождь, проливной дождь, разные грибы, встали на колени, подберёзовики и сыроежки, улыбались глазками, кусты и ёлочки, мы спешили.

















Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.



Карточка 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками.













Карточка 3

Вчера целый день шёл проливной дождь. Но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.

Карточка 3

Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.

Карточка 3

Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.

Карточка 3

Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.

Карточка 3

Вчера целый день шёл проливной дождь, но мы не стали откладывать поход за грибами.

Лес сверкал переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли но встали на колени копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.















«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

  1. Пунктуация – это наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

  2. Словосочетание, предложение, текст – это единицы синтаксиса.

  3. Пунктуация - наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки.

  4. Словосочетание – это два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.

  5. Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей не могут быть словосочетанием.

  6. Предложение - это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

  7. Подлежащее и сказуемое являются второстепенными членами предложения.

  8. Дополнение, определение, обстоятельство – это грамматическая основа предложения.

  9. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

  10. Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией являются сложным предложением.

  11. Текст – это несколько предложений.

  12. В русском языке 10 знаков препинания.






«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

  1. Пунктуация – это наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

  2. Словосочетание, предложение, текст – это единицы синтаксиса.

  3. Пунктуация - наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки.

  4. Словосочетание – это два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.

  5. Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей не могут быть словосочетанием.

  6. Предложение - это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

  7. Подлежащее и сказуемое являются второстепенными членами предложения.

  8. Дополнение, определение, обстоятельство – это грамматическая основа предложения.

  9. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

  10. Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией являются сложным предложением.

  11. Текст – это несколько предложений.

  12. В русском языке 10 знаков препинания.













Путевой лист ________________________________________________________________

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ТЕКСТ


ТЕСТ


Путевой лист ________________________________________________________________

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ТЕКСТ


ТЕСТ


Путевой лист ________________________________________________________________

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ТЕКСТ


ТЕСТ


Путевой лист ________________________________________________________________

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ТЕКСТ


ТЕСТ




Тест по теме: «Синтаксис и Пунктуация»

1.Укажите словосочетание:

  • А) Улыбались глазками

  • Б) Согласились и пошли

  • В) Под елями

2. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.

  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.

  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

3.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

4. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Б) Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

5. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

6. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) Учитель спросил Таню – « почему ты вчера не была в школе?»

  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»

  • В) «Тащите воды попить, ребятки», - попросил всадник.