2. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация) | Актуализация опорных знаний. Определение темы и задач урока. | Предлагает вопросы и задания: - расположите элементы Ge, C, Pb, Si, Sn по возрастанию их порядкового номера в ПСХЭ, запишите в тетрадь. -Что мы получили? (Это элементы главной подгруппы 4 группы) - Как изменяются свойства элементов и образуемых ими соединений в главных подгруппах? Определение темы урока начинается со стихотворения: Ох, как вездесущ я, как никто другой. Уголь, нефть, алмазы – дружат все со мной И в графите тоже, верьте содержусь, И всегда так будет – я за то молюсь. Как же не молиться, милый ты друг мой В каждом я растении, каждому родной Организм животный - это тоже я Да я жизнь рождаю. Вот моя семья! Вопрос: О каком химическом элементе идет речь в этом стихотворении? | 1.Индивидуальная работа: -Выполняют задание; - Отвечают на вопросы учителя;. - Определяют тему урока и ее цели; | Личностные УД: уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Познавательные УД: Выделять существенную информацию из текста вопросов. Извлекать ранее полученные знания из памяти. Актуализируют личный опыт. Целеполагание. Kоммуникативные УД: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций. |
3. Осмысление (получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями) 4.Закрепление изученных знаний. | - Характеристика элемента углерода по плану; - Постановка проблемного вопроса «Где может быть скрыт секрет углерода»? - Работа с таблицей «Электронное строение элементов IV А-группы» в учебнике; - Электронное строение атома углерода; - индивидуальная работа по карточкам.
Работа по группам. Инструктивная карта № 1 «Аллотропные модификации углерода. Адсорбция» Инструктивная карта №2 «Химические свойства углерода» Инструктивная карта №3 «Применение углерода» Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий. Фронтальная беседа. Индивидуальная работа. Проверочный тест по вариантам. | - Учитель предлагает учащимся вспомнить, по какому плану изучались предыдущие темы: «Подгруппа кислорода» и «Подгруппа азота». Учитель: рассмотрим таблицу № 22 «Электронное строение атомов элементов IV А-группы» в учебнике (стр. 145). Какой можно сделать вывод?
Каждый химический элемент интересен по своему, но углерод – элемент особенный. Как вы думаете, что объединяет объекты на этом слайде? (слайд 2). - Распространенность элемента углерода (слайд 3, 4); - Классификация соединений углерода (слайд 5) (рассказ) - Почему такого разнообразия соединений мы не встречали у изученных ранее элементов? Предположите, где может быть скрыт «секрет углерода». - Предлагает индивидуальную работу по карточкам (Приложение 1.) Организует работу в группах. Инструктивная карта №1 1. Вспомните определение аллотропии. У каких элементов вы изучали аллотропные модификации. 2. Используя текст учебника, назовите аллотропные модификации углерода. Заполните таблицу «Физические свойства алмаза и графита». Объясните причины различий в физических свойствах графита и алмаза. 3. Что такое адсорбция? Применение адсорбции. Физические свойства алмаза и графита - Корректирует и дополняет выступления групп. Демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза и графита (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18); - Предлагает лабораторный опыт по очистке воды с помощью активированного угля. Инструктивная карта № 2 1. Изучите статью учебника «Химические свойства углерода». 2. Заполните таблицу «Химические свойства углерода» Восстановительные свойства | Окислительныесвойства | С + О2 = С + О2 = С + СuО =. | C + H2 = C + Ca = C + Al = | Инструктивная карта № 3 1. Рассмотрите схему «Применение углерода» в учебнике. 2. Основываясь на свойствах углерода и пользуясь рисунком 33, поясните, для каких целей применяют углерод. - Исключите «лишнее» вещество (слайд 20). Фронтальная беседа. - Индивидуальная работа. Проверочный тест по вариантам. - Взаимная проверка работ (слайд 21) | Отвечают на вопросы: Особенности электронного строения элементов IVА-группы. Нахождение в природе. Особенности электронного строения атома углерода. Состав, строение и физические свойства простых веществ. Химические свойства углерода. Применение. Ответы обучающихся: Электронная формула внешнего энергетического уровня – ns2np2. Это р-элементы. Высшая степень окисления +4, низшая –4. Формула высших кислородных соединений ЭО2, водородных соединений ЭН4. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Заполняют в тетради схему. «Секрет углерода» скрыт в электронном строении. Выполнение задания по электронному строению атома углерода. Обсуждение результатов. Вывод: Особенности строения атома углерода в основном и возбужденном состоянии (слайд 6). Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Знакомятся с информацией и предоставляют отчет. - Учащиеся составляют схему в тетрадях (слайд 7); - Выполняют лабораторный опыт по карточкам-инструкциям; - Делают записи в тетрадях. - Составляют уравнения реакции в тетрадях и на доске, затем проверяют результаты (слайд 19); - Делают вывод: по отношению к металлам и водороду углерод является окислителем, а по отношению к кислороду и более электроотрицательным элементам углерод - восстановитель. (слайд 19) Выполняют тест. Взаимопроверка. | Познавательные УД: 1. Нахождение и использование нужной информации. 2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Регулятивные УД: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, волевая саморегуляция, познавательная инициатива осуществление самоконтроля по результату и по способу действия результатов действия, внесение необходимых корректив. Личностные УД Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Коммуникативные УД: Понимать смысл текста. Обоснование собственной позиции. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. Личностные УУД Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Регулятивные УУД Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
5.Рефлексивно-оценочный этап. | Анализ и оценка успешности достижения цели. | Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки в тесте… А теперь пусть поднимут руку те, кто сделал 1-2 ошибки…Мне понравилось, как вы работали на уроке, особенно хочу отметить…. А теперь я хочу услышать ваше мнение об уроке. Закончите, пожалуйста, фразы: Я узнал… Я научился… Меня удивило… Мне понравилось… Мне было интересно узнать… Мне захотелось… У меня получилось… | - Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивают собственный вклад в работе группы. | Познавательные УД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УД: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УД: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества. |