СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Антарктида"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Антарктида"»

Тема: Антарктида

Цели: создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов;

способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП материка,

создать условия для формирования у учеников знаний об особенностях животного и растительного мира Антарктиды и факторах, определяющих его структуру;

раскрыть особенности исследования материка Антарктида;

развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивать аналитико-синтетические способности через написание синквейнов;

осуществлять экологическое воспитание через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности.


Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников

Формы обучения: фронтальные, индивидуальные

Методы обучения: рассказ, беседа

Средства обучения: наглядные



Ход урока

I. Оргмомент. Рефлексия

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.



II. Актуализация знаний

Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.

– Догадались? Это Антарктида. Каким вы представляете себе этот континент?

– А вот первое впечатление от Антарктиды известных полярников.

«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде». (Г.Е. Лазарев)

«Огромна, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать её тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но всё-таки здесь всегда оставалось, что-то «необъяснимое», которое ускользало о нас и всё-таки приковывало наше внимание». (Дуглас Моусон)

III. Изучение новой темы

  1. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, тема нашего урока сегодня – АНТАРКТИДА

– Какие поставите перед собой вопросы? (Кто и когда открыл Антарктиду? Где она расположена? Какие там условия? И др.)
– Наша общая цель – уточнить ФГП Антарктиды, а так же выяснить какой ценой достался миру шестой последний материк Земли, познакомиться с особенностями природы.



  1. ГП Антарктиды



Антарктида – анти-Арктика, полярная область на противоположной от Арктики южной стороне земного шара

  • Площадь Антарктиды – 14 млн. км2

– Какое место занимает Антарктида по площади среди других материков? (5)
– Сравните цифровые показатели площадей Антарктиды, России и Белгородской области.

Площадь России – 17 млн. км2
Площадь Белгородской области.– 27 тыс. км2

  • Зато по высоте Антарктида превышает другие материки. Средняя высота – 2040 м.

  • Постоянное население отсутствует. Даже полярники не задерживаются в Антарктиде больше 1 года. Почему? (Из-за стерильности материка, потребления дистиллированной воды из растопленного льда снижается иммунитет)

  • Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.)

  • Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления,  а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.

– Каком? Что это за точка? Все берега Антарктиды северные. Значит, сколько будет крайних точек?
– Выполните задание №1 в листе заданий

3. Исследования Антарктиды

Рассмотрите внимательно людей изображенных на фотографии, постарайтесь представить, как они жили, какой мир окружал их, о чем они думали, мечтали. А главное, какое отношение они имеют к тому материку, который мы изучаем?

Эти и многие другие исследователи посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40 - 50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.

  • Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.)

  • Ближе какой материк ? (Южная Америка)

– Шестой континент расположился далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. Долгие годы ничего не было известно об этом ледяном материке. Никто из путешественников не находил материковой земли в высоких южных широтах. Заходить в эти широты корабли боялись из-за сплошных льдов.
В XVIII в. в поисках  «южной земли» плавал известный английский мореплаватель Джеймс Кук. Он не раз пересекал Южный полярный круг, но материка так и не нашёл. «Если я не нашёл, то и никто не найдёт», – сказал он. С тех пор поиски «южной земли» на долгие годы прекратились, но предсказания Кука не сбылись.
– Кто распахнул для всего мира дверь в просторы самого южного материка Земли, так безапелляционно захлопнутую Куком?»
28 января 1820 года 50 лет спустя первая русская Антарктическая экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк, позднее названный Антарктидой.
Итоги:  экспедиция обогнула весь материк, картировала его, но выйти на берег так и не удалось.
Важнейшей вехой в открытии Антарктиды является 1911 – 1912 гг. Открытие Южного полюса, которое имело почти детективный сюжет.
В начале осени 1909 года газеты многих стран опубликовали два любопытных сообщения. Первое пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе касалось исследования Антарктиды. Английские газеты и телеграфные агентства объявили об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой  капитаном Робертом Скоттом. Главная цель – Южный полюс.
Тогда никто ещё не знал, что сообщение о покорении Северного полюса круто изменило судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим  льдам на Северный полюс. План  экспедиции уже был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири уже достиг Северного полюса и на нём теперь развивается звёздно-полосатый американский флаг.
Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки. А как объяснить кредиторам, что деньги истрачены зря.
– В чём Амундсен находит выход? Какое достижение может сравниться с покорением Северного полюса?
– Итак, две экспедиции – норвежская и английская штурмуют полюс. Кто будет первым на полюсе? Выполните задание 2 в дневнике исследователя.

  • Амундсен                                 Скотт
    собачьи упряжки                    мотосани, лошади, пешком
    старт 20.10.1911 г.                  01.11.1911 г.
    первый раз                              третья экспедиция

  • – Первыми достигли полюса норвежцы. Команда Скотта из пяти человек впряжённых в свои нагруженные сани прибыла туда же 17 января 1912 года. Чёрное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали.

  • Вот несколько записей из дневника Р.Скотта на обратном пути:

  • 15 марта температура опустилась до отметки 42 градуса ниже нуля. Ветер насквозь продувал обветшавшую одежду. Каждый шаг требовал страшного напряжения
    19 марта, едва живые, мы поставили свой последний лагерь примерно в 20 км от склада, где нас ждали продукты и топливо.
    Десять дней бушевала пурга. Десять дней угасала жизнь в маленькой, занесённой снегом палатке.
    29 марта была сделана последняя запись. Погибая, он писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – знаменитая фраза Теннисона, найденная в дневниках Р. Скотта высечена на памятном камне как дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 гг.

4. Природа Антарктиды

Работа в группах

Класс делится на группы, каждая из которых получает свою “специальность” и проблемный вопрос, на который они должны найти ответ.

1 группа. Ледяной покров (гляциологи)

Как Вы думаете, что отличает Антарктиду от любого другого материка?

Уникальной особенностью природы Антарктиды является ледяной покров, который полностью покрывает материк.

2 группа. Подледный рельеф (геоморфологи)

3 группа. Климат (климатологи)

Антарктиду часто называют:

СТРАНА МОРОЗОВ И ЖЕСТОКОГО СОЛНЦА

ХОЛОДИЛЬНИК ЗЕМЛИ

-Почему же Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?

А теперь давайте подтвердим правильность ваших слов по климатической карте атласа (работа с картами атласа).

- Почему в июле холоднее, чем в январе?

-Почему Антарктиду называют холодильником Земли, ведь есть же ещё и Северный полюс, однако там таких низких температур не наблюдается?

От морозов может даже лопаться роговица глаз и возникать такая болезнь как снежная слепота. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения лёгких, возникает кашель.

Ещё Антарктиду называют материком

ЛЕДЯНОГО КОНТИНЕНТА

ЛЕДЯНЫМ ПОГРЕБОМ

- Почему же не тают эти льды?

- Отчего двигаются огромные глыбы льда и самостоятельно сползают в океан?

Итак, мы видим, что Антарктида – это страна морозов, льда, жестокого солнца. Тогда какое атмосферное давление здесь образуется? (высокое)

И в связи с этим Антарктиду ещё называют

СТРАНА ПУРГИ

-Ребята, сегодня, прямо к нашему уроку пришло сообщение о погоде из метеорологической службы, которое попросила прислать ваша одноклассница.

К сожалению, некоторые строчки расплылись, и осталось понятным только сообщение о ветре. Давайте зачитаем эти строчки:

«Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома видны только на расстоянии нескольких метров».

- Ребята, на доске (СЛАЙДЕ) представлены три климатограммы. Выберите из них ту, которая соответствует климату Антарктиды и поясните её.

Итак, Антарктида – это материк

-морозов и жесткого солнца

-холодильник земли

-ледяной континент

-ледяной погреб

-страна пурги



4 группа. Растительный и животный мир



Несмотря на суровые условия жизни на самой южной земле, органический мир здесь своеобразен и даже разнообразен и таит еще немало загадок для ученых.



Основой существования животных являются растения, т.к. ими питаются травоядные, а травоядными - хищники.

Как Вы думаете, где в Антарктиде произрастет такое количество растений, которое может прокормить такое количество животных?

Конечно же, такое количество растений не может произрастать на суше, т.к. там нет подходящих для этого климатических условий, почв. Поэтому все животные, обитающие в Антарктиде - это морские животные, так или иначе связанные с океаном. Например, мелкие планктонные водоросли являются кормом планктонных рачков и для растительноядных рыб, их поедают хищные, а хищных и растительноядных рыб поедают крачки, пингвины. А на огромных внутренних территориях материка располагается антарктическая пустыня.

Животные Антарктики

Жизнь почти всех видов животных и птиц Антарктиды связана с океаном - с антарктическими водными бассейна­ми и отчасти с окраинной полосой материка.
Антарктида бедна наземными животными, млекопитаю­щих на материке вовсе нет. Встречаются некоторые черви, низшие ракообразные и бескрылые насекомые. Отсутствие крыльев обуславливается постоянно дующими сильными вет­рами: насекомые не могут подниматься в воздух. На островах Антарктики имеется несколько видов жуков, пауков, пресно­водных моллюсков, один вид нелетающей бабочки. Пресно­водных рыб нет. Из птиц известны белая ржанка, конек, один вид утки, гнездящейся на острове Южная Георгия.
Зато воды Антарктики богаты морскими и полусухопут­ными видами животных. Из беспозвоночных животных осо­бенно многочисленны ракообразные, служащие основной ни­щей для млекопитающих, птиц и рыб. Из млекопитающих многочисленны ластоногие и киты. Ластоногие представлены различными видами тюленей. Наиболее распространен тюлень Уэделла, достигающий в длину 3 м. Живет в полосе неподвижных льдов. Другие виды тюленей встречаются па пла­вучих льдах. Самый крупный из тюленей - морской слон в настоящее время сильно истреблен. Почти все тюлени пита­ются рачками, моллюсками и рыбой, а морской леопард уни­чтожает в большом количестве пингвинов.
Самые крупные из млекопитающих - китообразные пред­ставлены усатыми и зубатыми китами. Среди усатых выделя­ются синие киты, горбачи. Самый крупный кит - синий, или блювал, достигающий длины 33 м. Он сильно истреблен. С 1967 года находится под охраной. Крупный кит дает до 20 тонн чистого жира и имеет массу до 160 тонн.
К зубатым китам Антарктики относятся кашалоты, бутыл­коносы и касатки. Касатки - опаснейшие хищники, снабжен­ные большим острым спинным плавником - косачом.
Исключительно своеобразны птицы Антарктиды. Все они живут у воды и питаются рыбой, а также мелкими морскими животными. Самые замечательные - пингвины - птицы с короткими крыльями, похожими на ласты, дающие возмож­ность прекрасно плавать. Издали пингвины с их вертикаль­ным положением тела напоминают людей. Взрослые пингви­ны принимают пищу только в воде и вообще чувствуют себя там гораздо лучше, чем па суше.
Многие виды пингвинов селятся па северной границе Ан­тарктики, на побережьях субантарктических островов. К ним относятся пингвин Склатера, златохохлый пингвин, неболь­шой пингвин Адели.
В летнее время в Антарктику прилетают буревестники, чайки, бакланы. Самые крупные из них - альбатросы, раз­мах крыльев их достигает 3,5 м.
Некоторые буревестники залетают в глубь материка даль­ше всех птиц и живут на отдельных выступающих участках, не покрытых льдом и снегом.
В летний период прибрежные скалы и острова покрывают­ся гнездовьями многочисленных разновидностей буревестни­ков - серых, белых, а также капских голубей, качурок, по­морников.
Летающие птицы гнездятся на скалах, образуя колонии, похожие на наши птичьи базары.

Сообщения учащихся

А теперь давайте познакомимся с животными Антарктиды. Вы приготовили сообщения о животных и 2 - 3 вопроса по тексту своего сообщения. Сейчас каждый выступит со своим сообщением. В это время класс записывает название животного, о котором идет речь, и готовится отвечать на вопросы докладчика.

Императорский пингвин – один из всего лишь двух видов пингвинов, живущих непосредственно на Антарктическом континенте. Императорского пингвина легко узнать не только по его выдающемуся росту (до 120 сантиметров), но и по черной шапочке на голове, серо-голубой груди, оранжево-желтым щекам и клюву.

За годы эволюции эти морские птицы отлично приспособились к жизни в условиях экстремально низких температур. Мудрая природа обеспечила их несколькими слоями теплых прочных перьев, способных выдерживать ледяной ветер, дующий со скоростью более 110 км/час.

Короткий клюв, небольшие ласты, особое устройство ноздрей и толстый слой подкожного жира предотвращают потерю тепла и помогают пингвинам чувствовать себя комфортно даже при температурах ниже 60 градусов Цельсия.

Императорские пингвины – единственные животные, способные размножаться во время антарктической зимы. На ледяной поверхности снежной пустыни вряд ли найдешь материал для строительства гнезда, поэтому яйца будущие родители укладывают у себя на ногах, накрыв их теплой складкой внизу живота.

Императорские пингвины – отличные ныряльщики, способные опускаться на глубину более 400 метров. Перед возвращением в семью самец до предела наполняет свой желудок, чтобы кормить его содержимым вылупившегося птенца.


Альбатрос одинаково хорошо чувствует себя и на воде,и в воздухе. Взлететь он может только с гребня волны или с берегового откоса. По земле ходит плохо. Легко и подолгу планируя над океаном, альбатросы высматривают добычу: рыбу, кальмаров, осьминогов. Часто они сопровождают корабли и питаются около них отбросами. Эти птицы постоянно в пути. Самых крупных из их семейства так и называют странствующими. У них размах крыльев больше 4 м, а сами они величиной с лебедя. Гнездятся альбатросы стаями, на маленьких необитаемых островах Южного полушария. Чтобы привлечь подругу, устраивают танцы: принимают причудливые позы, громко кричат, трутся клювами. У всех альбатросов в кладке одно яйцо. Насиживают его по очереди оба родителя, очень долго. Птенцы странствующих альбатросов, вылупившись, еще 8—9 месяцев не выходят из гнезда. А у темноспинных альбатросов они до четырех месяцев покрыты пухом, хотя ростом уже с родителей. Только спустя два месяца, когда птенцы оперятся, вся семья улетает с острова.



В Антарктиде находится очень небольшое количество людей, немного туда приезжает и туристов, поэтому казалось бы отрицательное влияние со стороны человек на природу материка незначительно. Но это не так. В результате особенностей циркуляции атмосферы над Антарктидой образовалась крупнейшая озоновая дыра, которая губительно влияет на животных Антарктиды, из-за УФ-излучения/



5. Современные исследования



Обширное пятно в районе Южного полюса, появившееся на картах мира во второй половине XVIII после плаваний капитана Кука, очень медленно сокращалось, пока, наконец, к началу 50-х годов не сжалось до ограниченного пространства в самом центре Антарктиды.
– Сколько времени длилось освоение Антарктиды, сравнительно небольшой по размерам? (около 200 лет) Причина понятна (отдалённость, суровость климата).
В 1957-1959гг. – велись исследования в рамках МГГ и непосредственно после него. В этот период были вложены огромные средства и усилия. Здесь работало 38 станций разных стран мира.

На научных станциях в Антарктиде жилые постройки особые. Они стоят на высоких сваях, прикреплённые к грунтам металлическими тросами, начищенными до блеска.
– Как вы думаете, почему они имеют такие особенности?

- Назовите российские полярные станции.

Правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно в мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов.

В современных условиях полярники побеждают холод не путём приспособления к нему, что просто невозможно, а специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты.
Рассмотреть средства.
– Для чего полярнику нужны солнцезащитные очки?
– Из каких материалов сделана одежда? Почему преобладает красный и синий цвет?
– Зачем нужна защитная маска?

6. Туризм в Антарктиде

– Многие мальчишки, да и девчонки XX века мечтали стать космонавтами и полярными исследователями, но не все ими стали. Поэтому в последнее время мы слышим в новостях, что появился первый турист в космосе, а в Антарктиде за последние 6 лет побывало более 10 тысяч туристов.

IV. Закрепление

Теперь Вы знаете о самом южном материке Земли достаточно много.

- Какими другими рекордами обладает этот материк? Обдумайте и запишите в лист заданий самостоятельно.

  • Самый холодный (– 89,2о С)

  • Самый белый (отражает 90% энергии)

  • Самый высокий (средняя высота 2040 м)

  • Самый южный (расположен в пределах ЮПК)

  • Самый чистый (экологически, м. с. стерильный, мин. бактерий)

  • Самые сильные ветры (м. Денисон, Земля Адели)

  • Самый мирный (правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов)

V. Итог урока. Рефлексия

И в заключение урока предлагаю Вам написать синквейн об Антарктиде.

VI. Домашнее задание

Параграф 48, 49

дополнительное задание: ответить на вопросы

  1. В Антарктиде много всяких полюсов: Южный полюс, полюс холода, южный магнитный полюс, полюс недоступности. Объясните, где они находятся и почему так называются.

  2. Чем удивительны озера Антарктиды

  3. Чем отличаются оазисы Сахары и Антарктиды