СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Основания"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится конспект урока  и презентация. Урок получения новых знаний. Учащиеся знакомятся с новым классом неорганических веществ, учатся составлять формулы оснований, давать им названия.

Просмотр содержимого документа
«Основания 8 класс Word»

Методическая разработка урока химии для 8 класса.

Автор: Владимирская Л.В., учитель химии МАОУ «Лицей №5» г. Перми.




Класс 8 класс. Тема: «Основания».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: сформировать представление о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований, рассмотреть качественные реакции растворимых в воде оснований.

Задачи:

- образовательные: сформировать знания учащихся о новом классе неорганических веществ - основаниях.

- развивающие: выработать умения определять принадлежность веществ к классу оснований, умение называть их, составлять формулы и пользоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде для определения растворимости оснований; развивать логику, умение выражать свои мысли, анализировать, обобщать факты.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.



Ход урока 1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Проверочная работа по оксидам (приложение № 1)

3. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний и выход на тему урока (фронтальная беседа)

- Учащимся предлагается выполнить задание (слайд № 1)

- Почему оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам?

- Знакомы вам эти вещества?

- Тема урока «Основания»

2. Состав, определение и общая формула оснований

- Что общего между этими веществами? (слайд № 3)

- Сформулируйте определение и запишите общую формулу оснований (слайд № 4)

3. Названия оснований (слайд № 5)

- составление формул оснований (слайд № 6-8) (работа в парах)

4. Классификация оснований.

- На какие группы можно поделить основания по отношению к воде?

(анализ с использованием таблицы растворимости) (слайд № 9)

- По какому признаку основания разделены на 3 группы? ( слайды № 10,11)

5. Качественное определение щелочей индикаторами

- понятие индикаторы (слайд № 12)

- выполнение лабораторного опыта (приложение № 2)

- окраска индикаторов в щелочной среде (слайд № 13)

4. Закрепление изученного материала

- Крестики –нолики» (слайд № 14)

- Третий лишний. Почему? (слайд № 15)

5. Домашнее задание (слайд № 16)

6. Рефлексия (слайд № 17)



Приложение № 1


Вариант № 1


  1. Из списка веществ выпишите и назовите оксиды металлов: PH3, SiO2, K2O,Na2S,

CuO, CaCl2, CrO, H2O2.


  1. Составьте формулы оксидов: оксид лития, оксид железа (III), оксид серы(VI),

оксид хлора (VII), оксид водорода.



Вариант № 2


  1. Из списка веществ выпишите и назовите оксиды неметаллов: OF2, CaO, H2O,

P2O5, MgO, N2O3, HF, NH3.


  1. Составьте формулы оксидов: оксид марганца(II), оксид алюминия, оксид бария,

оксид углерода(IV), оксид меди(I)



































Приложение № 2


Определение щелочной среды (наличие гидроксогруппы)


При работе со щелочами соблюдайте ТБ.

Не допускайте попадания на кожу и одежду


  1. В пробирку налейте 1мл гидроксида натрия и добавьте несколько капель лакмуса. Как изменился цвет раствора?

  2. В пробирку налейте 1мл гидроксида натрия и добавьте несколько капель метилового оранжевого. Как изменился цвет раствора?

  3. В пробирку налейте 1мл гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Как изменился цвет раствора?

  4. Заполните таблицу


Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

Лакмус


Метиловый оранжевый


Фенолфталеин



Просмотр содержимого презентации
«основания»

Из предложенного списка веществ выберите и назовите известные вам вещества  NaOH, Na 2 O,  Ca(OH) 2 ,  P 2 O 5 , Fe(OH) 3 , MgO , C и (OH) 2

Из предложенного списка веществ выберите и назовите известные вам вещества

NaOH, Na 2 O, Ca(OH) 2 , P 2 O 5 , Fe(OH) 3 , MgO , C и (OH) 2

Владимирская Л.В. учитель химии «МАОУ Лицей №5» г. Пермь

Владимирская Л.В.

учитель химии

«МАОУ Лицей №5»

г. Пермь

Что общего между этими веществами? NaOH,  Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3

Что общего между этими веществами?

NaOH, Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3

М n+ ( OH) n

М n+ ( OH) n

  • Основания это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
слово «гидроксид» + название металла ( указать с.о., если она переменная) Например:

слово

«гидроксид» + название металла

( указать с.о., если она переменная)

Например:

  • Mg(OH) 2 - гидроксид магния
  • Fe(OH) 3 - гидроксид железа (III)
  • Fe(OH) 2 - гидроксид железа (II)
Гидроксид натрия (натр едкий, каустическая сода )

Гидроксид натрия (натр едкий, каустическая сода )

Гидроксид кальция (гашеная известь)

Гидроксид кальция (гашеная известь)

Гидроксид калия (едкое кали)

Гидроксид калия (едкое кали)

Нерастворимые Растворимые  (щелочи) Cu(OH)2 Al(OH)3 Ni(OH)2 Fe(OH)2 Fe(OH)3 NaOH KOH Ba(OH) 2 LiOH

Нерастворимые

Растворимые

(щелочи)

Cu(OH)2

Al(OH)3

Ni(OH)2

Fe(OH)2

Fe(OH)3

NaOH

KOH

Ba(OH) 2

LiOH

По какому признаку основания разделены на 3 группы? ? ?  ?  Al(OH)3 Fe(OH)3  Cu(OH) 2 Ba(OH) 2 Pb(OH) 2 Fe(OH) 2 NaOH KOH LiOH С sOH

По какому признаку основания разделены на 3 группы?

?

?

?

Al(OH)3

Fe(OH)3

Cu(OH) 2

Ba(OH) 2

Pb(OH) 2

Fe(OH) 2

NaOH

KOH

LiOH

С sOH

Классификация оснований по числу гидроксогрупп. Основания Однокислотные NaOH , KOH Двухкислотные Pb(OH)2 , Fe(OH)2 Трехкислотные Al(OH)3

Классификация оснований по числу гидроксогрупп.

Основания

Однокислотные

NaOH , KOH

Двухкислотные

Pb(OH)2 , Fe(OH)2

Трехкислотные

Al(OH)3

Индикаторы -это качественные определители реакции среды

Индикаторы -это качественные определители реакции среды

    Окраска индикаторов в щелочной среде Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин

    Окраска индикаторов в щелочной среде

    Лакмус

    Метиловый оранжевый

    Фенолфталеин

    Выигрышный путь образуют формулы оснований NaOH K 2 O Na 2 S Cu(OH) 2 Ca(OH) 2 P 2 O 5 , Zn (OH) 2 ZnO Fe(OH) 2

    Выигрышный путь образуют формулы оснований

    NaOH

    K 2 O

    Na 2 S

    Cu(OH) 2

    Ca(OH) 2

    P 2 O 5 ,

    Zn (OH) 2

    ZnO

    Fe(OH) 2

    Na 2 S , Mg(OH) 2 , NaOH  KOH, NaOH, Fe(OH) 3  Na 2 O,  Ca(OH) 2 ,  P 2 O 5 ,
    • Na 2 S , Mg(OH) 2 , NaOH

    • KOH, NaOH, Fe(OH) 3
    • Na 2 O, Ca(OH) 2 , P 2 O 5 ,
    § 19 упр.2 Подготовить сообщения о значении оснований в жизни человека и их применении.
    • § 19 упр.2
    • Подготовить сообщения о значении оснований в жизни человека и их применении.