№ этапа | Работа учителя. | Работа учащихся. | Записи в тетради. | Используемые слайды. | Время. |
1. | Приветствие. | | Слайд 1. | 1 мин |
2.1. | Большинство бытовых приборов, которые мы используем – электрические, следовательно, они работают за счет электроэнергии. Сегодня мы должны выяснить, какая работа совершается в этих приборах. Тема сегодняшнего урока – «работа и мощность электрического тока». Для того, чтобы проще было понять эту тему вспомним, что мы знаем о механической работе из курса физики 7 класса. В каком случае совершается работа? | Механическая работа совершается в том случае, если под действием некоторой силы некоторое тело совершает перемещение. | Тема: «Работа и мощность электрического тока». | Слайд 2, 3. | 2 мин |
Каково буквенное обозначение работы? Какова единица измерения работы? | [A] = Дж (Джоуль) | [A] = Дж | Слайд 3. |
2.2. | Вспомним, что такое электрический ток? | Электрическим током называется направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. | | Слайд 4,5. | 3 мин |
Что заставляет заряженные частицы двигаться упорядоченно? | Электрическое поле. | | Слайд 6. |
Каким образом электрическое поле заставляет частицы двигаться упорядоченно? | Воздействует на них с некоторой силой. | |
3.1. | Таким образом, можно ли говорить о перемещении частиц под действием силы со стороны поля? Можно ли говорить о работе? | Да, электрическое поле совершает работу по перемещению заряженных частиц. | При прохождении тока по проводнику, электрическое поле заставляет заряженные частицы двигаться упорядоченно, следовательно, оно совершает работу. |
Работа тока показывает, какую работу совершает электрическое поле. | | Работа тока показывает, какую работу совершает электрическое поле. | Слайд 6. |
3.2. | Какова характеристика электрического поля? Чему равно напряжение на участке проводника? Чему равен заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за время t? | Напряжение. Напряжение равно отношению работы поля по перемещению заряда к значению этого заряда. Заряд, прошедший через поперечное сечение проводника равен произведению силы тока в проводнике на время. |  | Слайд 7. | 3 мин |
Сопоставьте записанные выражения и запишите формулу для расчета работы тока. | Работа тока равна произведению напряжения, силы тока и времени прохождения тока по проводнику. |  |
1. Определите работу тока в проводнике за 2 с, если сила тока равна 0,5 А, а напряжение 4 В. 2. Каким должно быть напряжение на участке цепи, чтобы за 2 с при силе тока 1 А совершалась работа тока 10 Дж. 3. Напряжение на участке цепи 20 В, сила тока 5 А, за какое время будет совершена работа 100 Дж? | 4 Дж 5 В 1 с | | Слайд 8. | 2 мин |
3.3. | Каковы единицы измерения работы, силы тока, напряжения, времени? Какая взаимосвязь между этими единицами? Какие приборы надо использовать для измерения работы тока? | 1. Джоуль, ампер, напряжение, секунда. 2. 1 Дж = 1 А·1В·1с 3. Амперметр, вольтметр, часы. | 1 Дж = 1 А·1В·1с | Слайд 9, 10. | 2 мин |
3.4. | Рассчитайте работу предложенных электрических лампочек (резисторов) за 1 минуту. | Собирают необходимые электрические цепи, выполняют измерения, выполняют расчет. Схему, расчеты и результаты заносят в рабочие листы. |  | Слайд 11. | 10 мин |
3.5. | Итак, мы записали формулу для расчета работы тока. А как еще можно рассчитать работу тока? Для этого вспомним закон Ома для участка цепи. | Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка. |  | Слайд 12. | 2 мин |
Сопоставьте эти формулы и предложите еще два варианта расчета работы тока. | Обсуждение в группах. | ;  |
4.1. | Теперь вспомним из курса физики 7 класса, что такое мощность? | Мощность – это физическая величина, которая показывает, как быстро совершается работа. Мощность равна отношению работы ко времени, за которое совершается эта работа. | Мощность равна отношению работы ко времени, за которое совершается эта работа. | Слайд 13, 14. | 3 мин |
4.2. | Механическая мощность, о которой говорилось в курсе физики 7 класса, обозначается буквой N, а мощность электрического тока мы будем обозначать буквой Р. Единицы измерения мощности – ватты. | | [Р] = Вт |
4.3. | Используя это выражение и выражения, полученные для расчета работы тока, предложите три варианта расчета мощности электрического тока. |    |    | Слайд 15. | 2 мин |
5. | Ответьте на поставленные вопросы: ▶Две электрические лампы, мощность которых 40 и 100 Вт, рассчитаны на одно и то же напряжение. Какая лампочка горит ярче? Почему? ▶Изменится ли мощность лампочки, если ее включить в цепь с меньшим напряжением? ▶Какую работу совершит электрический ток в лампах кремлевских звезд за 1 час? (см табл. 9) ▶Как изменится мощность реостата, если его сопротивление уменьшится а напряжение останется неизменным. ▶Два электрических чайника, мощность которых 2000 Вт и 1800 Вт включены в сеть напряжением 220 В. У какого из них нагревательный элемент имеет меньшее сопротивление? | Лампочка на 100 Вт горит ярче, так как в ней совершается большая работа тока. Мощность лампочки уменьшится. А = 5000 Вт·3600 с = 18000000 Дж = 18 МДж Мощность реостата возрастет. Меньшее сопротивление у нагревательного элемента с большей мощностью. | | Слайд 16. | 5 мин |
6. | Домашнее задание, необходимые комментарии. | Запись домашнего задания в дневники. Учебник Перышкин А.В. -§ 50, 51 Сборник задач Перышкин А.В. – глава 43: № 872, 875, 881 | -§ 30, 32 – глава 43: № 872, 875, 881 | Слайд 17. | 1 мин |
Русская литература 9 класс ФГОС
За страницами учебника. Русский язык....
Великие русские писатели и поэты
Домашняя экономика
Дизайн 10-11 классы
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Введение в общую биологию и экологию 9...
Электронная тетрадь по литературному...
© 2016, Петриашвили Ирина Николаевна 1085 28
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы