СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Подлежащее и способы его выражения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Подлежащее и способы его выражения"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Цели урока:

дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

1)Перед вами слова из стихотворения А.С. Пушкина. Восстановите стихотворные строки и запишите их.

Наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.

- Что вы записали? (предложение) Докажите. Выделите грамматические основы

- Итак, вы записали предложение. Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

2) Повторение изученного о предложении

Верные-неверные суждения (работа проводится с использованием системы электронного голосования)



  1. Предложение – это единица речевого общения, обладает смысловой и интонационной законченностью..

  2. Раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, называется морфология.

  3. По характеру грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные.

  4. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные..

  5. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

  6. Грамматическая основа предложения -это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.



- Сколько правильных утверждений вы услышали?

- Объясните, в чём ошибочность суждения?



  1. Новый материал.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Вспомним:

  1. Что такое подлежащее? (Это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?)

  2. Какими частями речи обычно выражается подлежащее? (обычно существительными и местоимениями)



Материал для наблюдения:

Предложения

Вопросы к подлежащему

Способы выражения подлежащего

Лошади шли шагом и скоро стали.

Кто?

Имя существительное

Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом.

Кто?

Личное местоимение

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Кто?

Вопросительное местоимение

С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной

Кто?

Отрицательное местоимение

Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его нагнутой фигуре.

Что?

Неопределенное местоимение

Сытый голодного не разумеет.

Кто?

Прилагательное в значении существительного

Танцующие теснились и толкали друг друга.

Кто?

Причастие в значении существительного

Пятнадцать - нечётное число.

Что?

Количественное числительное в значении существительного

Ловить снегирей – увлекательное занятие. (Ловля снегирей - увлекательное занятие.)

Что?

Инфинитив (неопределенная форма глагола)

Шли два приятеля вечернюю порой.

Кто?

Цельное словосочетание



Сообщение учащегося о субстантивации.

Субстантивация – (от лат. substantivum— существительное). Переход слов других частей речи в разряд имен существительных. Больной поправился (субстантивация прилагательного). Подали на второе (субстантивация порядкового числительного). Двое на качелях (субстантивация собирательного числительного), Наше завтра (субстантивация наречия).



Делаем вывод: подлежащим может быть любая часть речи в значении имени существительного в И. п. или цельное словосочетание.

  1. Закрепление изученного.

Практическая работа

КАРТОЧКА.

Вписать предложения в соответствующие графы таблицы в зависимости от способов выражения подлежащего, подлежащие подчеркнуть.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3.Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 4.Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 5. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 6. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 7. Она не сводила с него влюблённых глаз. 8. Восемнадцать не делится на четыре.



Способы выражения подлежащего

Предложения

Имя существительное


Личное местоимение


Прилагательное в значении существительного


Инфинитив (неопределенная форма глагола)


Определительное местоимение


Междометие


Числительное


Цельное словосочетание




  1. Контроль

Тест (Система электронного голосования)

1. Какое утверждение верно? (работа с пультами) (да или нет?)

1) Подлежащее обозначает предмет речи.

2) Подлежащее выражается только существительными и местоимениями в именительном падеже.
3) Подлежащее — главный член предложения, отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
4) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
5) Подлежащее — главный член предложения, отвечает на вопросы: каков? какова? каково?


  1. Рефлексия

Создание "синквейна”.

Подводя итог урока, сочините синквейн на тему ПОДЛЕЖАЩЕЕ,

  1. Итоги урока.

Домашнее задание.

У.66 или написать сочинение-миниатюру «Осенний день», используя разные способы выражения подлежащих.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!