СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Приставки на з и с-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словообразование»,- формирование знаний о правописании приставок на з/с; развитие орфографических навыков

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Приставки на з и с-»

Тема: Приставки на з и с-

Цели:- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словообразование»,- формирование знаний о правописании приставок на з/с; развитие орфографических навыков;

Оргмомент, целеполагание

II. Стадия вызова.Мы с вами продолжаем изучать правила правописания приставок, и сегодня на уроке мы закрепим полученные знания и подготовимся к изучению новой темы.

  1. Орфографический практикум (стр.110, упр. со значком)      Деловая игра (магазин) Повторение словарных слов.Запись слов, которые «не купили».  Сегодня в наш магазин «завезли» новый товар.

(Один ученик у доски, остальные в тетради)- Назови слова на тему: «Буквы И и Ы после приставок»

  1. Прием «Верные и неверные утверждения». Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -.

  1. После приставки сверх- пишется буква ы. -

  2. В слове пишется суффикс –чик, если перед ним стоят буквы д, т, з, с, ж +

  3. Чередование-это изменение одного звука на другой в пределах одной морфемы +

  4. Чередоваться могут только согласные звуки -

  5. Чередоваться могут буквы е/и, о/а +

  6. В корнях кас/кос, лаг/лож пишется буква о, если после корня следует суффикс а –

  7. Правописание приставок на з- и с- зависит от глухости или звонкости последующего согласного +?

Проверь себя

  1. -

  2. +

  3. +

  4. -

  5. +

  6. ?

Проверьте только шесть утверждений. У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правила.А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока.

  1. Актуализация знаний

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, в орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

Выход к теме урока - «Буквы з и с на конце приставок»(пишут в тетрадях).

А почему заспорили З и С ?(не знали, кому стоять на конце приставок).

4. Целеполагание.

Что нужно знать, чтобы не было споров?

Исходя из темы, определите цели урока.

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

  2. Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.

III. Стадия осмысления.

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу. (Работа в парах)

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

1). Познакомьтесь с приставками: из-, ис-, без-,бес-,раз-,рас-,вз-, вс-, воз-,вос-.

2). Выпишите из 245-го упражнения парами слова с приставками (по одному слову на каждую приставку):

Из- – ис- (израсходовать – испортить),

Раз- – рас- (разбежаться – рассмотреть),

Вз- – вс- (вздремнуть – вспомнить),

Воз- – вос- (возрождение – восхождение)

Без- – бес- (безвольный – беспричинный)

3). Выделите во всех словах приставки.

4). Посмотрите на следующую букву за приставкой, подчеркните её двумя чертами.

5). Определите, какая она, звонкая или глухая?

6). Какая буква(з или с) пишется перед звонкими согласными? Подчеркните ее одной чертой.

7). Какая буква (з или с) пишется перед глухими согласными? Подчеркните ее одной чертой.

8). Проговорите устные ответы друг другу.

Давайте составим план исследования: а) выделить в словах приставки;

б) подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами;

в) сравнить, какая буква пишется перед глухими согласными, а какая – перед звонкими;

г) какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Сравните свой вывод с правилом, которое предлагают нам авторы учебника (материал на стр. 110)

Задание: Что нового вы узнали из правила? (О приставке с- и словах, начинающихся на з)

Задание: На основе правила попробуйте составить схему-кластер.

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

р, л, м, н, й

б, в, г, д, ж, з

 

 

п, ф, к, т, ш, с

х, ц, ч, щ

Физкультминутка

- Поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из шуточных стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.


Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».


Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

  1. Выполнение упражнений. Методика  «Словесный мячик»

Задание : придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС-, сформулируйте правило их написания.

(без) шума - ………… (бесшумный)

(без) цвета - …………(бесцветный)

(без) радости - ……… (безрадостный)

(без) вкуса - ……… (безвкусный)

(без) края - ………(бескрайний)

(без) дома ………… (бездомный)

IV. Стадия рефлексии– Вы сегодня выступаете в роли мудрецов. Сейчас мудрецы объединятся в группы и поработают по карточкам.



Карточка 1.
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо ясное, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
(По Д. Зуеву)

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.

  • Выпишите из текста слова на изучаемое правило, обозначьте приставки.

Карточка 3. Запишите слова в 2 столбика, графически объясните правописание приставок.

И…вестие, бе…ветреный, во…наградить, бе…покойство, бе…плодный, во…ход, ра…грузить, в…пылить.

Карточка 4. Запишите ответы, используя слова с приставками РАЗ-, РАС-.

  1. Движенье с целью набрать скорость -

  2. Разделить линиями на графы -

  3. Быстро разрубить чем-то острым -

  4. Солёная вода для засолки овощей -

  5. Время перед восходом солнца -

  6. Молодые растения, выращенные для пересадки -

(Слова для справок: ра…сол, ра…сада, ра…свет, ра…линеить, ра…сечь, ра…бег)

  1. Подведем итоги. Что узнали о словах с приставками на з- и с-?- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о правописании приставок на з- и с-?

3. Домашнее задание.1) стр.110 – выучить правило2) упр. 247 или 248 (на выбор)