Этапы урока | Формируемые УУД |
Орг. момент | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
| –слайд 1 - Давайте наш урок начнём с пожелания добра друг другу и нашим гостям. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. –слайд 2 Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Слайд 3_Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, учимся применять эти знания. |
II. 1.Актуализация знаний 2.фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной проблемы. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. |
| 1.- Отгадайте загадку………. Слайд 4 Интересная часть речи В русском языке живет. Все что делает, расскажет, Задает или поет. Прячет и отыщет, сядет, Льется , ляжет и заплачет, Или забивает гол – Все расскажет нам…. Слайд5 Глагол ( сказочный король) - Сегодня мы побываем в гостях у царя Глагола, но чтобы поближе с вами познакомиться задайте вопросы по теме Глагол друг другу. Слайд 6 2.Запишем дату нашего знакомства (число, классная работа) Минутка чистописания Слайд7 В гости к Глаголу пришли и вот такие части речи: от, перед, и, а, за, с, не, под Разделите слова на группы, запишите в 2 строки.( Предлоги и союзы) Все слова распределили? –не осталось Слайд 8 Как же называется это слово мы узнаем из словарной работы.(комментированное письмо с места).
 черника маляр солдат газета аппетит цитата аромат получится слово (ЧАСТИЦА) слайд 9 слайд 10 Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не варит, не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание или утверждение? Раз отрицание, значит, как ее можно назвать? (Отрицательная частица). 3.--Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) -Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.) слайд 11
-Какие цели мы поставим? (Познакомиться с правилом правописания частицы не с глаголами, научиться его применять) слайд 12 |
III. Поиск решения. Открытие нового знания.. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
| Что общего между предлогами, союзами и частицей не?- Нельзя поставить вопрос. Не обозначает предмет, действие, признак. Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи). - Правильно, это служебная часть речи — частица. - Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно). -Почему? (Слова пишутся отдельно). -Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно). -Прочитайте правило в учебнике стр. 124 слайд 13,14 ЧАСТИЦА НЕ - ЭТО НОВАЯ ОРФОГРАММА – ПРОБЕЛ. МЫ ЗАПОМНИМ ЭТО ПРАВИЛО И ОНО ВСЕГДА БУДЕТ ВМЕСТЕ С НАМИ. |
IV. Физкультминутка. (подвижная) | Личностные: слайд 15 умение применять правила охраны своего здоровья |
V. Первичное применение знаний. Работа в парах | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. |
| 1.Царь глагол просит вас: Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками. Работа с пословицами в парах: Слайд 15.
Кто не работает, | себя не жалеть | Друга иметь- | и рыбку из пруда. | Без труда не вытащишь | не делает. | Лень добра | тот не ест. |
Кто готов покажите знак работы пары ( проверка, объяснение смысла пословиц) -Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? Щелчок Слайд16 (Раздельно.) Выпишите глаголы с частицей не, обозначьте орфограмму-пробел ( с новой строки через запятую, по одному человеку у доски).
2. Послушаем историю про наших знакомых.( грамматическая сказка про частицу НЕ) СИЛА ЛЮБВИ Сказка Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может. -Какие глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей.) -Посмотрите на экран: слайд 16 не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать. -Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.) -А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.) -Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать. -Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.) -Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю. -Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями Работа в парах Карточка2. -даны глаголы-исключения и их значения. Работая в паре, надо стрелочками правильно указать значения глагола Карточка 2. Работа парах: найдите значения глаголов. Недоумевать | заставлять, не считаясь с желанием другого.
| Негодовать | сомневаться, удивляться.
| Неволить | находиться в состоянии нездоровья. | Негодовать | злиться, | Нездоровиться | Находится в болезненном состоянии. |
|
VI. Выведение алгоритма правильного написания не с глаголами. | Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности. Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. |
| -Составим алгоритм правильного написания не с глаголами. Слайд 17  |
VII. Закрепление и совершенствование умений. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
| 1.Работа с сигнальными карточками. Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм. (Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел. Работа по учебнику С.124, упр.223 ( самостоятельно) Взаимопроверка ( обмен тетрадями). 3.Самостоятельная работа. ( дифференцированно на карточках). Слайд 19. 1 группа – красная карточка. Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ. Ленивая кошка (не) ловит мышей. Ленивый мальчишка (не) моет ушей. Ленивая мышка (не) выроет норку. Ленивый мальчишка (не) любит уборку. 2 группа – синяя карточка. Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.
Волков бояться – того (не) говори. Чего (не) знаешь – ищи добра. (Не) ищи красота – в лес (не) ходить. Шила в мешке – (не) накинешь платок. Друга иметь – (не) утаишь. На каждый роток – себя (не) жалеть.
3 группа – зелёная карточка. Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ. Кто (не) работает, тот (не) ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.
|
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
| 1.-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей НЕ? (Раздельно). Слайд 19 -Назовите глаголы-исключения. (Ненавидеть, негодовать). 2.Слайд 20 -А мы не прощаемся с Глаголом. Слайд 21 «Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе». Спасибо за внимание! |