Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича
Открытый урок русского языка
в 9 классе
по теме
«Сложные предложения с разными видами связи»
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Авджиян Э.Б.
г. Хадыженск, 2017
Урок русского языка.
9 класс
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями сложной синтаксической конструкции.
Задачи урока
Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;
Воспитательная – воспитание любви к родному языку, литературе;
На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используется мультимедийное средство обучения.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Воспроизведение теоретической части по блоку.
1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...
4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором...
III. Создание проблемной ситуации.
- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?
IV. Работа с текстом.
Задание: прочитайте текст, который у вас в раздаточном материале на столе, ответьте на вопросы:
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
- Каков стиль речи данного текста?
- Определите автора и название произведения.
- Какие художественные средства использует автор в данном отрывке?
- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?
(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи)
- Почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли.)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
V. Сообщение темы урока и его цели.
- Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока.
- Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”.
Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно.
Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.
Последуем же совету писателя: поучимся.
VI. Схематический диктант.
Прочитайте предложения, назовите произведение. (повесть “Бэла”)
Найдите соответствие схем к данным предложениям.
Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?
Ученики записывают схемы в тетрадях. Взаимопроверка в парах.
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .
2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
[ ] : […, (которой…), … ].
3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
(Когда…), [ ] : [ ].
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.
VII. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”
Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему, подчеркните грамматические основы.
Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают вид связи.
ФИЗМИНУТКА.
VIII. Конструирование текста.
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.
Ученики работают самостоятельно, в группах.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.
Проверка: ученики читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал, комментируют знаки, указывают тип предложения.
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
Учитель: Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
IX . Подготовка к ОГЭ. Тест по вариантам.
Сложные предложения с разными видами связи
Вариант 1.
В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?
I. Впрочем (1) странный человек пошёл покорно (2) как заведённая машина (3) туда (4) где над городом стояло зарево (5) и (6) точно венец (7) плавало в воздухе кольцо электрических огней. (В. Кор.)
1, 2, 4, 5, 6, 7; 3) 1, 2, 3, 4, 6, 7;
2, 3, 4; 4) 2, 4, 6, 7.
Иной раз (1) бывало (2) так жарко (3) что хотелось провести день у воды (4) и (5) если не искупаться (6) то просто полюбоваться на бегущую среди живописных берегов Москву-реку. (А. Ш.)
3,5,6; 3)1,2,3,5,6;
3,4,5,6; 4)3,6.
Джунгли немного поутихли (1) и (2) хотя тишина их была всё же относительной (3) звуки (4) производимые людьми и машинами (5) стали чётче. (А. Ш.)
1, 3, 5; 3) 1, 2, 3, 4, 5;
1, 3, 4; 4) 3, 4, 5.
Клим знал (1) что всё равно никуда не денется (2) и (3) что (4) когда прозвенит третий звонок (5) послушно встанет и двинется на сцену (6) которую ещё пять-шесть лет назад почитал (7) почти как пьедестал почёта, а теперь проклинает (8) как свой эшафот. (В. Ильин)
1, 2, 5, 6, 7, 8; 3) 1, 4, 5, 6, 8;
1, 5, 6; 4) 1, 6, 7, 8.
Он до сих пор молчал (1) и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись (2) и (3) вероятно (4) все подивились (5) как он мог до сих пор оставаться незамеченным. (Н. Лесков)
2, 5; 3) 1, 2, 3, 4, 5;
1, 3, 4, 5; 4) 2, 3, 4, 5.
Вариант 1.
В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?
Стремительнее ветра он [Суворов] облетел весь полуостров (1) и (2) где бы ни появлялся (3) везде вырастали (4) словно из-под земли (5) укрепления. (Л. Рус.)
1, 3, 4, 5; 3) 1, 2, 3, 4, 5;
2, 3, 4, 5; 4) 1, 3.
И (1) когда занялась заря (2) стало видно (3) что погода будет хорошая (4) и (5) что сегодня дождя не будет.
1, 2, 3, 4; 3) 3, 4, 5;
1,2,3; 4)2,3.
Чувствуется (1) что (2) когда он [Пушкин] собирал материал к своей истории Пугачёва (3) и (4) когда он писал её (5) он и в этом случае оставался поэтом.
1,2,3,4,5; 3)1,2,5;
1, 5; 4) 1, 3, 5.
Я подумывал о том (1) что не знаю (2) где берег (3) и (4) что (5) если сейчас останусь один (6) не буду знать (7) куда мне плыть.
1, 6, 7; 3) 1, 2, 3, 5, 6, 7;
1, 2, б, 7; 4) 1, 2, 3, 6, 7.
Оставшись наедине (1) он ходил по лесу большими шагами (2) ломая попадавшиеся ему ветки (3) и (4) браня себя вполголоса (5) или забирался в сарай на сеновал и (6) упрямо закрывая глаза (7) заставлял себя спать.
1, 4, 5, 6; 3) 1, 2, 5, 6, 7;
2, 3, 4, 5, 7; 4) 2, 3, 4, 5, 6, 7.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова.
(Учитель читает)
- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?
(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)
XI. Домашнее задание.
- Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.
Или выписать из произведения «Мертвые души» 8 предложений с различными видами связи.
Раздаточный материал.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы:
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
Схематический диктант.
Прочитайте предложения, назовите произведение. (повесть “Бэла”)
Найдите соответствие схем к данным предложениям.
Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?
[ ] : […, (которой…), … ].
(Когда…), [ ] : [ ].
[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.