СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Глухие и звонкие согласные". Данная разработка содержит мультфильм, презентацию, конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: «Звонкие и глухие согласные».

Класс: 5

Оборудование: раздаточный материал, учебник Ладыженской Т.А. «Русский язык»

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Цель урока:

Обучающая:

  • Начать изучение звонких и глухих согласных.

  • Дать представление о том, как отличить звонкий звук от глухого.

  • Дать представление о смыслоразличительной роли звука.

  • Закрепление полученных знаний.

  • Познакомить с понятием «Звукопись».

Развивающая:

  • Развивать и обогащать словарный запас учащихся.

  • Развивать сообразительность при помощи загадок.

  • Развивать умение самостоятельно находить ошибки.

  • Продолжать работу над развитием навыков грамотного письма.

  • Развивать навык выразительного чтения.

  • Развивать навыки анализа согласных звуков.

  • Формировать навыки анализа стихотворений.

  • Формировать умение работать с тестом.

Воспитательная:

  • Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

  • Воспитывать интерес к чтению стихотворений.

  • Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Этап урока:

Ход урока:

Организационный

Доброе утро, дорогие ребята! Прошу всех садиться.


Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Встали красиво, улыбнулись друг другу,

пожелали удачи и себе, и другу. Удачи всем.

На Ваших столах лежат смайлы, покажите, какое настроение у Вас сейчас.

Открываем свои тетради, записываем число.

Актуализация знаний

Мы с вами продолжаем изучать звуки. На прошлом уроке мы узнали, что согласные звуки бывают мягкие и твердые.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?

  • Сколько на свете звуков?

  • Сколько в снегу – снежинок,

  • Сколько в одежде – дождинок,

  • Сколько в песке – песчинок.

  • Сколько звуков у речи?

  • Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! Давайте вспомним, что мы знаем о звуках речи. На какие две группы они делятся? Какие звуки являются гласными? А какие-согласными? Из чего состоят?

«Продолжи ответ».

1.Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …

2. Гласные звуки бывают … и состоят только из …

3. Согласные бывают ... , …

4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные …

Работа с пословицей

Красно поле пшеном, а беседа умом. Объясните смысл пословицы. - Охарактеризуйте гласные звуки в слове «красно». ([а] – гласный, безударный, [о] – гласный, ударный.)

- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове «беседа». ([б’] – согласный, мягкий, [с’] – согласный, мягкий, [д] – согласный, твёрдый.)

- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном – звук [ш]).

- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч’], [щ’], [й’].)

Итак, мы с вами продолжаем изучать раздел, в котором живут наши любимые звуки.

Давайте посмотри мультфильм и попробуем сформулировать тему урока.

Постановка цели и задач урока

Верно! Сегодня мы будем изучать новую тему: «Согласные звонкие и глухие».

Ученики записывают в тетрадях «дата, классная работа, тема урока».

Объяснение нового материала

1. Рассмотрите внимательно таблицу, которая лежит у каждого на парте. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

- А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (стр.130). Обо всём ли мы сказали?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор.

- А что же мы сегодня мы узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это?

- Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.

Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики!

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

Эти звуки стали всегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики?

Ответы учащихся:

Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*].

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их!

Ответы учащихся:

- Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*].

Учитель:

- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими.

Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.

- Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника.

Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки.

Проблемная ситуация:

- Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого?

Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть).

- А как это узнать? Звенит звук или нет?

Ответы учащихся.

Учитель:

- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент

Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова. Дать значение слова по словарю Ожегова (зачитывает дежурный по словарю).


- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.


Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.

- Не получилось? Почему?

Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум).

Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.

- Теперь проводим второй опыт:


Опыт №2. Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете?

Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок).

- А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем?

Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет).

- Какой вывод можно сделать?

Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет.

И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.


Опыт №3. Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с].

- Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]?

Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит).

- Сделаем вывод из наших опытов:

Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный.

Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.

А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение:

Степка, хочешь щец? Фиии

Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось?

Ответы учащихся: Остались только глухие согласные.


- Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть.

Физминутка

Закрепление нового материала

  1. Давайте попробуем закрепить изученное. Если я произношу звонкий звук, то вы называете парный ему глухой, или говорите, что у него нет пары, и наоборот, если я произнесу глухой звук, вы произносите звонкий звук.


  1. Загадки. Попробуйте отгадать загадки. Ответы запишите в тетради. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. Над каждым словом напишите звук, который помогает отличить первое слово от второго и второе от первого.


С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).


С глухим — траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).


С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).


С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).


  1. Давайте поиграем в учителей. Представьте, что вы все молодые учителя. Вам предстоит проверить тетради ваших учеников. Ваша задача: Прочитайте строки и найдите слова, в которых вместо одного парного согласного должен стоять другой. Выпишите эти пары.


1. Пальчик я порезал малость…

Проявите ко мне шалость.


2. В предложении про кочку

Я в конце поставлю дочку.


3. Подложил я в печь дровишки,

Чтобы шар испёк коврижки.


4. Я под солнышком хожу,

За собою день ношу.


5. Вырос том многоэтажным,

Стал в квартале самым важным.


6. Голос во поле стоит,

Голос золотом горит.


7. Ничто Серёже не поможет,

Его доска сегодня гложет!


8. «Ура! Весна!- сказала дочка. –

На ветвях набухли бочки!»


9. После школы весь народ

Корка ледяная ждёт.


Проверяем! Прочитайте без ошибок.
вывод: Какую ошибку допустили дети в этих строчках? (перепутали парные звонкие и глухие звуки)


Работа с текстом.

Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится».

-Определите тему текста (Ночная природа)

- Какова на ваш взгляд его идея?(Показать красоту родной природы, её величие)

- Как автор относится к своей родине?

(с любовью, с восхищением, как к живому существу)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое

Беззаботно спит.

И. С. Никитин

- Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание?

(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной.

Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и])


Ребята, как называется данный литературный прием? Звукопись

Игра

Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке, на которых записаны слова:

           мо...г,  дро...д,   ска...ка,  ру…ка,  гво..дь, гру...ть, гро...дь,  ду..., ло...ка, звё...д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба, огоро… .

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.


Подведение итога

(этап рефлексии)

Итак, что мы сегодня узнали на уроке?

- При образовании сонорных в большей степени участвует голос или шум? (голос)

- Какие согласные состоят только из шума? (глухие)

- К какой группе согласных звуков относится звук [й’]? (сонорные)

Отлично!


Проверка усвоенных знаний

Тест - пятиминутка.
(на отдельных листочках)


Критерии оценки: 6 верных =5

4-5 верных = 4

3 верных = 3

2-0 верных = 2



1. Звонкие согласные звуки состоят из 
A. Шума и голоса; 
Б. шума; 
В. голоса.

 
2. Какой согласный звук не имеет пары по глухости / звонкости? 
А. [ ц ]; 
Б. [ф’]; 
В. [ ж ].

 
3. Найдите предложение, в котором используется прием «звукопись».

А. Область рифм — моя стихия, и легко пишу стихи я.

Б. Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

В. Выходила на берег Катюша.


4. В каком слове на месте буквосочетания чн произносится [ шн ]? 
А. кирпичный; 
Б. скворечник; 
В. дачный (участок). 


5. Какое средство художественной выразительности используется в скороговорке? 
От топота копыт пыль по полю летит. 
А. эпитет; 
Б. сравнение; 
В. Звукопись


6. Найдите пару слов с парными согласными по звонкости - глухости:

А. Почка – точка

Б. удар – ударь

В. Доска - тоска


Взаимопроверка.

Ответы к тесту: 1а 2а 3б 4б 5в 6в

Заключительное слово

Итак, наш урок подошел к концу. Большое спасибо за внимание и работу на уроке.





Просмотр содержимого презентации
«Книги»

Доброе утро!

Доброе утро!

Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки.

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу – снежинок,

Сколько в одежде – дождинок,

Сколько в песке – песчинок.

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

«Продолжи ответ». 1.Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …  2. Гласные звуки бывают … и состоят только из … 3. Согласные бывают ... , … 4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные … Работа с пословицей Красно поле пшеном, а беседа умом. Объясните смысл пословицы. - --- Охарактеризуйте гласные звуки в слове «красно»

«Продолжи ответ».

1.Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …

2. Гласные звуки бывают … и состоят только из …

3. Согласные бывают ... , …

4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные …

Работа с пословицей

Красно поле пшеном, а беседа умом. Объясните смысл пословицы. - --- Охарактеризуйте гласные звуки в слове «красно»

  • Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове «беседа».
  • В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? –
  • Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны?
Согласные звонкие и глухие

Согласные

звонкие и глухие

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*]

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*]

[б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*]

[б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*]

[п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*]

[п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*]

ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент То же, что опыт 2. Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное

ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент

  • То же, что опыт

2. Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное

Степка, хочешь щец? Фиии…

Степка, хочешь щец? Фиии…

1. Пальчик я порезал малость… Проявите ко мне шалость.   2. В предложении про кочку Я в конце поставлю дочку.   3. Подложил я в печь дровишки, Чтобы шар испёк коврижки.   4. Я под солнышком хожу, За собою день ношу.   5. Вырос том многоэтажным, Стал в квартале самым важным. 6. Голос во поле стоит, Голос золотом горит.   7. Ничто Серёже не поможет, Его доска сегодня гложет!   8. «Ура! Весна!- сказала дочка. – На ветвях набухли бочки!»   9. После школы весь народ Корка ледяная ждёт.

1. Пальчик я порезал малость…

Проявите ко мне шалость.

 

2. В предложении про кочку

Я в конце поставлю дочку.

 

3. Подложил я в печь дровишки,

Чтобы шар испёк коврижки.

 

4. Я под солнышком хожу,

За собою день ношу.

 

5. Вырос том многоэтажным,

Стал в квартале самым важным.

6. Голос во поле стоит,

Голос золотом горит.

 

7. Ничто Серёже не поможет,

Его доска сегодня гложет!

 

8. «Ура! Весна!- сказала дочка. –

На ветвях набухли бочки!»

 

9. После школы весь народ

Корка ледяная ждёт.

Тихо ночь ложится  На вершины гор,  И луна глядится  В зеркала озёр; Над рекой широкой,  Сумраком покрыт,  В тишине глубокой  Лес густой стоит; Светлые заливы  В камышах блестят,  Неподвижно нивы  На полях стоят; Небо голубое  Весело глядит,  И село большое Беззаботно спит.

Тихо ночь ложится На вершины гор, И луна глядится В зеркала озёр;

Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит;

Светлые заливы В камышах блестят, Неподвижно нивы На полях стоят;

Небо голубое Весело глядит, И село большое

Беззаботно спит.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

Критерии: 6 верных =5  4-5 верных = 4  3 верных = 3  2-0 верных = 2

Критерии: 6 верных =5

4-5 верных = 4

3 верных = 3

2-0 верных = 2

Ответы к тесту: 1а 2а 3б 4б 5в 6в

Ответы к тесту:

1а 2а 3б 4б 5в 6в

Домашняя работа: п.56,упр.284; сочинение-миниатюра «Классные согласные»

Домашняя работа:

п.56,упр.284;

сочинение-миниатюра

«Классные согласные»