1. Рассмотрите внимательно таблицу, которая лежит у каждого на парте. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных. Кто сможет разгадать его? б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц | Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие | (некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими) - А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (стр.130). Обо всём ли мы сказали? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор. - А что же мы сегодня мы узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это? - Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым. Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило. Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики! Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики! Эти звуки стали всегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные. - А каким ещё звукам достались колокольчики? Ответы учащихся: Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*]. - А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! Ответы учащихся: - Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*]. Учитель: - Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими. Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными. - Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника. Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки. Проблемная ситуация: - Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого? Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть). - А как это узнать? Звенит звук или нет? Ответы учащихся. Учитель: - Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова. Дать значение слова по словарю Ожегова (зачитывает дежурный по словарю). - Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты. Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш. - Не получилось? Почему? Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум). Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных. - Теперь проводим второй опыт: Опыт №2. Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете? Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок). - А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем? Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет). - Какой вывод можно сделать? Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет. И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями. Опыт №3. Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с]. - Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]? Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит). - Сделаем вывод из наших опытов: Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный. Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные. А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение: Степка, хочешь щец? Фиии Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось? Ответы учащихся: Остались только глухие согласные. - Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть. Физминутка |