СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового знания (изучения нового материала). На уроке используется технология проблемно-поискового обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных"»

СЦЕНАРИЙ УРОКА

с использованием компьютера.


Автор – Зиппа Ирина Геннадьевна.

Образовательное учреждение – МБОУ «Северская гимназия» ЗАТО Северск Томской области.

Предмет – русский язык.

Класс – четвёртый.

Тема: Что такое склонение. Три склонения имён существительных.

Тип урока – «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Форма урока – комбинированный урок с элементами технологий проблемного обучения.

Задачи урока:

• Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных; выявить признаки, по которым существительное относится к одному из трёх типов склонения, учить распознавать склонения имён существительных по окончаниям (в начальной форме) и по роду;

• организовать языковое событие через создание проблемной ситуации и дидактическую игру с целью развития умения задавать вопросы, определять цели и задачи урока, сравнивать, сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова, делать выводы по результатам наблюдения, описывать логику действий.

• воспитывать культуру поведения на уроке, самостоятельность, терпение друг к другу, умение слушать.


Учебно-методическое обеспечение – учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.


Продолжительность занятия – 45 минут.


Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала,

16 слайдов (среда Power Point, Word).


Необходимое оборудование и материалы для занятия:

• компьютер, медиапроектор, экран.

• для работы в группах – листы формата А3 с перечнем падежей и пустыми «окошечками» для заполнения падежных окончаний, рабочие тетради, учебники.


На уроке используется технология проблемно-поискового обучения.


Методы:

• проблемный

• сравнительный

• наблюдение

• анализ

Формы работы:

• коллективная деятельность

• групповая работа

• деятельность по решению проблемы

• самостоятельная работа.


Категорийный аппарат:

• склонение имён существительных

• три типа склонения.



Ход урока:

1.Организационный момент.

Показ слайда № 1.

2.Актуализация знаний.

1). Повторение изученного о падежах.

Игра «Узнай падеж».

- По вспомогательному слову, вопросу или предлогам определите падеж.

Показ слайда № 2.

Ответы детей:

а). Самый «щедрый» падеж. (Д. п.)

б). Вспомогательное слово «нет» (Р. П.)

в). Без предлога не употребляется (П. п.)

г). Предлоги: на, за, под, через, про, в. (В. п.)

д). Подлежащее (И. п.)

е). Падеж-«работяга» (Т. п.)

ж). Кто? (И.п., В.п.) отличие?

2). Словарная работа (запись слов в тетради с проговариванием).

Узнай слово по его значению:

Показ слайда № 3.




д

е

с

е

р

т



о

б

л

а

к

о







к

о

л

е

н

о



т

р

е

в

о

г

а



к

о

м

п

а

н

и

я





п

а

д

е

ж






к

а

р

н

а

в

а

л





ц

и

т

а

т

а



р

е

ш

е

н

и

е












1). Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда.

2). Это слово употребляется в прямом и переносном значении:

а). Скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.

б). Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь.

3). Следующее слово многозначное:

а). Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-нибудь.

б). Изгиб чего-нибудь идущего ломаной линией.

в). Сустав, соединяющий бедро и голень.

4). Лексическое значение этого слова:

а). Беспокойство, волнение.

б). Сигнал об опасности (перен.: бить тревогу).

5). В первом значении это слово обозначает общество, группу лиц, проводящих время вместе, а во втором – торговое или промышленное предприятие.

6). Следующее слово – это грамматическое понятие (форма изменения имени).

7). Нарядное празднество с шествиями, уличным маскарадом.

8). Точная, буквальная выдержка из какого-либо текста.

9). Последнее слово имеет три значения:

а). Постановление.

б). Заключение, вывод из чего-нибудь.

в). Ответ к задаче, искомое выражение.

- Что делать, если мы не знаем значение слова, к какому источнику можно обратиться?

- Что объединяет все слова в кроссворде?

Д: орфограмма – безударная гласная, непроверяемая ударением;

часть речи – существительные.

- По какому признаку можно было бы объединить слова в группы?

Д: по орфограмме, по родам.

- Что вы можете сказать о роде имён существительных?

Д: род имён существительных - постоянный признак, бывают сущ-ные м. р., ж. р., ср. р..

- Как определяем род имён сущ-ных?

Д: по опорным словам: она моя, он мой, оно моё.

Показ слайда № 4.

- Давайте вспомним, какие родовые окончания имеют имена сущ-ные?

Показ слайда № 5.


Ж. р. а , я ,

М. р. а , я ,

Ср.р. о , е


- Обратите внимание на ключевое слово в кроссворде.

Показ слайда № 6.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (дети называют тему).

- Тема урока «Склонение имён существительных».

Показ слайда № 7.

- Значение какого слова в названии темы может быть не совсем понятно?

Д: непонятно значение слова склонение.

- Подберите однокоренные слова.

Д: склониться, поклон, склонённый…

- Как понимаете значение слов?

Д: изменить положение, форму, состояние.

- Судя по названию темы, существительные склоняются.

- Какие вопросы возникают? (фиксируются на доске).

Д: Что значит склоняются? Как?

Как изменяются имена существительные?

Как просклонять существительное?

- Сегодня на уроке попробуем ответить на эти вопросы.

3. Постановка проблемы.

Показ слайда № 8.

- Прочитайте предложение на доске.


Старая женщина волновалась о сестр□ и о дочер□ .


- Что вы можете сказать об этом предложении?

Д: это предложение простое с однородными членами.

- Докажите.

(Учащиеся определяют основу предложения, находят однородные члены).

- Определите род и падеж однородных членов – существительных.

- Что можете сказать об окончаниях? (высказывают версии: могут быть одинаковыми).

- Какие же окончания у существительных? (предположения детей).

- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?

Д: окончания в словах разные.

- Кто оказался прав в своих предположениях? У кого они подтвердились?

- Кто ошибся?

- Какие вопросы в связи с этим возникают?

Д: Почему в одном падеже разные окончания?

От чего зависит правописание окончаний? (вопросы фиксируются на доске).

- Опираясь на наши вопросы и тему урока, определите задачи урока.

Д: - узнать, что такое склонение;

- научиться склонять существительные;

- узнать, почему у существительных в одном падеже могут быть разные окончания.

4. Решение проблемы (наблюдения).

1).Обратимся ещё раз к родовым окончаниям существительных.

Показ слайда № 9.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и понаблюдать за тем, как изменяются слова по падежам. Но прежде, чем вы начнёте выполнять задание, давайте вспомним основные правила групповой работы, которые вам сегодня помогут. (Распределение ролей, регламент, взаимопомощь).

Показ слайда № 10.


1 группа – сущ-ные ж. р. с окончаниями а , я – река, земля.

2 группа – сущ-ные ж. р. с нулевым окончанием – степь, печь.

3 группа – сущ-ные м. р. с окончаниями а , я – Юра, дядя.

4 группа – сущ-ные м. р. с нулевым окончанием – стол, конь.

5 группа – сущ-ные ср.р. с окончаниями о , е – окно, поле.


-Работать вы будете в своих тетрадях, а результаты своей работы вы зафиксируете на листах, чтобы мы потом смогли их сравнить.


- Давайте посмотрим, что у вас получилось? (показ результатов на листах).

- Что замечаете? Какой вывод можете сделать?


Вывод: Сущ-ные м. р. и ж. р., у которых в начальной форме окончания а , я

имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.

Сущ-ные ср. р. с окончаниями о , е и м. р. с нулевым

окончанием имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.

Сущ-ные ж. р. с нулевым окончанием изменяются по падежам

одинаково.

- Можно ли по результатам объединить сущ-ные в группы?

Д: да, можно.

- Сколько групп получилось?

Д: три группы.

Вывод: В русском языке три группы имён сущ-ных, у которых одинаковые

окончания в одинаковых падежах.

Показ слайда № 11.


1 группа 2 группа 3 группа

ж. р. и м. р. м. р. □ ж. р.

а я ср. р о е ь □


- Давайте вспомним, что мы делали, чтобы прийти к этому выводу?

(изменяли сущ-ные по падежам, изменяли форму слова).

- Вернемся к началу урока. Как мы назвали изменение формы, состояния? (Склонение).

- Как же можно назвать три группы слов, которые у нас получились? (склонениями сущ-ных: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение).

Показ слайда № 11 а.

- Проговорите, какие сущ-ные относятся к каждому склонению?


- Давайте сверим наши выводы с определением учебника. Прочитайте текст определения на стр. 102

2). Чтение текста определения.

- Что можете сказать?

3). Ответы на вопросы учебника после текста.

- Если ты получишь задание просклонять имя сущ-ное, что ты будешь делать?

Д: изменять существительное по падежам и числам.

- Если имя сущ-ное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1-ое или 3-е склонение? (Д: Нет). Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак сущ-ого?

Д: склонение – постоянный признак имён существительных

- Что надо сделать, чтобы определить, к какому склонению относится сущ-ное?

Д: чтобы определить склонение существительного, надо поставить его в начальную форму, определить род и посмотреть на окончание.


- Вернёмся к нашему предложению.

Показ слайда № 12.

- Почему у сущ-ных о сестре, о дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?

Д: у существительных разные склонения.

- Как определить склонение?

Д: поставить в начальную форму, определить род, окончание.


5. Физкультминутка.


6. Первичное закрепление.

Сейчас мы с вами потренируемся определять склонение имён существительных.

1). Распределите слова в 3 группы по склонениям.


Медведь, мышь, подруга, по холоду, сирень – с проговариванием;

- Дальше вы поработаете самостоятельно.

Показ слайда № 13.


к двери, о храбрости, медведица, под землёй, учитель, по капле, полотенце, звезда, на платье, льдинка – самостоятельно, с последующей проверкой.


Показ слайда № 14.

2). От данного имени прилагательного образуйте 3 однокоренных сущ-ных

1, 2 и 3 склонения.


1вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант

Старый хитрый бедный глупый молодой


1 старушка хитринка беднота глупышка молодушка

2 старик хитрец бедняк глупец молодец

3 старость хитрость бедность глупость молодость


Проверка с проговариванием.


7. Итог урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какие задачи, цели ставили перед собой? На все ли вопросы ответили?

- Что мы делали, чтобы достичь цели урока?

(проговорить по этапам: повторили падежи, окончания у каждого рода, наблюдали за изменением сущ-ных по падежам, распределили по группам).

- К какому выводу пришли?

(Существует три типа склонения, проговорить).

- Что такое склонение?

Тест-контроль:

- Запишите опорные слова для определения склонения у существительных.

(И.п., ед. ч., род, окончание).

Показ слайда № 15.


- Кому понравилось на уроке?

- Кому было легко? Кто испытывал затруднения?

- Кому ещё трудно определять склонение сущ-ных? Что может помочь? (опора, опорные слова).

- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Что ещё не удалось? Почему, как вы считаете?

- Те знания, которые вы приобрели сегодня на уроке, могут ли помочь вам в будущем? Где и для чего вы можете их использовать?


8. Дом. задание.

Выучить определение на стр. 102, подобрать по 5 слов к каждому склонению, одно существительное просклонять.

Показ слайда № 16.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!