Урок русского языка во 2 классе.
Обобщение по теме «Части речи»
Автор: Бондарь Елена Викторовна
Форма: урок-сказка.
Цель: создать условия для закрепления умений определять части речи в связном текст, находить основные различия между именами существительными, прилагательными и глаголами.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные
Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
Ход урока
1. Орг. момент:
Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите.
Всё ль на парте? Посмотрите.
-Сегодня, ребята, когда я шла в школу мне почтальон отдал письмо для учеников 2 класса. От кого письмо?
Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
Нет ли где-нибудь лисички?
(Заяц) Слайд
Что в письме? Хотите узнать? («Помогите, со мной приключилась беда!»)
- О какой помощи просит заяц?
-Как узнать?
-Где нам его найти? Не знаете?
- Чтоб нам было легче его искать он нам оставил фонограмму.
- Где вам приходилось слушать эту музыку?
- Вы любите сказки? - Какие сказки любите?
- Чему нас учат сказки?
-Для того, чтобы помочь зайчику, что нам необходимо сделать? Отправиться в сказку. Согласны? Но в какую сказку мы отправимся? Хотите узнать?
-Я предлагаю вам прослушать
стихотворение:
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной,
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась, его ж и выгнала.
- Из какой сказки зайчик нас просит о помощи? (Заюшкина избушка)
(Слайд с книгами разных названий)
- О чём сказка?
- Готовы помочь? А на чём мы отправимся? Все готовы? Закрыли глаза. Полетели. (Звучит музыка)
- Ну, вот мы и оказались в сказочной стране. А кто же из сказочных персонажей встретит нас первым? Кто просил помощи у нас?
-Итак, первый нас встречает заяц. (Слайд фото и слов. слово заяц )
-Назовите ударный звук в слове заяц.
-Сегодня на минутке чистописания мы напишем букву обозначающую этот звук.
(слайд @.)
(Итог: Взаимопроверка. Обвести понравившуюся букву у соседа. Поднимите руки у кого есть красивая буква.)
- Зайчик доволен тем, что вы умеете красиво писать, но посмотрите на зайчика он плачет. А почему?
2. Сообщение темы урока.
- Но хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит все её задания, то она вернёт домик. И сразу предупредила, что одному не справиться. Поэтому зайчик обратился за помощью к нам с вами, написав письмо.
- Все задания лиса объединила в одну общую тему. В какую, мы узнаем, если соберём слово. (слайд БОБЩЕЕНИО) – Расставить числа в порядке возрастания.
-Какое слово получилось?
-Какую тему изучили?
- Обобщение по какой теме?
- Чем бы вы хотели заняться на этом уроке?
Слайд с темой урока.
3. Повторение изученного.
-Мы сегодня закрепим умения определять части речи в тексе, находить основные различия между ними.
-Итак, задачи зайчик перед нами поставил. Сейчас нам нужно помочь героям сказки решить задания хитрой лисы. Кого первым встретил заяц? Внимание на слайд. (Игрушка собаки с конвертом)
-Посмотрите у неё на шее конверт с заданием.
Задание
Поделить слова на группы. Слайд. (Работа в группах, карточки со словами)
- По какому признаку делили слова?
- Какие слова отнесли к первой группе? 2,3?
- Как можно назвать 1 группу, 2,3.
Сверить. Слайд.
- Идём с зайкой дальше?
-Как вы думаете, кто следующий вызвался зайке помочь и принесёт задание? Кого мы с зайкой встретим?
НЗ: Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь - лесной (медведь).
(Письмо)
Задание:
Игра «третий лишний»
Выписать из каждого ряда только лишнее слово.
Слайд.
Красивый, смелый, заяц.
Морковь, ходить, прыгать.
Зверьки, мосты, медведь.
Игра, кукла, собака.
Домашний, петух, дикий.
(Слайд: Заяц, морковь, медведь, собака, петух).
-Какой части речи являются данные слова.
-Что вы знаете об имени существительном?
4. Физ. пауза.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп-
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок,
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг и ускакал.
- Лиса почти согласилась уйти из домика зайца и предлагает нам последнее задание.
- Кто из героев сказки будет вместе с нами выполнять это задание?
Загадка
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух) (Письмо)
-Вам петух принёс карточки со словами.
Прочитайте. Составьте небольшое сочинение.
(Карточки-слова: апрель. Наступил ласковое солнышко. Пригревает По дороге текут весёлые ручьи.) - работа в парах.
- Сколько предложений в вашем сочинении получилось?
- Зачитайте первое предложение. (Слайд) и т.д.
- Найдите второе предложение и выпишите его в тетрадь. Подчеркните одной чертой имя существительное, двумя глагол, волнистой имя прилагательное.
8. Итог.
- Все задания лисы выполнены. Она возвращает домик нашему спутнику.
-О чём сегодня говорили? (О частях речи)
- О каких?
-Что обозначает каждая часть речи?
-На какие вопросы отвечают?
(Напоследок лиса предлагает нам задание. Сделать модель частей речи (3 группы).
Наши герои счастливы, вокруг всё ожило, светит яркое солнце и у нас выросло необыкновенное дерево, но без листочков, давайте его оденем в яркий наряд.
Рефлексия.
У кого всё сегодня получилось прикрепляет зелёный лист, кто затруднялся и встретил затруднения-жёлтый, кому нужно ещё поработать-красный.