СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка на тему: "Закрепление имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем ставится цель закрепить умение детей распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов кто? или что?; определять род существительных; умение определять главные члены предложения;

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему: "Закрепление имени существительного"»

Тема: «Закрепление имени существительного»

Цели урока:

  • Образовательные: закрепить умение детей распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов кто? или что?; определять род существительных; умение определять главные члены предложения;

  • Развивающие: развивать речь, память, орфографическую зоркость;

  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Тип урока: урок-закрепление

Метод урока: исследовательский, комбинированный

Оборудование: учебник, опорные схемы, рисунки по теме

Ход урока



1. Организационный момент.

- Подготовка учащихся к уроку.

- ТГС по предмету.

- План урока.

Речёвка

Я тетрадь свою открою

И как надо положу

В руку ручку я возьму

Сяду прямо ,не согнусь.


2. Актуализация знаний.

Вопросно –ответная беседа. Исследование учащихся.

-Что можно составить из букв?

- Из чего состоит предложение?

– Из чего состоит текст?

– Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

– Когда в словах пишется заглавная буква?

– В чём различие между буквой и звуком?

– Как узнать сколько в слове слогов?



3. Отгадайте загадки: /натуральные овощи/

- Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.


(лук)





- Был ребёнок – не знал пелёнок,

Стал стариком- сто пелёнок на нём.


(кочан капусты)




- Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло


(свёкла)



- Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.


(морковь)


- Как назвать эту тематическую группу слов?

(Овощи)



- Что такое овощи? /ответы детей/.



А сейчас обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и прочитаем значение этого слова:

Овощи – это выращиваемые на грядках корнеплоды” (опорная схема)



- Сколько слогов в этом слове? /Два/

- На какой слог падает ударение? /Ударение падает на первый слог/

- Назовите орфограмму в этом слове. /Безударная гласная/

- Подберите однокоренные слова к слову “овощи”. /Ответы детей/

Овощной Овощерезка Овощевод Овощехранилище

- С какого звука начинается это слово? /[о]/

- Что знаете об этом звуке? /Ответы детей/

- Этот звук обозначается буквой О.

- На какой вопрос отвечают все названные вами слова? /Что?/

Почему? /Это неодушевлённые предметы./





4. Минутка чистописания: /рисунки/

- Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

Оо Оо ол ого оло оро


5. Работа у доски./опорная схема/



Дана группа слов: человек, яблочко, садовник, морковь, огурец, колхозник. Записать эти слова в два столбика.

Что?             Кто?

яблочко         человек

морковь         садовник

огурец           колхозник

- Какой можно сделать вывод?

-Что называется именем существительным?

(опорная схема)

























































Вывод:

Слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевлённые предметы.

Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевлённые предметы.



5. Физкультминутка.

6. Работа с текстом.

На огороде поспела (что?, что?)  и другие овощи.

Всё лето( кто?) ухаживала за ними.

Осенью (кто?) собрала богатый урожай .



- Что вы видите на доске? /Рассказ/

- Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений./

- Что такое предложение? /Предложение-это несколько слов, связанных между собой по смыслу./

- Вместо вопросов должны поставить подходящие по смыслу слова.

Дети записывают последнее предложение в тетрадь и разбирают

его по членам предложения:

На огороде поспела морковь, свёкла и другие овощи.

Всё лето хозяйка ухаживала за ними.

Осенью хозяйка собрала богатый урожай.

- Для чего люди выращивают овощи? /Ответы детей/.

- Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? /Что?/

- Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? /Кто?/

Овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться, повышают иммунитет.

7. Объясните смысл данной пословицы:/опорная схема/

Без спорта нет силы, а без овощей - здоровья.

- В какое время года природа одаривает человека урожаем овощей? /Осенью/

- Как называют осень? /Золотой/. Почему? /картинки по теме/



8. Работа над отрывком стихотворения: /картинка/

Облетают листья жёлтые,

Осень смотрит к нам в окно.

- Что можно сказать об этом предложении? / повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений, которые соединяются интонацией.

- подчеркните существительные на букву О.



9. Работа по картинкам «Осень»

-Учащиеся отвечают на вопросы: Какая осень наступила? Как называют осень? / ответы детей/

- Прочитайте слова: /опорная схема/ книги, яблоки, деревья, дома, окна, столбы.

- Чем похожи эти слова?/ стоят во мн.ч./

-Как узнать род существительного, если оно стоит во мн.ч.?/поставить его в начальную форму/

Книги – книга- ж.р., яблоки – яблоко – ср.р., деревья – дерево – ср.р., дома – дом м.р., окна – окно –ср.р., столбы – столб –м.р.

- Определите род существительного.



10. Работа по учебнику.

- Выполнение Упр.120/нужно записать существительные во мн.ч./

Колесо –колёса, улей –улья, повар –повара, хозяин –хозяева, лист (дерева) – листья деревьев, лист (книги) – листы книги, гнездо – гнёзда и.т.д.

- Что можно сказать о существительных м.р. с шипящим на конце?/ответы учащихся/

Опорная схема:

Если имя существительное мужского рода с шипящим на конце, то ь не пишется.

- А о женском роде? ?/ответы учащихся/

Если имя существительное женского рода с шипящим на конце, то ь пишется.

11. Устное выполнение .

Упр.121/объяснить правописание и определить род вставленных имён существительных/

1. Не шумит в реке /камыш/, Не шуршит под полом /мышь/. В этот час такая /тишь/!

2. Темноту, замкнув на /ключ/, Месяц вышел из-за /туч/. Только слышно: «Спишь, /малыш/!»



1 2. Отгадывание ребусов.





























































13. Закрепление. /с использованием опорных схем и рисунков по теме/

- Что обозначает имя существительное?

- Как изменяется?

-Чем является в предложении?

- Как пишутся имена собственные?

- Как мы определим род имён существительных?

- На какие вопросы отвечают одушевлённые предметы?

- На какие вопросы отвечают неодушевлённые предметы?

13. Подведение итога урока. Оценивание учащихся. Поощрение

14. Домашнее задание: повторить все пройденные правила. Составить мини сочинение «Золотая осень».