Открытый урок по русскому языку в 6-м классе.
Тема: "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.
Задачи:
Дать основные понятия правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-;
Показать зависимость правописания приставок от их лексического значения. Логическая отработка лексико-орфографического материала;
Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, оценивать свою деятельность.
Тренировать коммуникативные умения: слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в паре.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и При-.
Личностные: воспитание культуры самосознания. Формирование у учащихся интереса к предмету.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия приставка морфема, морфемика, словообразование, орфограмма
Основные ресурсы:
- учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык. 6 класс
Дополнительные ресурсы:
-мультимедийный проектор
-презентация к уроку
- тетради, учебники, карточки с текстом.
- Формы работы на уроке:
- Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.
Ход урока:
1.Орг. момент. Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
2.Учитель:
- Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского (на слайде), который является эпиграфом сегодняшнего урока:
« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»
-Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?
( Он говорит о роли приставок в речи.)
- II. Проверка домашнего задания
Опрос (фронтальный).
После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).
После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).
Словарный диктант (работа у доски и в тетрадях, проверка по парам)
Подытожить, розыск, предыстория, сверхинициативный, сверхинтересный, подыграть.???
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.
А вот какие приставки относятся к третьей, мы с вами сейчас выясним.
2. Мотивация. Работа с текстом (на слайде). Текст читает вслух учитель либо ученик.
Декабрь пр..шел с обильными снегопадами. Снег глухим одеялом пр..крыл землю и деревья.
Птицам стало голодно-пр..голодно. Уже давно не пр..летали они на зимнюю кормушку, и горсть пр..пухших от сырости зёрен не пр..влекала даже пр..любопытных воробьёв.
Выявление места и причины затруднения.
3. Учитель:
- Ребята, какие затруднение вызывает у вас этот текст?
- Что общего вы заметили в словах с пропущенными буквами?
- Можете ли вы с уверенностью сказать, какие буквы нужно вставить в слова? Почему?
4. Определение темы урока
Постановка цели урока (целеполагание)
Планирование деятельности
- Можете сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как вы думаете, какие цели нашего урока?
(Познакомиться с приставками пре и при, изучить правило написания этих приставок)
- Запишите тему урока (Правописание приставок пре и при)
Ⅳ. Осуществление деятельности с использованием дидактического материала и учебника.
(Построение проекта выхода из затруднения)
- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (учебник)
1. Работа с учебником – стр.120 (чтение правила)
2. Выполнение упр. 246 и 247 (устно)
Физминутка
Существительное «парта».
Мы встаем, «встаем» - глагол.
Руки дружно поднимаем
И на плечи их кладем.
Снова руки поднимаем
И тихонько опускаем.
Поворот направо – зелёная стена.
Прилагательное «зелёная» она.
Поворот налево – белое окно.
Снова прилагательное «белое» оно.
Части речи все мы знаем
И урок наш продолжаем.
Ⅴ. Первичное закрепление.
Работа в парах (2 человека работают у доски)
-Перед вами слова с пропущенной орфограммой и таблица. Как вы думаете, что вам необходимо будет сделать сейчас?
- (Определять, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких-е и записывать в необходимую колонку)
В значении «приближение» | В значении «присоединение» | В значении «неполнота действия» | В значении «близость расположения с чем-либо» | Значение близко к приставке пере- | Значение близко к слову очень | Слова с неясным значением |
| | | | | | |
Превесёлый, превращать, прибрежный, привести, приоткрыть, пребывать, презирать, президент, прибить, прикупить, пришить, пришкольный, принарядиться, пребольшой, , прибыть (на работу),приукрасить, прекрасный.
Ⅵ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель:
- Ребята, давайте вернемся к тексту, с которого мы начали наш урок и попробуем вставить пропущенные буквы в слова (выписывают в тетради). Один ученик комментирует, после выполнения (проверяют по слайду)
Ⅶ. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Заменить 2 слова одним»:
Очень скверный – прескверный
Немного поднял – приподнял
Немного хромает – прихрамывает
канава при дороге – придорожная
Работа в парах.
"Проверь знания у соседа":
Приморский парк, пришить пуговицу, преудивительная история, преградить путь, принести тетрадь, прирасти к дереву. +
Ⅷ. Рефлексия учебной деятельности.
- соотнесение полученных результатов с целями урока
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Домашнее задание: стр.120-121 – правило, с 123 упр 249