Урок русского языка в 4 классе
по теме «Правописание приставок и предлогов»
Цели урока: создать условия для отработки правил правописания и употребления в речи приставок и предлогов, их различения на письме через постановку учебной проблемы.
Задачи урока:
образовательные:
различение приставок и предлогов на письме, правильное их использование в письменной речи;
развивающие:
развивать познавательную и мыслительную активность, психические процессы: память, мышление, воображение; способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса обучающихся;
воспитательные:
воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету,
способствовать формированию навыка сотрудничества, коммуникативность.
Цель как деятельность учеников: развитие умений находить приставку в слове, мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с предлогом и приставкой.
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: слушать и понимать речь собеседника, работать в паре;
Познавательные: наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять словосочетания.
Планируемые результаты
Предметные:
знать правила правописания приставок и предлогов;
уметь различать приставки предлоги, правильно их употреблять в письменной речи.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Ход урока:
Начало образовательного мероприятия. Организационный момент.
Цель: создать эмоциональный настрой.
АМО «Комплимент» (участники по кругу передают друг другу какой – либо предмет (например, мягкую игрушку) со словами (комплименты, пожелания). Завершает круг учитель, который в свою очередь говорит всем своё доброе пожелание: «Я рада вас всех видеть. Желаю вам удачи».
2. Вхождение в тему. Определение целей, темы урока.
Цель: формировать умение планировать учебную деятельность.
- Рассмотрите картинки на доске. Для чего эти предметы?
(Ученики говорят для чего нужны: альбом, кисть, краски).
- Что надо делать кистью? (ответ: рисовать)
- Образуйте новые слова от слова рисовать.
(На интерактивной доске слово рисовать и части для образования новых слов: на, при, об, с, пере, за, до, по, под)
Дети по - одному подходят и соединяют слово с разными частями, произносят новые слова.)
- С помощью чего образовались новые слова? (С помощью приставок)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Спланируйте работу по теме.
(Предположения учеников)
3. Проработка содержания темы (с элементами словарной работы).
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах; дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы.
Цель работы в группах:
- обучение умениям общаться, используя материал изучаемого предмета
- обучение умениям извлекать и преобразовывать информацию, полученную из источника.
А) АМО «Перестрелка».
Ученик одного варианта читает вопрос с доски, выбирает для ответа ученика из другого варианта. Далее вопрос читает ответивший ученик и выбирает ответчика из другого варианта.
- Что такое приставка?
-Что надо знать о приставках, чтобы правильно их писать?
-Какие бывают приставки?
-Как отличить приставку от предлога?
(Вопросы друг другу ученики могут задать и свои)
Вывод: работа по учебнику с.28, чтение правила.
Б) Работа в парах. Первичное закрепление.
Пары учеников (распределились по партам).
На доске картинки: яблоко, берёза, воробей, корабль, троллейбус.
Выполнить задание: составить словосочетания с данными словами: глагол + существительное, где глагол имеет приставку. Записать словосочетания, выделить приставки.
На партах карточки с глаголами: кусать, садить, чирикать, плывет, ехать и приставками: над, по, за, под, у.
1 пара работает у доски для проверки.
В) Сверка с эталоном на доске полученных словосочетаний:
надкусить яблоко, посадить берёзу, зачирикал воробей, подплыл корабль, уехал троллейбус.
-Написание каких слов надо запомнить? Почему?
- Какие буквы гласных вы написали в корне слова? Подчеркните для запоминания.
-Прочитайте слова, обозначающие действия предметов.
-Что общего у всех этих слов? (Приставка)
-Выделите эти приставки. Вспомните основное правописание приставок.
-Как на письме отличить приставку от предлога? (проговаривание правила)
Учебник с.30, чтение правила.
4. Эмоциональная разрядка (разминка). АМО «Пантомима».
Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.
Пара учеников они должны изобразить какое-либо действие, означающее словосочетание (глагол + существительное). При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. Класс повторяет и пытается угадать словосочетание. Далее показывает пантомиму пара учеников, ответившая верно.
5. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа над темой. Взаимопроверка.
Цель: проверить знания, полученные в процессе изучения темы, выявление уровня усвоения изученного материала
А) Работа по учебнику с.30 у.56.
Списать текст, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
Б) По окончанию работы ученики в парах по желанию обмениваются тетрадями и сверяют работу с эталоном на доске.
Вывод:
- Назовите слова с приставками. Как можно объяснить их правописание?
-Назовите слова с предлогами. Объясните правописание этих слов.
-Почему в тексте слово вгрызается «в» написано слитно, а в случае «в крепкий грунт» – раздельно? (объяснения учеников)
6. Итог урока. Рефлексия. АМО «Хлопаем – топаем».
Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
- А теперь я предлагаю поиграть. Я называю слова, если в слове есть приставка – вы хлопаете, если нет – вы топаете.
(Поехать, помидор, на улице, написал, замок, вылепил, за домом….)
-Что для вас было сегодня важным? Что для вас было трудным? (Высказывания учеников).
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Литература:
УМК «Школа России».
Учебник «Русский язык.4 класс. 1 часть. Т.Г.Рамзаева» М.Дрофа.
«Поурочные планы по учебнику «Русский язык.4 класс. Т.Г. Рамзаева»
4. «Активные методы обучения». Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru .