СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с презентацией

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

Имя прилагательное

Учитель

Начальных классов МКОУ

«Новолакская СОШ №1» республики Дагестан

Сайдаева Тавсият Саидмагомедовна.

Тема: «Имя прилагательное»

Цель:

Познакомить учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения; распознавать сложные имена прилагательные и записывать их; определять род, число, падеж имен прилагательных; оценивать результаты выполненного задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Самоопределение к деятельности.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу жизнь,

Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 4

-Слова какой части речи украшают нашу речь?

-Сформулируйте тему урока.

Игра «Узнай».

Серый, хищный, жадный…………….(волк)

Рыжая, хищная, ловкая………………(лиса)

Косой, слабый, трусливый…………...(заяц)

Большой, косолапый…………… .(медведь)

Ясная, холодная………………….....(погода)

Слайд 5

  1. Объяснение темы урока:

Что такое имя прилагательное?

Слайд 6

Сложные имена прилагательные.

Слайд 7

Как определить род имен прилагательных?

СЛАЙД 8

По каким признакам можно определить род имени прилагательного?

Слайд 9

Как определить число имен прилагательных?

Слайд 10

Изменение имен прилагательных по падежам.

Слайд 11

Слайд 12

Начальная форма имени прилагательного.

Слайд 13

4.Физминутка.

5.Закрепление изученного материала.

Упражнения на закрепление.

1.

Соотнеси стрелкой словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

  • жареный какао

  • летучая речь

  • вкусное шоссе

  • известная фамилия

  • широкое сирень

  • душистая мышь

  • красный помидор

  • устная картофель

Слайд 14

2.

Распредели словосочетания на группы



Размер Цвет Запах Качества людей

  • Вежливый ученик, серебристо-белый ландыш, огромный слон, пахучая краска, маленькая белочка, изумрудно-зеленый ковер, ароматное яблоко, храбрый воин, аккуратная девочка, бледно-розовый тюльпан, душистая сирень, крошечный жук. (взаимопроверка учащихся).

Слайд 15

3

Выбери окончания имен прилагательных.

Солнечн…. луч, солнечн…. лучи.

Дальн…. прогулка, дальн…. прогулки.

Легк…. облако, легк…. облака.

Син…. олокольчик, син…. колокольчики.



ая, яя, ий, ый, ое, ее, ые, ие.

Слайд 16.

6. Рефлексия

Самооценка учащихся.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Имя прилагательное Учитель начальных классов МКОУ «Новолакская СОШ №1» республики Дагестан Сайдаева Тавсият С.

Имя прилагательное

Учитель начальных классов МКОУ

«Новолакская СОШ №1»

республики Дагестан

Сайдаева Тавсият С.

Цель:

Цель:

  • Познакомить учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Планируемые результаты:  Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения; распознавать сложные имена прилагательные и записывать их; определять род, число, падеж имен прилагательных; оценивать результаты выполненного задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения; распознавать сложные имена прилагательные и записывать их; определять род, число, падеж имен прилагательных; оценивать результаты выполненного задания.

какой? какая? какое? какие? Самоопределение к деятельности

какой?

какая?

какое?

какие?

Самоопределение к деятельности

  • Определяю я предметы,
  • Они со мной весьма приметны.
  • Я украшаю нашу жизнь,
  • Меня вам надо знать, беречь!
Игра «Узнай»

Игра «Узнай»

  • Серый, хищный, жадный……………….(волк)
  • Рыжая, хищная, ловкая………………….(лиса)
  • Косой, слабый, трусливый…………… (заяц)
  • Большой, косолапый……………… (медведь)
  • Ясная, холодная……………………… (погода)
Что такое имя прилагательное? Имя прилагательное - часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы (какой ? какая? какое? какие?) и др. В предложении имя прилагательное связано с именем существительным.     какой ?    Золотистый туман стелется над лугами .

Что такое имя прилагательное?

  • Имя прилагательное - часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы (какой ? какая? какое? какие?) и др.
  • В предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

какой ?

Золотистый туман стелется над лугами .

Сложные имена прилагательные. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис ( - ). Изумрудно-зеленый (цвет) Темно-красный (цвет) Светло-желтый (цввет)

Сложные имена прилагательные.

  • Сложные имена прилагательные,

обозначающие цвета и оттенки цветов,

пишутся через дефис ( - ).

Изумрудно-зеленый (цвет)

Темно-красный (цвет)

Светло-желтый (цввет)

Как определить род имени прилагательного? Имя прилагательное всегда стоит в том же роде,  что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.  м.р. м.р. ж.р. ж.р. ср.р. ср.р.  верный друг, алая заря, лесное озеро   Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:   Яркий (свет), яркая (лампа), яркое (солнце).

Как определить род имени прилагательного?

  • Имя прилагательное всегда стоит в том же роде,

что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

  • м.р. м.р. ж.р. ж.р. ср.р. ср.р.

верный друг, алая заря, лесное озеро

Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:

Яркий (свет), яркая (лампа), яркое (солнце).

По каким признакам можно определить род имени прилагательного ?  Мужской род  какой ?  Женский род  -ОЙ/-ЫИ/-ИЙ  какая ?  ДОБРЫЙ (ДЕНЬ)  -АЯ/-ЯЯ  Средний род  какое?   ДОБРАЯ (ВЕСТЬ)  -ОЕ/-ЕЕ   ДОБРОЕ (ДЕЛО)  ДАЛЬНИЙ (ПУТЬ)    ДАЛЬНЯЯ (ДОРОГА)   ЛЕСНОЙ (ЗВЕРЬ)  ДАЛЬНЕЕ (ПОЛЕ)  ЛЕСНАЯ (ТИШЬ)   ЛЕСНОЕ (ЭХО) У имен прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос (какой ?), окончание – ой , всегда ударное , а окончания – ый, -ий всегда безударные .

По каким признакам можно определить род имени прилагательного ?

Мужской род

какой ?

Женский род

-ОЙ/-ЫИ/-ИЙ

какая ?

ДОБРЫЙ (ДЕНЬ)

-АЯ/-ЯЯ

Средний род

какое?

ДОБРАЯ (ВЕСТЬ)

-ОЕ/-ЕЕ

ДОБРОЕ (ДЕЛО)

ДАЛЬНИЙ (ПУТЬ)

ДАЛЬНЯЯ (ДОРОГА)

ЛЕСНОЙ (ЗВЕРЬ)

ДАЛЬНЕЕ (ПОЛЕ)

ЛЕСНАЯ (ТИШЬ)

ЛЕСНОЕ (ЭХО)

У имен прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос (какой ?), окончание – ой , всегда ударное ,

а окончания – ый, -ий всегда безударные .

Как определить число имен прилагательных? Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.  ед.ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.

Как определить число имен прилагательных?

  • Имя прилагательное всегда стоит в том же числе,
  • что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

ед.ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.

  • ал ая (гвоздика), ал ые (гвоздики)
Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, или склоняются.   И.п. Р.п.  (какой?)  (какого?) Д.п. родной брат, дом  (какое?)  (какая?) родная сестра родное село родного брата, дома  (какого?) В.п.  (какому?) Т.п.  (какого? какой?)  (какому?) родному брату, дому  (какой?)  родного села  родному селу  (какой?) родной сестры родного брата, родной дом  (какое?) П.п.  (каким?)  (каким?)  (каком?) родной сестре родным братом, домом  (какую?) родную сестру  родное село  родным селом  (какой?) родном (о) брате, (о) доме  (каком?) родной сестре  родном селе  (какой?) родной (о)сестре

Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, или склоняются.

И.п.

Р.п.

(какой?)

(какого?)

Д.п.

родной брат, дом

(какое?)

(какая?) родная сестра

родное село

родного брата, дома

(какого?)

В.п.

(какому?)

Т.п.

(какого? какой?)

(какому?)

родному брату, дому

(какой?)

родного села

родному селу

(какой?)

родной сестры

родного брата, родной дом

(какое?)

П.п.

(каким?)

(каким?)

(каком?)

родной сестре

родным братом, домом

(какую?) родную сестру

родное село

родным селом

(какой?)

родном (о) брате, (о) доме

(каком?)

родной сестре

родном селе

(какой?)

родной (о)сестре

У имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание – ого , или – его . На месте буквы  г  в окончаниях - ого , - его
  • У имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание ого , или его . На месте буквы г в окончаниях - ого , - его всегда произносится звук [ в ]
  • Белог(в)о лебедя
Начальная форма имени прилагательного- это форма именительного падежа мужского рода единственного числа.   Молодой дуб, белый шкаф, близкий край .

Начальная форма имени прилагательного- это форма именительного падежа мужского рода единственного числа. Молодой дуб, белый шкаф, близкий край .

Соотнеси словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Соотнеси словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

  • жареный какао
  • летучая речь
  • вкусное шоссе
  • известная фамилия
  • широкое сирень
  • душистая мышь
  • красный помидор
  • устная картофель
Распредели словосочетания на группы: Размер  Цвет  Запах  Качества людей

Распредели словосочетания на группы:

Размер Цвет Запах Качества людей

  • Вежливый ученик, серебристо-белый ландыш, огромный слон, пахучая краска, маленькая белочка, изумрудно-зеленый ковер, ароматное яблоко, храбрый воин, аккуратная девочка, бледно-розовый тюльпан, душистая сирень, крошечный жук. (взаимопроверка учащихся).
Выбери окончания имен прилагательных.

Выбери окончания имен прилагательных.

  • Солнечн…. луч, солнечн…. лучи.
  • Дальн…. прогулка, дальн…. прогулки.
  • Легк…. облако, легк…. облака.
  • Син…. олокольчик, син…. колокольчики.
  • ая, яя, ий, ый, ое, ее, ые, ие.
Самооценка учащихся

Самооценка учащихся

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за
  • внимание!
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=66112856-55-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=251839145-40-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=513337601-44-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=420686636-48-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9399575-06-72&n=21 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=173478338-65-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=17064644-38-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=78865282-64-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=292313061-05-72&n=21 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=453384444-62-72&n=21 Урок составлен по учебнику В.П.Канакина,В.Г.Горецекого

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=66112856-55-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=251839145-40-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=513337601-44-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=420686636-48-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9399575-06-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=173478338-65-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=17064644-38-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=78865282-64-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=292313061-05-72&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=453384444-62-72&n=21

Урок составлен по учебнику

В.П.Канакина,В.Г.Горецекого