СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Синтаксический разбор сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения, -закрепление умения правильно производить такой разбор, - повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Синтаксический разбор сложного предложения»

25.11. Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения 5 класс

Цели:-закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения, -закрепление умения правильно производить такой разбор, - повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».

- План урока:

Оргмомент

активизация

  1. Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».

Слайд 1. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?

(Отличия:

    • в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;

    • в предложении выражается законченная мысль.

Сходство:

  • слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)


Какие виды предложений вы знаете? Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?


  1. Словарная работа. Слайд 2.

  • Вставьте пропущенные орфограммы, разделите материал на 2 столбика:


1.Словосочетания. 2.Не словосочетания.


Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся.

 

  • Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.


  • Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить постановку знаков препинания, объяснить)


  1. Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.

Слайд 3.

Текст: За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.


  • Определите стиль текста, докажите.

  • В соответствии с темой текста озаглавьте его.

  • Найдите пунктуационную ошибку в тексте.

  • Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.

(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)


Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)


4. Работа с учебником.

- Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.


Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.

  • Вид предложения по цели высказывания.

  • Простые предложения в составе сложного

  • Средства связи простых предложений в составе сложного

  • Знаки препинания

Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.

1 вариант – 1 предложение

2 вариант- 2 предложение


  • Самопроверка – слайд 5


Слайд 6 . Предложение:


Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.


  • Найдите ошибку в предложении.

  • Какое это предложение по количеству основ?

  • Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?

  • Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)

  • Каковы знаки препинания при них?

  • Запишите предложение, подчеркните союз.

7. Закрепление изученного. Работа по карточкам.


Карточки:


  1. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.


Небо расчищалось и синело._______________________________________________


Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________


Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________


  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.


Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.



8. Итог урока, домашнее задание.


  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какой материал закрепили в памяти?

  • Какое задание показалось наиболее интересным?


1 вариант задания (Слайд 7):

Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.

2 вариант задания:

Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!