25.11. Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения 5 класс
Цели:-закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения, -закрепление умения правильно производить такой разбор, - повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».
- План урока:
Оргмомент
активизация
Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».
Слайд 1. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?
(Отличия:
в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;
в предложении выражается законченная мысль.
Сходство:
слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)
Какие виды предложений вы знаете? Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?
Словарная работа. Слайд 2.
Вставьте пропущенные орфограммы, разделите материал на 2 столбика:
1.Словосочетания. 2.Не словосочетания.
Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся.
Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.
Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить постановку знаков препинания, объяснить)
Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.
Слайд 3.
Текст: За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.
Определите стиль текста, докажите.
В соответствии с темой текста озаглавьте его.
Найдите пунктуационную ошибку в тексте.
Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.
(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)
Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)
4. Работа с учебником.
- Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.
Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.
Вид предложения по цели высказывания.
Простые предложения в составе сложного
Средства связи простых предложений в составе сложного
Знаки препинания
Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.
1 вариант – 1 предложение
2 вариант- 2 предложение
Слайд 6 . Предложение:
Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.
Найдите ошибку в предложении.
Какое это предложение по количеству основ?
Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)
Каковы знаки препинания при них?
Запишите предложение, подчеркните союз.
7. Закрепление изученного. Работа по карточкам.
Карточки: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему. Небо расчищалось и синело._______________________________________________ Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________ Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________ Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. |
8. Итог урока, домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке?
Какой материал закрепили в памяти?
Какое задание показалось наиболее интересным?
1 вариант задания (Слайд 7):
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.
2 вариант задания:
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.