Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД Планируемый результат |
1.Организационный 2 Мотивирование учащихся на плодотворную работу. 3 Актуализация ранее изученного материала и мотивирование учащихся на определение темы урока. 2.2. Актуализация | 2 минуты 1 минута 1 минута | Организация начала урока. Проверка готовности к уроку. Запись числа в тетради. Хотите ли вы узнать, о чем пойдёт речь на уроке? Вы узнаете, отгадав загадку: «Он на солнышке румяный, под луною – голубой… И без спросу он за ворот залезает к нам с тобой… Звёздочкой прохладной тает на ладошке и во рту… Он летает белой стаей и сверкает на лету. Все догадываются, что речь пойдёт о снеге. Сразу договоримся: за каждый правильный ответ, верно выполненную работу будете рисовать снежинку на полях. Сколько снежинок - столько баллов. Прежде чем отправиться по дороге знаний, вспомним ранее изученное. Расскажем (по цепочке) стихотворение И.Сурикова «Зима». Оставим строчку для записи темы урока, которую вы, умные ребята, чуть позже поможете мне сформулировать. Запись в тетради первой строчки. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится…» Дайте характеристику предложения. Продолжите фразу: Фразеологизмы – это…(устойчивые словосочетания). - Как вы понимаете смысл таких фразеологизмов: «свалился как снег на голову» (неожиданно), «нужен мне как прошлогодний снег» (не нужен). Составьте предложения с данными фразеологизмами. - Проверим по фразеологическому словарю. В чём заключается особенность отыскания оборотов в данном словаре? | Словесный, проблемный | Фронтальная работа | Приветствие. Разгадывание загадки способствует развитию интереса к уроку. Обращение внимания на слово (снег), с которым предстоит дальнейшая работа. Заключение «договора» способствует усилению мотивации на достижение успеха. Повторение стихотворения позволяет находить связи между предметами, укрепляет память учащихся. Подобное обращение к ребятам вселяет в них оптимизм и уверенность в себе. Знание фразеологизмов способствует развитию устной речи и образному мышлению. Учитель чередует устные и письменные виды работ. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Постепенно организуют внимание к слову учителя. Все любят отгадывать загадки, поэтому возникает положительный настрой на урок. Настраиваются на активную работу. Развивают точность, прочность и скорость запоминания, пополняют активный словарь. Совершенствуют умение составлять характеристику предложению, осложнённому однородными членами. Расширяют кругозор. Понимают, какую можно добыть информацию во фразеологическом словаре. Аргументируют ответ. | Организационные: развитие способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Регулятивные: умение планировать деятельность, использовать отведенное время для решения поставленной задачи. Личностные: умение ставить цель и добиваться её достижения. Каждый соревнуется сам с собой, сравнивая количество полученных баллов на этом уроке с «заработанными» на предыдущем. Воспитывают в себе чувство собственного достоинства. Познавательные: Умение пользоваться словарями, фразеологическим в частности. |
4. Изучение нового материала 4.1 Вызов 4.2 Формулировка темы, цели и задач урока 2 мин 2.4. Осмысление | 4 минуты 4 минуты | Продолжим запись предложений. Какой чудесный день! Снежинки покрывают землю пухлой пеленой. Во дворе детвора играет в снежки. -В первом предложении какая буква написана в словах после шипящих? -Какая орфограмма во втором слове во втором предложении? -Назовите слова с безударной проверяемой гласной в корне. -В каком слове чередование гласных в корне? -Найдите и выпишите однокоренные слова в начальной форме с красной строки (снег, снежинки, снежки, добавим ещё слово снежок). -Что дало вам право считать эти слова однокоренными? -Какой частью речи являются эти слова? Почему вы так решили? -Дадим определение корню, суффиксу, окончанию, основе. -Разберём по составу данные слова. - Что даёт нам наблюдение за морфемным разбором однокоренных слов? - Понимаете ли вы, в чём заключается суть и порядок морфемного разбора? -Каким способом образованы эти слова? -Все наши разговоры были не зря. Кто может догадаться, какова тема нашего урока? -Что нужно делать, чтобы хорошо изучить тему? 1.Видео-фрагмент – «Прибытие поезда» Текст рассказа «Толстый и тонкий», Словарь-раскладушка | Словесный, проблемный | Фронтальная работа | Ответы на вопросы способствуют развитию орфографической зоркости, закреплению изученного. Организация наблюдения за словами в процессе морфемного разбора должна подвести учащихся к формулированию темы урока и осознанию пользы от умения разбирать слова по составу. Нацеливание учеников на определение задач урока и составления плана изучения темы. | Участвуя во фронтальной беседе, повторяют пройденный материал, учатся слышать и слушать друг друга, вежливо поправлять товарища. Ученики на практике осуществляют постижение нового материала путём активного наблюдения и анализа морфемного состава слов. Ученики под руководством учителя составляют план работы. Формулируют цель и задачи урока. | Регулятивные: умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи; соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще требует уяснения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
Физкультминутка 4.3Поисково-исследовательский этап А) Б) | 3минуты 5 минут 1 минута | Закройте глаза, представьте, что идёт снег, послушайте, как он скрипит под ногами; откройте глаза, посмотрите на зимние пейзажи. -Итак, запишем тему нашего урока: »Словообразование имён существительных». Путём наблюдения, сравнения слов мы можем чётко назвать первый способ образования существительных - суффиксальный. Где находится эта тема в учебнике? в содержании узнаём страницу, находим № 609, устно выполняем). Попутно даётся д/з, выполняемое по аналогии. Колокольчик! Внимание! -Надо быть очень внимательными при выделении суффиксов. Смотрите, сколько одинаковых букв в словах снежинка, машинка, тропинка. Однако суффиксы здесь разные! Назовите синоним к слову «шофёр» (водитель). Как изменится смысл слова, если я допишу в начале слова пред? (предводитель = вождь). Запишите слово с красной строки -предводитель. Теперь я задумала слово, лексическое значение которого- «это жанр устного народного творчества волшебного содержания» (сказка). Как изменится смысл слова, если я допишу в начале слова при? (присказка - короткий рассказ перед началом сказки). 2. Текст рассказа «Толстый и тонкий», Иллюстрация. | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый | Фронтальная | Разминка с элементами драматизации способствует снятию напряжения Анализ морфемного разбора приводит к первому выводу. Стимулирование поиска информации в учебнике. Звуковой сигнал концентрирует внимание учащихся в этом трудном задании на сознательное определение суффиксов. Выполнение следующего задания в виде орфографических загадок стимулирует активность учащихся и помогает «открыть» второй способ словообразования. | Развивают воображение, учатся воспринимать прекрасное. Формулируют вывод, чётко фиксируют первый способ словообразования. Учатся понимать значение содержания задания в учебнике. Учатся управлять мыслительным процессом, приводят подобные примеры, доказывая степень понимания сложности вычленения суффиксов на основе правильного определения корня слова. В игре познают сложный материал. Попутно приводят пример присказки, изученные на уроках литературы. | Познавательные: действие со знаково-символическими средствами анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме |
В) | 5 минут 3 минуты | -Как мы назовём второй способ образования новых слов? (приставочный) Почему? -Продолжим нашу работу. -Решите орфографическую задачу: В слове корень как в имени «Снежана», окончание как в слове «берёзки», приставка как в слове «подосиновик», а суффикс как в слове «охотник». Запишем это слово (подснежники) и объясним, как можно назвать способ, которым образовано это слово (приставочно-суффиксальный) Где можно было прочитать такой приказ: «На праздник новогодний издали мы приказ: »Пускай цветут сегодня подснежники у нас!( С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»). Колокольчик! Внимание! Будем внимательными при разборе слов по составу. Надо отличать приставочный способ от приставочно-суффиксального. Рассмотрим слова: приземление, причёска, прегрешение. Если мы отбросим приставку, слова не будут существовать без неё (сравните с вышенаписанными словами!) Следовательно, это не приставочный, приставочно-суффиксальный способ. | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый | Парная, фронтальная | Требование аргументации собственного вывода. Решение задачи развивает восприятие учебного материала на слух. И снова отмечаем связь урока русского языка с уроком литературы. Звуковой сигнал концентрирует внимание на отличие приставочного способа от приставочно-суффиксального. Поощрение аргументации собственного мнения. | Сравнивают слова, дают аргументированную оценку ответам одноклассников; чётко формулируют второй способ словообразования. Отмечают полезность решения орфографических задач, выделяя условие, пункты решения и ответ. Вспоминают главную героиню сказки и её неумение грамотно составлять и писать приказы. На практике видят применение на практике ранее изученной темы »Словообразование глаголов», приводя аналогичные примеры. Учатся управлять мыслительным процессом, чётко формулируют третий способ словообразования. | Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную задачу. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодеятельности для решения коммуникативных и познавательных задач. Предлагать помощь и сотрудничество. Воспитательные: умение задействовать силу воли для усиления внимания на уроке. |
| | | | | | | |
Г) 5. Вторая физминутка 1 мин. 6. Первичное закрепление 1 мин. 7. Самостоятельная работа 6 мин. 8. Коррекция 1 мин. 9. Перспективное направление 1 мин. 1 мин. | 1 минута | -Нельзя ли объединить эти два слова, чтобы получилось одно новое? Что получилось? Запишем Снегопад и подумаем, как назвать такой способ образования новых слов (сложение корней с соединительной гласной О). Выполняя простые движения, хором повторяйте за мной: Ах, какое это счастье- слово делится на части! Может каждый грамотей сложить слово из частей! Для уточнения разбора слов используйте словообразовательный словарь. Устно определим способ образования следующих слов: подбежал, оленевод, наколенники, ледок.(с проверкой по словообразовательному словарю). На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно. Задание по вариантам: 1-приставочный способ и сложение корней 2- суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы Белизна, прогулка, снеговик, радость, позёмка, распорядок, разговор, бурелом, гололёд, соучастник. Проверим друг у друга, а потом посмотрим на доску. Конечно, мы изучили не все способы. Учебный материал не может быть рассмотрен в течение одного урока. Молча посмотрите на доску, в которой вы увидите и другие варианты. | Репродуктивный Проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная | Предложение обозначить третий способ словообразования. Снятие напряжения. Показ словообразовательного словаря как источника информации. Перед письменной работой проведение устного закрепления. Группировка слов по видам словообразования проясняет степень усвоения знаний. Организация работы в паре усиливает самоконтроль и развивает коммуникативные умения. Предвосхищение следующего урока. | Анализируют слово и определяют название способа соединения двух слов в одно, чётко называя четвёртый способ словообразования. Учатся переключать внимание во время умственной работы. Участвуют в подведении промежуточного итога. Доказывают на практике понимание задач урока. Развивают контролирующие функции мыслительных операций. Понимают, что процесс обучения не прост. Ученики участвуют в составлении синквейна, записывают его в тетради. Формулируют ответ, что Тигр – это река, а Лев – это ассирийцы, их столица – Ниневия – город Льва | Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Воспитательные: воспитание культуры процесса труда для предупреждения утомления на уроке. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество . Метапредметные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: Умение объективно оценивать результаты своего труда. |
10. Оценки 11. Рефлексия. 1 мин. 12. Домашнее задание 30 сек. 13. Юмористическая концовка 30 сек. | 1 минута | Оцените свою работу на уроке: 5 снежинок-5 4-----------------4 3-----------------3 -Как вы считаете, выполнили ли мы поставленные задачи? Продолжите предложения: -Сегодня я понял… - На уроке я работал… - Я могу применить полученные знания … Мы уже обсуждали, как выполнять упражнение № 701. У кого есть дома словообразовательный словарь, можно рассмотреть страницу, где представлено словообразовательное гнездо со словом «снег» и на следующем уроке нам об этом поведать; на листе ватмана составить таблицу, в которой отражены изученные способы словообразования. Говорят маленькие дети: «Жил-был царь с царицей. И был у них маленький царёныш». «Давай играть. Ты будешь покупатель, а я продаватель. Не продаватель, а продавец. Ну, хорошо, я буду продавец, а ты тогда будешь покупец». | | Индивидуальная | Предложение оценить свою работу на уроке нацеливает на ответственное отношение к усвоению знаний. Дифференцирован- ное задание способствует проявлению творческого подхода при изучении нового материала, закреплению умений и навыков, устанавливает хороший эмоциональный фон, так как ученик может действовать «по собственному желанию». Незнание законов словообразования малышами вызывает ваш смех. | Оценивают свою работу на уроке. Анализируют достижение поставленных задач и цели. Рассказывают, как надо вести себя на уроке («вести себя достойно», «не терять свое лицо в глазах окружающих»). Выбирают для себя вид домашнего задания в соответствии со своими желаниями и возможностями. Заканчивают урок в хорошем настроении. Понимают, где можно применить полученные знания ( улучшение орфографической зоркости; объяснение малышам, как правильно образовывать слова.) | Регулятивные: -контроль и оценка способов своей деятельности. Личностные: -самооценка на основе критерий успешности - адекватное понимание успешности или неуспешности -следование моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в уважительной форме, вырабатывание позитивного отношения к процессу познания. |