СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока " Содержание и объем понятия" 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представления о единичных и общих понятиях.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Содержание и объем понятия" 6 класс»

  1. Название модуля (тема урока): Содержание и объем понятия

Раздел программы: Человек и информация

  1. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представления о единичных и общих понятиях.

  2. Целевой план действия для учащихся

  • определять содержание и объем понятия;

  • классифицировать объекты по некоторому признаку;

  • научиться определять общие и единичные понятия;

  • повышать интерес к предмету


Основные понятия:

  • содержание понятия;

  • объем понятия;

  • единичное понятие;

  • общее понятие.


  1. Банк информации

    1. Входной контроль знаний и умений учащихся

Цель: активизация ранее изученного материала учащимся по теме: «Понятия»


Уровень А

Задание 1:

Цель: формировать умения составлять определения понятия.

Методический комментарий для учащихся: продолжи предложения:

  1. Свойство объектов вызывают у нас …… (ощущение)

  2. Целостное отражение объекта, воздействующего на наши органы чувств вызывает у нас……..(восприятие)

  3. Чувственное восприятие объекта воспринимаемого ранее происходит за счет …………(представление)

  4. Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам – это….(сравнение)

  5. Мысленное выделение существенных признаков предмета и отвлечение от несущественных - это…(абстрагирование)

  6. Мысленное объединение отдельных предметов в общие понятия, от частного к общему – это……(обобщение)

Задание 2.

Цель: формировать умения составлять определения понятия.

Методический комментарий для учащихся: продолжи предложения, вписав в соответствующее окно слово.

Уровень Б

Задание 1:

Цель: формировать умения составлять определения понятия и

Методический комментарий для учащихся: назовите несколько предметов, которые:

a. имеют форму шара;

b. предназначены для письма;

c. сделаны из металла;

d. имеют зеленый цвет

Задание 2.

Цель: формировать умения составлять определения понятия.

Методический комментарий для учащихся: продолжи предложения, вписав в соответствующее окно слово.


Уровень С

Задание 1:

Цель: формировать умения составлять определения понятия.

Методический комментарий для учащихся: перечисли, что или кто может быть:

a. острым;

b. горьким;

c. хрустящим и вкусным;

d. мягким и пушистым;

e. сильным.

Задание 2:

Цель: формировать умения составлять определения понятия.

Методический комментарий для учащихся: продолжи предложения, вписав в соответствующее окно слово.


    1. Объяснение нового материала

Учитель: Какой образ формируется, когда вы слышите слово «кошка»?

Ученик: Мяукающее, злющее, доброе, четвероногое существо …

Учитель: Но ведь все кошки разные. А вы все равно знаете и представляете, что это такое. А дело все в том, что слово «кошка» формирует в ваших головах понятие, поясняющее, о чем идет речь.

Давайте с вами поиграем. Правила игры: вы прочтете слово, представите себе, как это выглядит, другими словами сформируете понятие. А потом проверите, то ли вы себе представили (приложение 1). Например:



















Вывод: словами ты пользуешься, когда говоришь, а понятиями – когда думаешь.

Учитель: Вернемся к нашей кошке. Каждая кошка имеет свой размер и форму, которая зависит от ее породы, окрас шерстки

(приложение 2).

Например:

Учитель: А значит понятие «кошка» имеет

свое содержание.

Итак, содержание – это все самые

существенные признаки какого-либо

объекта или класса объектов, отраженные

в понятии.

Посмотри мультик и скажи, от чего родители дяди Федора пришли в ужас? (фрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино» студии «Союзмультфильм» режиссер В.Попов, автор сценария Э.Успенский). Просмотр видеофильма.

Ученики: Отвалившийся хвост

Учитель: Ну конечно, вы правы. Отвалившийся хвост не может быть существенным признаком человека.

Ученики: Вот так содержание…

Учитель: И опять вернемся к нашим «кошкам». Все кошки, обладающие кошачьими признаками, составляют объем понятия «кошка». Но ведь кошек великое множество, а значит, и объем понятия «кошка» велик.

На интерактивной доске учитель графически изображает объем понятия «кошка» в виде круга.

Учитель: А давайте посмотрим, так уж вели объем понятий «цифры» и «гласные буквы русского алфавита». Двое учащихся выходят к интерактивной доске и выполняют задания. В результате на интерактивной доске:
























Учитель: Понятия бывают общими и единичными. Те понятия, которые содержат в себе множество однородных объектов, называются общими (кошки). А единственный конкретный объект определяют единичные понятия (кот Матроскин).



  1. Закрепление нового материала

Уровень А

Цель: научить классифицировать объекты по некоторому признаку.

Методический комментарий для учащихся: определить по заданным словам, к какому понятию их можно отнести и вписать это понятие в соответствующий столбец. Первая строка таблицы дана вам как образец.

Слова

Понятие

Деление, умножение, сложение, вычитание, неравенство

Арифметические операции

Мяч, кукла, пирамидка, плюшевый зайка, клубника


Бразилия, Россия, Германия, Португалия, Челябинск


Окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник, мел


Роза, тюльпан, ромашка, горох, хризантема


Японское, Красное, Жёлтое, Чёрное, Северное, Серо-буро-малиновое


Кедр, берёза, липа, яблоня, акация


Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание




Уровень Б

Цель: научить классифицировать объекты по некоторому признаку.

Методический комментарий для учащихся:  определи по заданным словам, к какому понятию их можно отнести и выбери лишнее слово. Заполни таблицу. Первая строка таблицы дана вам как образец.

Таблица. Ответы на задание о содержании понятий.

Слова

Понятие

Лишнее слово

Деление, умножение, сложение, вычитание, неравенство

Арифметические операции

Неравенство

Мяч, кукла, пирамидка, плюшевый зайка, клубника

Игрушки

Клубника

Бразилия, Россия, Германия, Португалия, Челябинск

Страны

Челябинск

Окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник, мел

Геометрические фигуры

Мел

Роза, тюльпан, ромашка, горох, хризантема

Цветы

Горох

Японское, Красное, Жёлтое, Чёрное, Северное, Серо-буро-малиновое

Название морей

Серо-буро-малиновое

Кедр, берёза, липа, яблоня, акация

Деревья

Акация

Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание

Чувства

Сознание


Уровень С

Цель: научиться определять общие и единичные понятия.

Методический комментарий для учащихся: Расставьте общие и единичные понятия (Пушкин, композитор, Репин, Байкал, Суворов, художник, город, писатель, озеро, Копейск, полководец, Чайковский) в соответствующие столбцы.

Пример выполнения задания

Общие понятия

Единичные понятия

писатель

Пушкин

озеро

Байкал

композитор

Чайковский

художник

Репин

полководец

Суворов

город

Копейск


  1. Выходной контроль, который должен показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы.

Выполните тест по изученному материалу. При наличии времени на уроке выполняется тест, если времени нет, то его можно использовать на следующем уроке.

1. Найди лишнее слово — кот, рысь, тигр, леопард, панда, лев:

  1. кот;

  2. рысь;

  3. панда;

  4. лев.

2. Определи, к какому понятию относятся слова — Рим, Москва, Париж, Каир, Лондон:

  1. столицы;

  2. страны;

  3. цветы;

  4. реки.

3. Определи, какое понятие является единичным:

  1. река;

  2. гора;

  3. писатель;

  4. Пушкин.

5. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги. Выставим оценки (критерии нами разработаны)

Учитель: Ребята, скажите, что вы усвоили на протяжении урока, согласно представленным предложениям:

- знаю, что…

- знаю, как…

- знаю, зачем…

- знаю я…


6. Домашнее задание:

Задание 1. Цель: научиться определять общие и единичные понятия.

Методический комментарий для учащихся: Допишите в таблицу общие и единичные понятия

Понятие

Содержание понятия

(существенные признаки)

Объем понятия

(множество объектов)

Алфавит (русский алфавит)



Календарь



Животные



Школьник



Ответ

Понятие

Содержание понятия

(существенные признаки)

Объем понятия

(множество объектов)

Алфавит (русский алфавит)

Совокупность букв

А, б, в, г, д, е, ж, и и т.д.

Календарь

Последовательное указания дней, недель, месяцев определенного года

Множество календарей: настенные, перекладные, карманные.

Животные

Живое существо, способное чувствовать и передвигаться.

Птицы, рыбы, насекомые

Школьник

Учащийся школы с 1 по 11 класс

Множество учащихся с 1 по 11 класс: учащиеся 1 класса, учащиеся 2 класса и т.д.






Задание 2.

Цель: научиться определять общие и единичные понятия.

Единичное

понятие

Общее

понятие

Обь

река


транспорт


учебник

тарелка


яблоко



деревья

Методический комментарий для учащихся: Впишите общие и единичные понятия в пустые ячейки таблицы