Тема урока: Суффиксы.
Тип и форма урока: урок введения нового знания .
Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи.
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки. Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты:
Предметные: владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие
Регулятивные: осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Коммуникативные: построение фраз с использованием терминов
Личностные: Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.
Оборудование: карточки для групповой работы; карточки для индивидуальной работы; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
Всего звуков? (42)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
Сколько букв в алфавите? (33)
Сколько букв в алфавите, которые обозначают гл.? (10)
Орфографический практикум стр. 50 с взаимопроверкой.
III. Формулирование темы и учебных целей урока
а) Наблюдение над ролью суффиксов.
- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.
Ёж (ежонок, ежата), волк (волчонок, волчата), медведь (медвежонок, медвежата)
-Как называются эти слова? (однокоренные)
- Назовите корень в словах.
- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)
- Может кто-то знает, как называется эта часть?
б) Формулирование учащимися темы урока
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Часть слова – суффикс.
в) Целеполагание.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Какие задания хотели бы вы выполнить?
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них
-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика. Выделите корень.
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
2. Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом.
- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.
-Найди верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
- Так что же такое суффикс?
- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)
3. Чтение правила. Учебник с.50
Проверим себя - Сверимся с учебником.
- Совпали ли наши выводы с выводами учебника? О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение)
V. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.
Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки
2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.
Упражнение 106. Задание: Выделите суффиксы в словах. Определите значение слов с суффиксами по образцу.
VI. Физминутка.
Игра. Класс делится на две группы, каждая группа должна набрать большие семьи однокоренных слов. Запись на доске. Тем ,кому не хватит слов, отмечают суффиксы.
1 группа . ( Сад, , садовый, садовник, садик, садочек, посадка)
2 группа (Море морской, моряк, приморский, заморский, морячка, лукоморье, приморье)
VII. Работа по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе.)
Задания 1. устно
1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.
- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)
- А с другой стороны….
2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.
Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)
- Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное).
Задания 2 . устно
1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь
К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)
2)- Найдите в словах храбрость, мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)
- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)
Задания 3. письменно
1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .
- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам?
( получились слова, обозначающие профессии)
2) Самостоятельная работа : упр. 107 «Как их зовут?»
Д. З. Упражнение 109, пар. 14.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…