СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 5 классе по теме "Суффиксы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний, направлен на развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учащимися. Урок построен в рамках реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе по теме "Суффиксы"»

5 кл.


Тема урока: Суффиксы.


Тип и форма урока: урок введения нового знания . 


Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.


Задачи.


Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки. Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Планируемые результаты:

Предметные: владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие

Регулятивные: осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: построение фраз с использованием терминов

Личностные: Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы


Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.


Оборудование: карточки для групповой работы; карточки для индивидуальной работы; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса


Ход  урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

Общая часть родственных слов называется…(корнем)

Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

Всего звуков? (42)

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

Сколько букв в алфавите? (33)

Сколько букв в алфавите, которые обозначают гл.? (10)


Орфографический практикум стр. 50 с взаимопроверкой.


III. Формулирование темы и учебных целей урока

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.

Ёж (ежонок, ежата), волк (волчонок, волчата), медведь (медвежонок, медвежата)

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень в словах.

- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)

- Может кто-то знает, как называется эта часть?

б) Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова – суффикс.

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?


IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.


1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика. Выделите корень.

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)


2. Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом.

- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.

-Найди верное утверждение.

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)


3. Чтение правила. Учебник с.50

Проверим себя - Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника? О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение)


V. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.

Упражнение 106. Задание: Выделите суффиксы в словах. Определите значение слов с суффиксами по образцу.


VI. Физминутка.

Игра. Класс делится на две группы, каждая группа должна набрать большие семьи однокоренных слов. Запись на доске. Тем ,кому не хватит слов, отмечают суффиксы.
1 группа . ( Сад, , садовый, садовник, садик, садочек, посадка)


2 группа (Море ­ морской, моряк, приморский, заморский, морячка, лукоморье, приморье)


VII. Работа по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе.)


Задания 1. устно

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)

- Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное).


Задания 2 . устно

1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбрость, мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)


Задания 3. письменно

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам?

( получились слова, обозначающие профессии)


2) Самостоятельная работа : упр. 107 «Как их зовут?»


Д. З. Упражнение 109, пар. 14.


VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!