Сценарий урока на основе системно-деятельностного подхода
в 5-ом классе
по теме «Программы и документы. Рабочий стол.»
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31
имени А.М. Ломакина» г. Курска.
Учитель: Кашолкин А.Н.
Цели урока:
создание условий для формирования знаний о программах;
ввести понятия «программа», «операционная система», «прикладные программы», «рабочий стол компьютера»;
создание условий для осознанного усвоения умения работать с компьютерной мышью.
Действия учебно-познавательные и учебно-практические:
развитие умений ставить цель, анализировать, устанавливать аналогии, делать выводы;
формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, высказывать свою точку зрения;
формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные
Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммукативные
Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные
Знание компьютерных программ, основных элементов рабочего стола компьютера, приёмов работы с компьютерной мышью.
Ресурсы: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР для интерактивной доски, листы с выпиской из словаря С.И. Ожегова – 15 шт.
Литература: учебно-методический комплект для 5 класса под редакцией Л.Л. Босовой.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практическая деятельность, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.
Межпредметные связи: русский язык.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Длительность урока: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Технология изучения темы.
Этап № 1. Самоопределение к деятельности.
I. Организация образовательного пространства.
– Обучающиеся садятся за свои столы, проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, пишущих средств.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Опрос обучающихся:
Что мы изучали на предыдущих уроках информатики?
Что такое информация?
Из каких основных устройств состоит компьютер?
Как называется устройство обработки информации? (Процессор, возможна подсказка в виде ребуса.)
Есть такое понятие «аппаратное обеспечение». Как вы думаете, что это такое? Что входит в состав аппаратного обеспечения?
Выполнение заданий на интерактивной доске:
Распределение устройств на два столбика (обучающиеся выходят к доске по очереди).
Зачеркнуть лишнюю клавишу (обучающиеся выходят к доске по очереди).
На экране доски изображена клавиатура. Показать основные группы клавиш:
функциональные клавиши;
символьные (алфавитно-цифровые) клавиши;
клавиши управления курсором;
специальные клавиши;
клавиши дополнительной клавиатуры.
Этап № 2. Учебно-познавательная деятельность.
1. Создание ситуации целеполагания.
Как вы думаете, ребята, а достаточно иметь только аппаратуру (системный блок, клавиатуру, мышь, монитор), чтобы работать на компьютере? (Нет.)
А что должно быть на компьютере, чтобы он работал? (Программы, возможно разгадывание ребуса для подсказки обучающимся.)
Итак, мы с вами познакомились с основными устройствами компьютера. А как вы думаете, что же сегодня на уроке мы должны с вами изучить? Попробуйте сформулировать цель нашего с вами урока?
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с программами компьютера.
2. Объяснение нового материала: «Программы».
Выслушиваются ответы обучающихся.
Работа с текстом на листах.
Краткое изложение содержания учебного материала.
Содержание концертных, цирковых представлений, радио-, телепередач.
Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте.
План деятельности, работ.
Набор команд, выполняемых компьютером, написанных с помощью специального языка.
Как вы думаете, какое значение данного слова имеет отношение к уроку информатики? (д). Прочитайте его.
Какие программы вам известны? (Дети называют известные им программы.)
А как вы думаете существует ли программа, которая является самой главной в компьютере? Как она называется? (Да, это программа называется операционная система.)
Какая операционная система установлена на наших компьютерах? (Windows 7.)
А какие операционные системы вы еще знаете? (MacOS, Linuxe. Демонстрация рабочих столов соответствующих операционных систем.)
Выполнение в рабочей тетради № 39 на стр. 28.
Помимо операционной системы, которая выполняет главные функции в управлении компьютером существует огромное количество других разнообразных программ (текстовые и графические редакторы, видеопроигрыватели, обучающие программы и т.д.). А как вы думаете, как называют все остальные программы, имеющиеся на компьютере? (Прикладные программы.)
3. Физкультминутка.
Учитель называет предметы группы «Устройства компьютера». Обучающиеся должны будут встать, если очередной названный предмет не относится к указанной группы.
Процессор, самокат, клавиатура, мышь, принтер, цилиндр, арбуз, проспект, сканер, монитор, кузов, колонки, колонна, наушники, винчестер, револьвер, микрофон.
4. Объяснение нового материала: «Рабочий стол компьютера».
Итак, после включения компьютера происходит загрузка операционной системы и на экране монитора появляется… Что появляется на экране монитора? Как мы это называем? (Рабочий стол.)
Сейчас вам предстоит провести мини исследование в парах, выполняя на стр. 29 рабочей тетради № 40.
Подведем результат нашей работы. Кто хочет продемонстрировать на интерактивной доске свой результат работы? (Обучающийся на доске отмечает варианты ответов.)
Рассказ об элементах рабочего стола с их демонстрацией:
значки (Компьютер, Корзина, Мои документы, Сетевое окружение);
ярлыки (подчеркнуть отличие значков от ярлыков);
кнопка Пуск;
панель задач.
5. «Управление компьютером с помощью мыши».
Какое устройство помогает работать нам с объектами рабочего стола? (Мышь.)
Предметы на письменном столе можно передвигать, использовать для работы, убирать, менять местами. Объекты рабочего стола нельзя взять в руки, поэтому для действия с ними используется специальное устройство – мышь.
Движения мыши по коврику отображаются на экране монитора в виде перемещения указателя мыши. Указатель мыши может выглядеть по-разному в зависимости от действий, выполняемых на компьютере. (Слайды – 2 шт.)
Как вы думаете, а как давно было изобретена компьютерная мышь?
Первая компьютерная мышь была изобретена в 1964 году американским учёным Дугласом Энгельбартом. Она мало походила на сегодняшних грызунов – представляла собой небольшую деревянную коробку, внутри которой находилось два перпендикулярных колеса и кнопка. Перемещение коробки по столу в горизонтальном или вертикальном направлении преобразовывалось в перемещение курсора по экрану. К сожалению, в силу своей конструкции перемещаться одновременно по двум координатным осям эта мышка не могла. (Слайд.)
Существуют различные виды компьютерных мышей, вот некоторые из них. (Слайд.)
Этап № 3. Рефлексивная деятельность.
1. Домашнее задание: § 4 стр. 25-28, Р.Т. № 41, 42 стр. 30-31.
2. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Закончите следующие двустишия:
На кнопку нажму и компьютер … (включу)
Работаю сам, открываю … (программу)
Я знаю, программу я должен … (закрыть)
И на экране я кнопку ищу
Я выключу друга, скажу «До свиданья!»
Какое у кнопки, ребята названье? … (Пуск)
3. На доске высвечиваются следующие слова.
Учитель: Ребята, как вы думаете, где могут вам пригодится знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке?