Разработка урока запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Цели и задачи:
формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.
формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;
развитие способности извлечения информации из различных источников;
развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательностьдействий, оценивать достигнутые результаты.
формирование ответственного отношения к учению,
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения.
развитие быстрой переключаемости внимания;
формирование навыков самоконтроля;
коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).
Оборудование: ИКТ, карточки
Ход урока.
Оргмомент
Повторение изученного материала. Выписать слова с пре- и при-
У меня с собой оказался бинокль. Пр..красный морской бинокль с двенадцатикратным пр..ближением. Когда я готовил поход, то специально пр..обрел пр..красный ручной хронометр. Пр..обрел и положил в каюте. Пользоваться им не приходилось: шли все время вблизи берегов. Я пр..встал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Все яростнее разливалась огненная река, пр..вращая труды рук людских в прах. Если улыбка пр..бавляет пр..лести лицу, то оно пр..красно. В моем взоре Швабрин мог прочесть пр..зрение. На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев.
Актуализация знаний
Слайд 1. Разминка «Собери слово»
из слова заставить запишем приставку
а корень возьмем тот, который есть в пятке
и, чтобы мы слово собрали, играя,
конец нам подарит звезда золотая.
Слайд 2
Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное тобой слово?
Какую группу предложений мы изучаем?
Формулирование темы урока
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Работа по теме урока
Что нам необходимо выяснить?
Правильно ставить эти знаки препинания в БСП
Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?
Слайд 4
Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов)
1 Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)
2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания
Слайд 5-6
Создадим бессоюзное предложение- на доске карточки
Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.
Что мы сделали в этом предложении? - Перечислили события и действия.
Как проще всего перечислить события и действия?
Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых
Слайд 7
В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые
Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит. | Одновременность |
Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром. | Последовательность |
На улице идет снег, в доме — очень тепло. | Сопоставление и противопоставление |
В третьем предложении стоит тире, потому что вторая часть предложения — это неполное предложение.
Слайд 8
Мы должны помнить, что в составе бессоюзного сложного предложения могут быть односоставные и неполные предложения.
Запиши предложения, дай их характеристику (по вариантам)
Вечерело, на небе загорались звезды.
У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.
!!! Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.
Слайд 9
Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор-устно
1.Казалось, сегодня все против нас.
2.Люди шумели, перекрикивались, толкались.
3.Холодало, мороз хватал за уши.
Слайд 10
Дополните данное предложение второстепенными членами-устно
Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.
-Почему в этом предложении так много запятых?
-Сколько вообще здесь частей? Как определить, что это бессоюз. предложение?
-А как разделить простые предложения?
Слайд 12 Правило
Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.
Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку; качаются и скрипят деревья.
Закрепление.
Тренировочные упражнения
№ 1. Слайд 13
. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
Легко скользя между сосен лыжник двигался вперед на север он торопился успеть ещё вернуться до вечера.
Каштанка ворча и оглядываясь вошла в комнату в углу заворочалась свинья потревоженная шумом кот выгнул спину и пофыркивал.
№2. Работа по учебнику. Стр. упр.
Рефлексия.
Итог урока. Выставление оценок
Д.з