СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит повторение пройденного материала, теории, также практические упражнения по теме.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"»

Разработка урока запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Цели и задачи:

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.

формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;

развитие способности извлечения информации из различных источников;

развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательностьдействий, оценивать достигнутые результаты.

формирование ответственного отношения к учению, 

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей  в процессе речевого общения.

развитие быстрой переключаемости внимания;

формирование навыков самоконтроля;

коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).

Оборудование: ИКТ, карточки

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Повторение изученного материала. Выписать слова с пре- и при-

У меня с собой оказался бинокль. Пр..красный морской бинокль с двенадцатикратным пр..ближением. Когда я готовил поход, то специально пр..обрел пр..красный ручной хронометр. Пр..обрел и положил в каюте. Пользоваться им не приходилось: шли все время вблизи берегов. Я пр..встал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Все яростнее разливалась огненная река, пр..вращая труды рук людских в прах. Если улыбка пр..бавляет пр..лести лицу, то оно пр..красно. В моем взоре Швабрин мог прочесть пр..зрение. На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев.


  1. Актуализация знаний

Слайд 1. Разминка «Собери слово»

  • из слова заставить запишем приставку

  • а корень возьмем тот, который есть в пятке

  • и, чтобы мы слово собрали, играя,

  • конец нам подарит звезда золотая.

Слайд 2

Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное тобой слово?

Какую группу предложений мы изучаем?


  1. Формулирование темы урока

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


  1. Работа по теме урока

Что нам необходимо выяснить?

Правильно ставить эти знаки препинания в БСП

Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?


Слайд 4

Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов)

Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)

2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания


Слайд 5-6

Создадим бессоюзное предложение- на доске карточки

Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.

Что мы сделали в этом предложении? - Перечислили события и действия.

Как проще всего перечислить события и действия?

Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых


Слайд 7

В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые

Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит.

Одновременность

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

Последовательность

На улице идет снег, в доме — очень тепло.

Сопоставление и противопоставление

В третьем предложении стоит тире, потому что вторая часть предложения — это неполное предложение.


Слайд 8

Мы должны помнить, что в составе бессоюзного сложного предложения могут быть односоставные и неполные предложения.

Запиши предложения, дай их характеристику (по вариантам)

  • Вечерело, на небе загорались звезды.

  • У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.


!!! Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.


Слайд 9

Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор-устно

1.Казалось, сегодня все против нас.

2.Люди шумели, перекрикивались, толкались.

3.Холодало, мороз хватал за уши.


Слайд 10

Дополните данное предложение второстепенными членами-устно

  • Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.

Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.

-Почему в этом предложении так много запятых?

-Сколько вообще здесь частей? Как определить, что это бессоюз. предложение?

-А как разделить простые предложения?


Слайд 12 Правило

Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку; качаются и скрипят деревья.


  1. Закрепление.

Тренировочные упражнения

1. Слайд 13

. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях

  • Легко скользя между сосен лыжник двигался вперед на север он торопился успеть ещё вернуться до вечера.

  • Каштанка ворча и оглядываясь вошла в комнату в углу заворочалась свинья потревоженная шумом кот выгнул спину и пофыркивал.

№2. Работа по учебнику. Стр. упр.


  1. Рефлексия.

  2. Итог урока. Выставление оценок

  3. Д.з