ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ
ЦЕЛЬ: Прививать детям потребность культурного поведения
ВЕДУЩИЙ 1:Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
ВЕДУЩИЙ 2: Здравствуйте! Мы рады видеть вас в нашем зале!
ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – турнир вежливости. В нём примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. Да победит сильнейший!
ВЕДУЩИЙ 2: Чтобы в турнире вежливости победить,
Очень умным и любознательным надо быть.
Все законы поведенья изучить!
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
ВЕДУЩИЙ 1: В конкурсах за каждый правильный ответ вы будете получать жетон.
ВЕДУЩИЙ 2: В турнире принимают участие две команды: команда 3 класса и команда 4 класса.
ВЕДУЩИЙ 1:
Конкурс 1
«Приветствие»
Команды должны поприветствовать друг друга.
Здравствуйте.
Доброе утро.
Добрый день.
Добрый вечер.
Привет.
Приветствуем вас.
Разрешите вас поприветствовать и т. д.
ВЕДУЩИЙ 1: Молодцы, заработали жетоны.
ВЕДУЩИЙ 2:
Конкурс 2
«Волшебные поступки»
Задание для команды 3 класса:
Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ: Обычай возник в средневековье, во времена рыцарей. У рыцаря были доспехи, охраняющие от стрел и пик. И когда он входил в дом, снимал шлем, обнажая лицо, он как бы говорил: «Я не боюсь тебя.» С тех времён обычай остался: обнажая голову, мы показываем хозяину дома, что уважаем живущих здесь людей.
Задание для команды 4 класса:
Откуда пришёл обычай, здороваясь (в холодное время года), снимать перчатки?
Ответ: Этот обычай возник давно, со времён рыцарства. Снимая перчатку, тем самым рыцарь показывал , что в руке не зажато оружие, что он относится к встрече доброжелательно. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.
ВЕДУЩИЙ 2: Молодцы, ребята, ответили правильно. Получайте жетоны.
ВЕДУЩИЙ 1:
Конкурс 3
«Хорошие манеры»
Задание 1:
Как вы поприветствуете:
Одноклассника | Здравствуйте! |
Маму | Саша, привет! |
Учителя, воспитателя | Здравствуй! |
Задание 2:
Определите, кто к вам может обратиться со следующими словами:
Сынок, где тут аптека? | Невоспитанный человек. |
Миша, как пройти к остановке? | Пожилой человек. |
Эй, это какой номер дома? | Молодой человек. |
Задание 3:
Скажите начало поздравительной открытки:
Директору школы | Милый братишка |
Учителю, воспитателю | Дорогой друг |
Младшему брату | Дорогая |
Другу | Уважаемый |
Задание 4:
Обратитесь с вопросом – просьбой, используя следующие выражения:
Извините, вы не скажите ….
Простите, скажите ….
Будьте любезны ….
ВЕДУЩИЙ 1: Молодцы, получайте жетоны за правильные ответы.
ВЕДУЩИЙ 2: Пока наши команды готовятся к следующему конкурсу, мы проведём игру для болельщиков
«ВЕЖЛИВО – НЕВЕЖЛИВО»
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Топайте ногами!
Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Всё равно ты едешь стоя,
Лучше деньги сэкономить!
Если стали вам грубить.
Нужно в след им нахамить.
Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «спасибо».
Если вы зашли в кино,
А оно идёт давно,
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать?»
Если кто – то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он не извинялся,
Поступок этот не простим.
Если к вам пришла подруга,
Вы представьте её другу.
Если вам вдруг стало плохо,
Нужно громко ахать, охать.
Если ты пошёл гулять
И оделся чисто,
То домой прийти ты должен
Хуже трубочиста.
ВЕДУЩИЙ 1:
4 КОНКУРС ЧТЕЦОВ
«Домашнее задание»
ЧТЕЦЫ :
В мире, где добро и нет невеж!
Где любовь, забота, счастье, свет,
Надо чтобы Вежливость была
Чтоб в душе у каждого жила
Проще будет жить!
Как много на свете
Полезных, красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это основа – основ.
А вежливым быть очень не просто;
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе лет.
ЧТЕЦЫ:
На свете есть много чудесных слов,
Таких что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте, добрый всем вечер!
Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах извините!
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная, добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята волшебства частица.
ВЕДУЩИЙ 1: Хорошо подготовили домашнее задание, получайте жетоны.
ВЕДУЩИЙ 2:
Конкурс 5
«От теории к практике»
Задание 1: «Сервировка стола»
Предметы для сервировки стола: чайные чашки с блюдцами, чайные ложки, сахарница, вазочка с конфетами, скатерть.
Командам, необходимо используя предложенные предметы, выполнить сервировку стола.
Задание 2: «Вкусный конкурс»
Участникам команд предлагается выпить компот с вишней. По правилам этикета, выпивают сначала жидкость, затем с помощью ложки достают ягоды; косточки выплёвывают сначала на ложку, потом выкладывают на блюдце.
ВЕДУЩИЙ 2: С заданием справились, получайте жетоны.
ВЕДУЩИЙ 1:Обьявляеммузыкальную паузу
Ребята, давайте послушаем частушки о вежливости и, конечно же, извлечем из них уроки!
Заиграй – ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны! (вместе)
Вика в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела!
Тётя Сима попросила
Слазить Сашу на чердак.
«Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Юра ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут:
Занимай места ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
А лентяйка:
- Маменька, я ведь ещё маленькая!
7. Антон ловко ловит рыбу,
Может домик смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Ты играй повеселее,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь плясуны! (вместе)
ВЕДУЩИЙ 2:
Конкурс 6
«Правила приличия в житейский ситуациях»
Участникам команд предлагается обыграть житейские ситуации.
Ситуация 1: Встречаются Вика и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. Назовите ошибку, которую допустили дети.
Ошибка: приветствуя девочку, мальчик вынимает руки из карманов
.
Ситуация 2: Марьяна и Саша идут, оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Лейла. Кто первый должен поздороваться?
Ответ: тот, кто обгоняет.
Ситуация 3: Дети 4 класса сидят за партами. В класс вошёл ученик. Кто должен здороваться первым?
Ответ: тот, кто вошёл в класс.
Ситуация 4: В троллейбус заходят подружки. Увидели инвалида. Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека. Назовите ошибку.
Ошибка: не принято рассматривать человека, оглядывать его с головы до ног.
Ситуация 5: Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чём – то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. Вот такая ситуация, назовите ошибки.
Ошибки: в гостях нельзя открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым.
Ситуация 6: В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен пропустить?
Ответ: тот, кто окажется вежливее.
ВЕДУЩАЯ 2: На все ситуации ответили правильно. Вот вам по жетону.
ВЕДУЩИЙ 1:
Конкурс 7
«Собери пословицу»
Задание командам собрать пословицу и объяснить её смысл.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Про доброе дело говори смело.
Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
Доброе слово и кошке приятно.
-
ВЕДУЩИЙ 2: Ребята, вы правильно составили пословицы и объяснили их смысл. Вот вам за это по жетону.
ВЕДУЩИЙ 1: Ребята давайте посчитаем ваши жетоны.
Подсчёт жетонов и награждение команд.
Хочется верить, что те знания и умения, которые вы нам показали, вы будете применять в жизни, это вам пригодится.
ВЕДУЩИЙ 2:А теперь давайте скажем
клятву вежливости:
Клянёмся вежливыми быть:
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья!
Клянёмся вежливыми быть:
И лень, и грубость позабыть,
В борьбе со злом добро добыть.
ВЕДУЩИЙ 1: А теперь давайте все вместе споём песню «Улыбка».