СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Долг и совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемные филосовские вопросы : отцы и дети; ценности и деньги; долг и совесть. на клссном часе постарались ответить на вопросы о совести и о долге

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Долг и совесть"»


Классный час: Вечные ценности – долг и совесть

ГБПОУ «КЛТ»








Пояснительная записка.


Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и учебного заведения для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, образование, средства массовой информации, интернет, учреждения дополнительного образования.

Важнейшим фактором воспитания является учебное заведение, потому что большую часть времени студент проводит там, поэтому эта школа должна стать важнейшим фактором формирования достойного гражданина своей страны. Считаю, что уроки нравственности в нашем техникуме необходимы. Разработку классного часа считаю готовым материалом для проведения уроков нравственности.

Классный час: Вечные ценности- долг и совесть.


Цели классного часа: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа: ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; предварительно обсудить тему «круглого стола» с обучающимися и провести тестирование; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой с выставкой книг; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: обучающиеся 1-2 курсов, классный руководитель-ведущий, ведущие два студента, библиотекарь, приглашенные.

Форма проведения: круглый стол.

Наглядность : плакаты с изречениями «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».


Ход классного часа

Ведущий:

-сегодня у нас необычный урок.

-урок нравственности.

-урок порядочности.

  Что такое хорошо и что такое плохо?! Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности.

1студент:

- Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими людьми, которые тебя окружают. По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

2 студент:

-Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен...

1студент:

- Что же это такое, долг? выберите на ваш взгляд правильный ответ из презентации

Говорят Ученики: - (долг - одна из основных ее категорий, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу,

1студент:

Да ваши ответы все правильные. Предлагаю продолжить предложения Я ДОЛЖЕН.....

Ведущий:

-Некоторые пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (это божественные заповеди, религиозная мораль). Об этом подробнее нам расскажет наш гость- служитель религии отец ИГОРЬ (беседа отца Игоря со студентами)

Ведущий:

- Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

- Долг перед Богом - это дело сугубо личное. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий:

Мы провели в группе анкетирование ( по анкете доктора педагогических наук Щурковой Надежды Егоровны) по теме "Размышляем о жизненном опыте" с целью выявить нравственную воспитанность студентов нашей группы. Что получилось: достаточно нравственно воспитаны - 7 человека, с некоторой безнравственной ориентацией, эгоистической позиции - 11 чел, несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение – 5 чел. Вывод мы сделали такой, что нам надо заниматься самовоспитанием, и допустить в воспитание педагогов и семью, общество в целом. Поэтому мы включились в программу по нравственному воспитанию, разработаны мероприятия на три года. Надеемся, что со временем взгляды студентов изменятся, а показатели нравственности увеличатся.

1студент:

- А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

2 студент:

- Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни...

1студент:

- Состояться - это не так просто. Надо стать личностью. А для этого, надо любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие, как от личного труда, так и от труда на общее благо.

2студент:

-Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков.

1студент:

-Мне кажется, что если человек воспитывается в хороших условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Небольшие недостатки не мешают большинству из нас… .

2студент:

-Наш долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы достойно выполнять и все другие свои обязанности.

1 студент:

-Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими.

2студент:

-А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми.

1студент:

Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

2студент:

- Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.

1студент:

- Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.

2студент:

Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой. Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого совершаются хорошие и добрые дела.

Ведущий:

Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны. С примерами нравственных поступков, патриотического долга познакомит участник войны в Афганистане



Ведущий:

- Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей. Потому что ты - человек...Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела».

1студент:

-Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна.

2студент:

-А что вы знаете о совести? выберите правильный ответ со слайда.

говорят студенты:

- Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.

Ведущий:

-Совесть как черта духовного облика личности, которая выражает её способность к внутренней оценке с позиций добра и зла, своих чувств, а также действий и мнений других людей.

Вслушайтесь в звучание этого слова - со весть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах. Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.  Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

Прочитайте как это слово чувствовал Булат Окуджава. (СЛАЙД).

1студент:

 Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».

Ведущий:

Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос? А кто спит спокойно?

ответы студентов из аудитории…

2студент:

-Причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.

1студент:

-И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.

2студент:

- Порицание себя - чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось.... Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело - очень похвальны.

Ведущий:

- А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если ваша совесть напомнит вам о чем-то, то это еще можно будет исправить?

(Учащиеся получают карточки со следующими фразами предлагается продолжить предложение:

1. Мог бы ………………….. , но не сделал...

2. Из этого поправимо ………………………………………..

3. Совершенно забыл …………………………....

4. Я виноват, до сих пор не извинился. ……………………………………..

5. В своем поведении мне стоит избегать ……………………………………

6.Я раскаиваюсь, что …………………..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало, наконец, простить………………………….

8. Я, конечно, виноват в том, что………………………………………

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как…

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне необходимо ………………………………………


Помощь: упорство, ответственность, честность, дисциплинированность, вежливость, скромность, аккуратность, добросовестность, трудолюбие, культуру, гуманность, доброту, деликатность, тактичность; быть собраннее, трудолюбивее, пунктуальнее, добрее.


(Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени). Зачитать у некоторых студентов...

Ведущий:

- хорошо! вы признали вину, осознали свои ошибки, проанализировали с точки зрения совести и раскаялись! Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности и долга.

1 студент?

- Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!» Н.Рыленков


2студент: мы приготовили буклет с мыслями знаменитых людей, русскими пословицами и поговорками возможно они помогут вам в дальнейшем.

1студент: Давайте примем наши принципы, которые актуальны сегодня, как девизы к дальнейшим творческим делам!

2студент:1.

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

1студент:

Не бойся! Трус обречен на поражение.

2студент:

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

1студент:

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

2студент:

Не лги! И ты будешь иметь друзей.


Ведущий

Спасибо! ну пора подводить итоги нашего урока. Какие выводы вы можете сделать

Обучающие (делают выводы): по слайду

-Быть человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

-Долг - дело святое.

-Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

-Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

Ведущий:

-Молодцы! Правильно!

-А сейчас идите и помните, что самый строгий судья - наша совесть! А совесть судья добродетели!

Всего доброго вам! Спасибо за урок!




Заключение.


Нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. «Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым» это слова Юлия Анатольевича Шрейдера – российского математика, кибернетика, философа. В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека» «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром».

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в проблемах экономики, не в сложностях политической обстановки, а в разрушении личности. «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности»-так считает Владимир Путин.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности. Считаю необходимо и важно продолжать работу по нравственному воспитанию молодежи.

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой



Литература

1. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

2. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 159 с.

3. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

4. Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.





Источник:

http://psylist.net/praktikum/00175.htm



Приложение1

«Размышляем о жизненном опыте» тест Н.Е. Щурковой


Цель теста выявить нравственную воспитанность учащихся.

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.


Номер вопроса


Буква ответа

а

б

в

1




2




3




Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.


Инструкция. Выберите один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком +.


1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3.Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5.Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6.Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9.Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10.Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11.Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12.Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

13.Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14.Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15.Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16.Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17.Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18.Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19.С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20.Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21.Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить гостей на кофе.

22.Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

23.Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24.Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25.Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26.Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна.

27.Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28.При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29.Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных мне книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30.Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31.Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.


Большое спасибо за ответы!


Обработка результатов и интерпретация

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.


Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.


Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать + на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа в. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.


Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать + на вопросы 14, 15.


Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.















П риложение2

16