СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Внешнее строение листа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Внешнее строение листа"»

Тема урока : Внешнее строение листа. Практическая работа №3 «Внешнее строение листа и

распознавание простых и сложных листьев»

Цель: изучить внешнее строение листа

Задачи:

образовательная: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования и листорасположения.

развивающая: способствовать развитию активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом; продолжить формирование интеллектуальных способностей (умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, приводить доказательства).

воспитательная: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зелёным растениям.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания :

Рассказ о внутреннем строении стебля (по цепочке)

Почему полый внутри стебель тыквы нельзя назвать соломиной?

С какой стороны древесины ведут отсчёт годичных колец: снаружи внутрь или изнутри наружу? Почему?

Или тестовый контроль на 2 варианта по теме «Стебель» ( 10 мин)

  1. Усвоение новых знаний

А теперь послушайте загадку ! Отгадав её , узнаете тему нашего урока.

Сидит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Упадёт – почернеет.

Девушка скромница

За нарядом не гонится

Простое зеленое – полгода носит

А нарядное красное, чуть поносит да и бросит. (Лист)

Греческий учёный Теофраст около 300тыс лет назад задал себе вопрос: Зачем растениям листья? Неужели чтобы украшать им ветви пальм, винограда, левкоя?

Сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос

Тема:……………..

Цель:………

Сможете ли вы ответить на вопрос Теофраста сейчас : Зачем растениям листья?

1.Прочитайте фрагмент «Функции листа» § 30 учебника . Найдите ответ на вопрос.

(В тетрадь записать функции листа - фотосинтез, газообмен и транспирация)

2. Работа по инструктивным карточкам, рисунками, гербариями текстом параграфа с записью в

тетрадь:

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите рис.123 на с.142. Из каких частей состоит лист?

Зарисуйте лист и обозначьте все его части .

2.Все ли листья имеют черешок? Какие листья бывают по наличию черешка (с.143) записать в

тетрадь. Привести примеры растений. Выполните задание 1 с карточки.

3.Прочитайте фрагмент «Простые и сложные листья» (с.144-145). Запишите в тетрадь, на какие

типы могут разделяться листья по количеству листовых пластинок на черешке. Выполните

задание 2 с карточки.

4.Рассмотрите рис 131. Как на стебле могут располагаться листья?(с.147). Зарисуйте схему

расположения листьев на стебле и подпишите типы листорасположения. Приведите примеры

растений.

5.Рассмотрите рис 130. Какие типы жилкования бывают?(с.146) Запишите в тетрадь с примерами

растений. Выполните задание 3 с карточки.

3.Выполнение практ.работы №3.ОПБП

4.Физкультминутка

5. Д.з §30 .Написать синквейн на тему лист( по желанию)

6.Рефлексия: Достигли ли мы цели урока? Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

Что было сложным?

Приложение

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите рис.123 на с.142. Из каких частей состоит лист? Зарисуйте лист и обозначьте все

его части.

2.Все ли листья имеют черешок? Какие листья бывают по наличию черешка (с.143) записать в

тетрадь. Привести примеры растений. Выполните задание 1 с карточки.

3.Прочитайте фрагмент «Простые и сложные листья» (с.144-145). Запишите в тетрадь, на какие

типы могут разделяться листья по количеству листовых пластинок на черешке.

Выполните задание 2 с карточки.

4.Рассмотрите рис 131. Как на стебле могут располагаться листья? (с.147). Зарисуйте схему

расположения листьев на стебле и подпишите типы листорасположения. Приведите примеры

растений.

5.Рассмотрите рис 130. Какие типы жилкования бывают? (с.146) Запишите в тетрадь с примерами

растений. Выполните задание 3 с карточки.

6.Выполните практическую работу №3. ОПБП


Карточка с заданиями.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Какими числами на нём обозначены:

  1. листовая пластинка, 2) черешок, 3) основание листа, 4) стебель, 5) узел?



Задание 2. Рассмотрите рисунок. Определите простые и сложные листья:



Задание 3. Рассмотрите рисунок. Определите типы жилкования в предложенных листьях:






Практическая работа №3

Внешнее строение листа и распознавание простых и сложных листьев»


Цель работы: научиться распознавать и описывать простые и сложные листья, определять тип

листорасположения и жилкования.

Оборудование: коллекция комнатных растений, гербарные экземпляры различных растений.

Ход работы

1-8 баллов 1. Рассмотрите предложенные вам растения.

2. С помощью учебника определите тип листьев (с.144), тип жилкования (с.146), тип

листорасположения (с.147), характер прикрепления листьев к стеблю (с.143).

Данные занесите в таблицу:


Характеристики внешнего строения листьев

Название растения

Тип

листьев

Тип

жилкования

Тип

листорасположения

Наличие черешка







3. Опишите листья одного из растений: укажите название растения, тип листьев – простые или

сложные (если сложные, то как называются), черешковые или сидячие, с прилистниками или без

них. Опишите также форму пластинки простого листа или листочка сложного листа, характер края

и тип жилкования.

4. Зарисуйте в тетради лист рассматриваемого растения. Сделайте обозначения его частей.

5. Сделайте вывод. Каковы особенности внешнего строения листьев?


9-10 баллов. Ответьте на вопрос

Чем можно объяснить такое разнообразие форм листовых пластинок у растений?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя