Занимательный вечер
«Знакомство с наукой – химией»
Цели и задачи: Развитие интереса к предмету химия, углубление и закрепление знаний по химии, демонстрация практического значения химических процессов в окружающем мире.
Участники: учащиеся 7,8,9 классов.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 7,8,9 классов, чтобы еще раз поговорить об удивительном предмете – химии. У каждого из вас своя задача.
Семиклассники пришли познакомиться с новой для них наукой, узнать что им придется изучать в следующем учебном году.
Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого из них.
Девятиклассники, вы не просто зрители, вы должны быть готовы отвечать на вопросы, которые для вас приготовили ученики 8-х классов.
Химия – удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас, но и очень трудна. Но трудно и интересно – это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы наш ум находился в постоянном поиске, трудился. В связи с этим я хочу прочитать стихотворение М.Заболоцкого, которое как нельзя кстати подходит к нашему сегодняшнему вечеру:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1 –й ученик
Жарко здесь! Хочу я пить.
У кого б воды спросить?
2 – й ученик
Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа.
3 – й ученик
Ой, а я люблю с сиропом.
Только чтоб совсем немного!
4 – й ученик
Братцы, мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
Выходит ученик, у которого в руках большая колба с жидкостью.
5 – й ученик
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу.
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен,
Все у нас идет по плану!
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5 – й ученик наливает им то, что они просили.
5 – й ученик
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5 – й ученик
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
1 –й, 2- й,3– й,4 – й ученики
Мы знакомы с чудесами,
Их умеем делать сами!
5 – й ученик
Чудо первое свершилось?
Что в стакане находилось?
1 –й ученик
А ответ совсем простой -
Был у меня стакан пустой!
2 – й ученик: У меня в стакане сода.
3 – й ученик: Вместе с ней метилоранж.
4 – й ученик: В моем – бария хлорид.
5 – й ученик
О чем все это говорит? Угадай, 9 класс.
Мы надеемся на вас!
Не составит вам труда понять, что в колбе…
9-классники: Кислота!
5 – й ученик: Знаете, наверное, вы ее название?
9-классники: Серная.
6 – й ученик
В чудесах химических я уже остер
Без огня, без спичек разведу костер.
Наложу лучинок-дров и костер готов.
Возьму в руки ватку, спиртом намочу
На костер им капну:
Гори, раз я хочу!
Зажигает костер.
6 – й ученик
Я открою свой секрет,
Никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
Замечательную смесь.
Мы знакомы с чудесами,
Делать их умеем сами!
1 –й ученик
У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Буду задавать вопросы
8 класс, внимание!
Показывает опыт с фенолфталеином.
1 –й ученик
Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?
-Фенолфталеин!
1 –й ученик
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
В среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовусь я?
- Метилоранжевый!
1 –й ученик
Эта желтая бумажка все укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда – не изменит цвет она.
Мы за эти указанья назовем ее универсальная.
2 – й ученик
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Внимание! Будет вам задание:
На обычную дощечку наливается вода
И стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
2 – й ученик: Насыпаю в стакан соль и считаю до пяти (медленно считает).
Примерз стакан химический
Процесс…
- Эндометрический.
3 – й ученик
Все вода, снег, раствор,
Надоевший разговор.
У меня другие планы
Разожгу на сетке пламя.
Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.
3 – й ученик
Я еще не то умею,
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие
От страха все заплачете.
Не Боитесь? Ну, смотрите.
Не все сразу. Подождите.
Чтобы змеек посмотреть,
Надо хорошо прогреть,
А пока я их бужу,
Про другое расскажу.
Рассказывает одну из химических историй. Затем переходит к опыту с «черными змеями».
Спирт горит и выделяет очень много теплоты.
Соду жаром разлагает он до углекислоты.
Он обугливает сахар – вот откуда чернота.
Пузырьками раздувает сахар эта углекислота.
Все понятно? Ясно тут, змеи отчего ползут.
Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
4 – й ученик
Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.
Выходит один ученик для проведения опыта.
5 – й ученик
Оперируем без боли,
Правда будет много крови.
4 – й ученик
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте йод.
5 – й ученик: один момент! (подает)
4 – й ученик
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!
5 – й ученик
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза ни следа!
4 – й ученик
Этот опыт мы пока объяснить не можем.
В класс 9 – й перейдем, объяснение найдем!
7 – й ученик
(Выносит модель «вулкана»).
А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
Прикасается нагретой палочкой, начинается извержение вулкана.
- Тип реакции здесь какой?
- Разложение.
7 – й ученик: Кто напишет уравнение и даст разъяснение?
Выходит ученик 9 класса, который пишет уравнение и объясняет его (дихромат аммония).
1 –й ученик: Наше время истекло…
2 – й ученик: Если вы будете с увлечением относится к химии, то вы тоже очень многому сможете научиться.
Учитель: Вот и закончился наш занимательный вечер. На следующий год,7 – й класс, и вы приступите к изучению к изучению химии. И если будете учиться с увлечением, сможете повторить и объяснить увиденные сегодня «чудеса».