Мы прославляем
КАРАВАЙ…

Донецкая Народная Республика
Амвросиевский район
Войковская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней
ПРОСЛАВЛЯЕМ
КАРАВАЙ!
Черненко Инна Николаевна
учитель начальных классов
Войковская общеобразовательная
школа І – ІІІ ступеней
специалист 9 разряда
старший учитель
2015 год
Цели мероприятия:
Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к труду хлеборобов.
Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
Оформление: на вышитом полотенце, каравай, солонка, изделия из муки (призы) ; стенд, оформленный рисунками,поделками детей о хлебе. По краям сцены стоят снопы из соломы с колосками. Около сцены стоит большой круглый стол. Экран во всю сцену, на нём название праздника – презентация.
Оборудование: проектор, презентация, картинки с этапами полевых работ, из плотного картона изготовляются плуг и борона, серпы.
Ход утренника

Сцена №1.
(звучит музыка «Утро» Э. Грига)
На фоне музыки и презентации на весь экран сцены читается текст, лучше аудиозапись, и выполняется танец – инсценирование.
Колоски – веночки – ленточки с колосками. Чтение былины, девочки и мальчики - колоски сидят
Как на зорьке, да на утренней под музыку появляется солнышко
Просыпалось красно солнышко, поют птицы, петухи.
Поднималось оно да над полюшком.
Земля - матушка встрепенулася,
Пробудившись голосами птичьими.
Выходил хлебопашец, крестьянский сын. ( Выходит мальчик в крестьянской одежде.)
В поле чистое, в поле широкое.
Поклонился он земле матушке
И сказал таковы слова: ( хлебопашец кланяется полю и говорит )
Земле
Здравствуй, милая мать Земля моя,
Величавая мать - кормилица.
Разреши ты мне хлеб посеяти,
Хлеб посеяти, да и вырастить.
Как на зорьке, да на утренней
Выходил кормилец в поле чистое, ( 2 мальчика идут с плугом и бороной)
В поле чистое, благодатное. (2 мальчика бросают зерна)
Он пахал, боронил землю родючую
И бросал в неё зёрна спелые.
Солнце яркое пробудилося,
Землю - матушку разогрело всю.
Ветер дождь пригнал,
Напоил водой,
И пошли расти хлеба буйные,( дети - колоски постепенно поднимают руки)
Хлеба буйные, золотистые.
Поднималися, колосилися ( дети колоски поднимаются )
И тянулись они к ясну солнышку. (тянутся к солнышку показывают)
Обдувал их ветер северный, ( как ветер обдувает колоски передвигаются)
Пригибал к земле сильным дождичком. ( и пригибаются к земле.)
Но стоят они, не шелохнутся,
Умножают силушку и мудрость человеческую.
Выходил кормилец в страду жаркую, ( выходят мальчики – хлебопашцы)
Убирал он хлебушко душистое. ( серпами убирают колоски)
А потом зёрна крупные ( вязали в снопы)
Превращал он в муку пшеничную. (жернова мелют муку)
Ведущий:
- Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний, ведь появился он свыше 15 тыс. лет назад… Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!». СЛАЙД 1
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Ведущая:
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ! СЛАЙД 2

Ведущий:
А теперь мы приглашаем вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно.
Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Итак, отправляемся в путь! СЛАЙД 3
Станция Историческая.
На этой станции можно услышать много легенд и преданий.
Ведущая:
Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста.
Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
Ученик:
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий: Мы прибываем на следующую станцию:

Станция Как хлеб на стол пришёл. СЛАЙД 4
- Вы узнаете, как приходит хлеб на стол!
Весна. Поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.
Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»
Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
С утра и до глубокой ночи идёт уборка хлеба, чтобы не потерять ни зёрнышка.
Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно.
Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку. Раньше мельницы выглядели так. А сейчас на мельницах современное оборудование.
Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах. А уж на заводе пекут хлеб.
На специально оборудованной машине везут хлеб в магазин. А там мы покупаем наш хлебушек.
Ведущая: Сейчас давайте проверим внимательно ли вы смотрели фильм. Поиграем в игру «Своё место»
Условия игры:
1 вариант игры: На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.
ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ
ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА
2 вариант игры: Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
Ведущий: следующая станция 
Станция Аукцион хлебобулочных изделий СЛАЙД 19
Игра «Аукцион».
Условия игры: ребята по цепочке называют хлебобулочные изделия. Но кто последним назовёт - тот выигрывает приз (приз - связка баранок).
Ведущая: Вы назвали много хлебобулочных изделий, а сейчас посмотрим на экран и увидим, какие изделия можно получить из муки. СЛАЙД 20-23
Ведущий: Мы приближаемся к
Станции «Хлеб военных лет» СЛАЙД 24
Ведущая: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку. СЛАЙД 25
Ученик:
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды. ( А.Морозов)
Ведущая:
В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Ведущий: Показывает кусочек хлеба весом125 гр.
Прослушайте песню Л.Зыкиной «Хлеб всему голова»
Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб, и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.
Игра «Четвертый лишний»
Условия игры: приглашается несколько учеников из каждого класса (1-4). Они получают буквы, из которых должны составить слова. Зрители находят лишнее слово.
ЛИБЫН (блины)
ФЕЗРИ (зефир)
РОПИЖКО (пирожок)
АВТУШРАК (ватрушка)
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Мы прибываем на станцию:

Станция Бережливых СЛАЙД 26
Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. СЛАЙД 27
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Булка"
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущий: О хлебе есть много пословиц. Вот некоторые из них (хоровое чтение пословиц). СЛАЙД 28
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
Подведение итогов и награждение за конкурсы рисунков и поделок.
СЛАЙД 29
Ведущая: В течении предметной недели проходили конкурсы поделок и рисунков. Спасибо всем ребятам , принявшим в них участие. А сегодня хочется отметить лучшие работы.
Ведущий: (держит хлеб – соль.) СЛАЙД 30
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
НЕ жалел труда и сил!
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Ведущая вручает хлеб гостям праздника. Звучит песня «Про хлеб»
Ученики подходят и отламывают кусочек каравая.
1-й чтец: Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб».
2-й чтец: Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб».
3-й чтец: Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб».
4-й чтец: Тесно кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».
5-й чтец: Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
Ведущий: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового, хлеба?
1-й ученик:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик:
Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
- Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
1-й ученик:
У народа есть слова: «
Хлеб – всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Использованная литература:
Ф.В. Владимиров «Земля на зернышке стоит» Москва «Детская литература»1984
А. В. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка» Москва «Детская литература» 1990
Коллектив авторов «Хлебосол» (стихи, сказки, пословицы, традиции)
Т. А. Шарыгина «Беседы о хлебе» Сфера 2016
Ru.wikipedia.org
www/prohleb/ru
Приложение
*1*
Бабушка: Внуки, внучики, внучата,
Не шкварчите, как скворчата!
Отвечайте на вопрос:
Что щекочет сладко нос?
Что душисто, точно хмель?
Это, дети, кара...
Дети: Карамель!
Бабушка: Нет, скворцы, не карамель.
*2*
Бабушка: Внуки, внучики, внучата,
Не галдите, как галчата!
Отвечайте, дети, прямо:
Кто пригожий и румяный?
Чей нести приятно груз?
Это, дети, кара...
Дети: Карапуз!
Бабушка: Нет, птенцы, не карапуз.
*3*
Бабушка: Внуки, внучики, внучата,
Не частите, как чижата!
С кем – признайтесь-ка мне лучше –
За едой вы неразлучны?
Для кого, садясь на стул,
Вы кричите: “Кара...”
Дети: Караул!
Бабушка: Нет, чижи, не караул.
*4*
Бабушка: Внуки, внучики, внучата,
Не стрекочьте, как стрижата!
Расскажите увлеченно:
Что бывает круглым, черным
И за что премного дашь?
Это, дети, кара...
Дети: Карандаш!
Бабушка: Нет, стрижи, не карандаш.
*5*
Бабушка: Внуки, внучики, внучата,
Не ворчите, воробьята!
Расскажите мне с запалом:
Что как холм и пышет жаром?
В чьих же крошках, как в песку, мы?
Это, дети, кара...
Дети: Каракумы!
Бабушка: Нет, птенцы, не Каракумы.
*6*
Бабушка: Птички, птенчики, скворчата,
Не молчите же, внучата!
Ну, ответьте: что как май
Гай китай сарай трамвай?
Это, дети, кара...
Дети: Каравай!
Бабушка: Верно, дети, каравай!
Инсценировка стихотворения Т. Коломиец “Праздник каравая”.
Учитель: К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим
Все на свете угостим
Вкруг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Каравай: (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети.)
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Входит пекарь, становится рядом с караваем.
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Выходит хлебопашец в русском национальном костюме.
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Выходит рабочий (в комбинезоне), становится рядом с хлебопашцем.
Пекарь: Слава урожаю в зернах!
Мельник: Слава караваю на столах!
Хлебопашец: Слава, слава дружным рукам!
Рабочий: Слава, слава труженикам!
Все дети выстраиваются полукругом. Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах.
Девочка: Человек привык трудиться.
Люди пашут, сеют, жнут!
Мальчик: В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд!
Аннотация
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю, со знания его истории, уважения к землякам. Я живу в сельской местности, работаю в сельской школе, мой сын хлебороб. Родители моих учеников выращивают хлеб, это чудо земли, которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но, к сожалению, приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий. Дети не видят себя в будущем сидящими на комбайне, работающими на элеваторе. Считаю, что воспитание бережного отношения к хлебу, воспитания уважения к хлеборобским профессиям становится все более актуальными.

