Лермонтов
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Часто так бывает, что талантливый, а тем более гениальный, человек талантлив не в одной только области. Вот и Михаил Юрьевич Лермонтов, который известен у нас, конечно же, прежде всего, как поэт, был также одарённым математиком, музыкантом и художником. И если до нас дошли лишь отдельные отзывы о его умении решать сложные математические задачи, есть воспоминания и о том, что Лермонтов исполнял на скрипке сложнейшие произведения и, вроде бы, даже сам сочинял музыку, то о Лермонтове-художнике мы знаем значительно больше.
(Слайд 1.)
Перед вами автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг. Поэт изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка, в бурке и с шашкой на фоне Кавказских гор. И хотя искусствоведы найдут в этой работе массу изъянов – неестественный изгиб руки, держащей шашку, идеализацию образа и т.д., всё же на этом портрете мы видим того Лермонтова, которого представляем себе, читая его произведения.
(слайд 2.)
Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего детства, едва ли не раньше, чем писать стихи. По рассказам С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт зеленым сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом. На самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунком – в левой.
(слайд 3.)
Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов берёт уроки рисования и живописи у Александра Степановича Солоницкого. Сохранились несколько учебных рисунков будущего поэта, например, «Мадонна с младенцем» - ученическая копия с гравюры, а также картина маслом «Андрей Первозванный» (1828). Эти произведения хранятся в музее-заповеднике “Тарханы”. А.С. Солоницкий – пансионский преподаватель рисования, художник-акварелист, при обучении основное внимание уделял следованию натуре, что впоследствии нашло отражение не только в живописном и графическом, но и в литературном творчестве Лермонтова. У юного поэта установились доверительные отношения с его учителем рисования.
Позднее Лермонтов стал часто делать рисунки в письмах к тётушкам, “кузинам”.
(слайд 4)
В Петербурге в 1835-1836 гг. Лермонтов продолжил занятия живописью и рисованием. Его учителем стал Пётр Ефимович Заболотский – художник, друг О.А. Кипренского и Б.И. Орловского, автор широко известного портрета М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. Он считал Лермонтова способным учеником и хорошо отзывался о его живописных работах. Впрочем, многие современники поэта отмечали, что Лермонтов был одарён талантом живописца, и, если бы не стал поэтом, то мог бы быть профессиональным художником. Лермонтов умел сочетать в себе то и другое, эти два вида творчества были у него неразделимы.
«...говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, — писала, - А. М. Верещагина в 1835 г. — Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна»
(слайд 5)
Вообще, на Лермонтова графика и живописца Рембрандт оказал значительное влияние.
Картина «Предок Лерма» (1833), написана с использованием характерных рембрандтовских тонов. Интересна история создания этой картины, принадлежавшей другу Лермонтова Алексею Александровичу Лопухину (брату Вареньки), рассказанная его сыном Александром Алексеевичем: Лермонтов «…однажды до поздней ночи работал над разрешением какой-то задачи, которое ему не удавалось, и утомлённый заснул над ней. Тогда ему приснился человек, изображённый на прилагаемом полотне, который помог ему разрешить задачу. Лермонтов проснулся, изложил решение на доске и под свежим впечатлением мелом и углём нарисовал портрет приснившегося ему человека на штукатурной стене его комнаты…». При ремонте дома штукатурка осыпалась, и Алексей Лопухин очень сожалел о пропавшем портрете. Лермонтов, узнав об этом , прислал ему из Санкт-Петербурга портрет приснившегося ему человека, изображённый маслом на холсте. Шутя он утверждал, что это его предок – испанский герцог Лерма (тогда поэт считал, что его род происходит из Испании, что нашло отражение и в его поэтическом творчестве, например – драме «Испанцы»). Вглядевшись в портрет, можно заметить в изображённом человеке черты лица самого поэта.
(слайд 6)
Влияние Рембранта можно проследить посмотрев на акварель М.Ю. Лермонтова, изображающую Эмилию – героиню драмы «Испанцы» (возможно, на акварели изображена Варенька Лопухина)
Слайды 7-34
Шаржи и карикатуры
Но особую известность в светских кругах ему принесли карикатуры, сыгравшие печальную роль в его жизни. Интересны воспоминания Н.А. Огарёвой-Тучковой о том, как «бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук …стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе…». Как известно, одним из формальных предлогов к вызову Лермонтова на дуэль Мартыновым послужили карикатурные изображения последнего.
Лермонтов проявил себя незаурядным карикатуристом. Он высмеивал различные проявления пошлости, которые видел в других, но мог не пощадить и себя. Так, например, он всегда подшучивал над своей «армейской наружностью», которой наградила его судьба, изображал себя то горбуном (намёк на некоторую сутулость), то подчёркивал свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.
Русский генерал, комендант Санкт-Петербурга Григорий Андреевич Захаржевский не пользовался большой популярностью. А.О Смирнова-Россет в своих воспоминаниях вскользь упоминает «петербургского коменданта, толстого, очень неуклюжего и скучного». А.А Суворов вспоминал, что «полковник Захаржевский был чрезвычайно толст и неповоротлив и на учениях всегда боялся марш-маршей». Также известна карикатура М.Ю. Лермонтова на Захаржевского «Поспешает на тревогу», нарисованная поэтом в 1841 году (оригинал хранится в Пушкинском доме).
Пейзажи
Хороши и его пейзажи. Если судить по письмам поэта, он любил рисовать и рисовал часто. Так, находясь на Кавказе во время своей первой ссылки, он “снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал” и привез с собой “порядочную коллекцию” (письмо С.А. Раевскому из Тифлиса осенью 1837 г.). Вернувшись в Санкт-Петербург он пишет по этим зарисовкам картины маслом, а из рисунков около двадцати дарит своему учителю П.Е. Заболотскому, друзьям и знакомым. Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
Рисунки, зарисовки
Рисунки, картины, наброски в рукописях – все это было формой выражения его творческого дара, также как стихи и проза. Изобразительное творчество Лермонтова нельзя рассматривать отдельно от литературного, они составлены в единое целое гением великого писателя», - пишет В.В. Афанасьев.
Лермонтов-художник владел, как мы уже видели, разной техникой (живопись маслом, акварель, графика), прекрасно строил композицию, хорошо передавал динамику, очень любил и прекрасно рисовал лошадей. Обилие коней в изобразительном наследии Лермонтова (они присутствуют также и во многих пейзажах) объясняется жизненными условиями. Тогда это был почти единственный вид транспорта; лейб-гвардии гусар ежедневно занимался своей лошадью, подобно всем кавалеристам в гусарских, уланских, кирасирских и кавалергардских полках. На Кавказе поэт увидел, какую огромную роль играет конь в жизни горца.
Военная тематика
Военная тематика преобладает среди акварелей и рисунков Лермонтова в альбомах и отдельных листках.
Портреты
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранилось множество портретов.
Жанровые сцены
Светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни, Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках.
Иллюстрации
Иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова
М.Ю. Лермонтов оставил после себя не только гениальные литературные сочинения, но и богатое художественное наследие. До нашего времени дошло далеко не всё, что он нарисовал: 13 картин маслом, 44 акварели, более 400 рисунков, включая рисунки в рукописях, альбомах и четыре оттиска с кавказскими сюжетами, выполненные с литографского камня.
(Слайд 35)
Закончить наш небольшой рассказ о Лермонтове-художнике хотелось бы стихотворением В.Я. Лазарева «Рисунки Лермонтова».
Рисунки Лермонтова – в них
Такая лёгкость и паренье!
Вот Пятигорск, вот Валерик.
Вершины, горские строенья,
Что к облакам вознесены.
Пейзажа облик своенравный,
Где линии обнажены,
Ущелья и полёт Арагвы…
Пером рисунки и углём.
И быстрый взгляд, и постиженье
Вселенской тайны, и во всём
Неуловимое движенье.
Кто знает, может быть, пока
Чертила контуры рука,
В его душе порыв высокий
Рождал светящиеся строки,
Летящие, как облака.