СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по Лермонтову

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия к 200-летию М.Ю.Лермонтова

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Часто так бывает, что талантливый, а тем более гениальный, человек талантлив не в одной только области. Вот и Михаил Юрьевич Лермонтов, который известен у нас, конечно же, прежде всего, как поэт, был также одарённым математиком, музыкантом и художником. 

Просмотр содержимого документа
«задание»

А сейчас давайте поделимся на 4 группы для небольших соревнований

Задание 1.

И мечта, и дума поэта часто останавливались на облаках: постоянно в его строках встречаешь: облако, облачко, тучу, тучки, особенно «тучки» с нежностью. Каких только эпитетов он им ни придавал?

Назовите эти эпитеты

Ответ: молодая, золотая, светлая, серая, черная, лиловая туча;

Облака белые, синие, дымные, седые, румяные, багряные, огненные, косматые, вольные, легкие, разорванные, угрюмые, послушные, неуловимые, зловещие и ревнивые.

Поэт отмечает их края-кудри, лоскуты, обрывки, толпы, цепи, караваны, стаи, стада облаков.

Они у него бродят, вьются, бегут, летят, мчатся, отважно и спокойно плывут, тихо и грозно ползут.

Задание 2.

А теперь представьте палитру красок, которые использовал в своих произведениях Лермонтов.

Ярко-голубой, ярко-оранжевый, бирюзовый – в основной воздушные, прозрачные, блестящие цвета: например, белый с голубым, голубой с золотым.



Задание 3.

А вот если бы вам сейчас пришлось иллюстрировать следующее стихотворение:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Тогда смиряется души моей тревога.

Тогда расходятся морщинки на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…



Задание 4.

Я думаю, что вы внимательно посмотрели картины. Сейчас я предлагаю собрать вам пазл одной из картин Лермонтова и озвучить ее название.

Пейзаж с двумя березами. (1828-1832 гг.)

Задание 5. На интерактивной доске.

Просмотр содержимого документа
«урок по Лермонтову»

Лермонтов


В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Часто так бывает, что талантливый, а тем более гениальный, человек талантлив не в одной только области. Вот и Михаил Юрьевич Лермонтов, который известен у нас, конечно же, прежде всего, как поэт, был также одарённым математиком, музыкантом и художником. И если до нас дошли лишь отдельные отзывы о его умении решать сложные математические задачи, есть воспоминания и о том, что Лермонтов исполнял на скрипке сложнейшие произведения и, вроде бы, даже сам сочинял музыку, то о Лермонтове-художнике мы знаем значительно больше.

(Слайд 1.)

Перед вами автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг. Поэт изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка, в бурке и с шашкой на фоне Кавказских гор. И хотя искусствоведы найдут в этой работе массу изъянов – неестественный изгиб руки, держащей шашку, идеализацию образа и т.д., всё же на этом портрете мы видим того Лермонтова, которого представляем себе, читая его произведения.


(слайд 2.)

Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего детства, едва ли не раньше, чем писать стихи. По рассказам С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт зеленым сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом. На самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунком – в левой.


(слайд 3.)

Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов берёт уроки рисования и живописи у Александра Степановича Солоницкого. Сохранились несколько учебных рисунков будущего поэта, например,  «Мадонна с младенцем» - ученическая копия с гравюры, а также картина маслом «Андрей Первозванный» (1828). Эти произведения хранятся в музее-заповеднике “Тарханы”. А.С. Солоницкий – пансионский преподаватель рисования, художник-акварелист, при обучении основное внимание уделял следованию натуре, что впоследствии нашло отражение не только в живописном и графическом, но и в литературном творчестве Лермонтова. У юного поэта установились доверительные отношения с его учителем рисования.

Позднее Лермонтов стал часто делать рисунки в письмах к тётушкам, “кузинам”.



(слайд 4)

В Петербурге в 1835-1836 гг. Лермонтов продолжил занятия живописью и рисованием. Его учителем стал Пётр Ефимович Заболотский – художник, друг О.А. Кипренского и  Б.И. Орловского, автор широко известного портрета М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. Он считал Лермонтова способным учеником и хорошо отзывался о его живописных работах. Впрочем, многие современники поэта отмечали, что Лермонтов был одарён талантом живописца, и, если бы не стал поэтом, то мог бы быть профессиональным художником. Лермонтов умел сочетать в себе то и другое, эти два вида творчества были у него неразделимы.

«...говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, — писала, - А. М. Верещагина в 1835 г. — Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна»


(слайд 5)

Вообще, на Лермонтова графика и живописца Рембрандт оказал значительное влияние. 

Картина «Предок Лерма» (1833), написана с использованием характерных рембрандтовских тонов. Интересна история создания этой картины, принадлежавшей другу Лермонтова Алексею Александровичу Лопухину (брату Вареньки), рассказанная его сыном  Александром Алексеевичем: Лермонтов «…однажды до поздней ночи работал над разрешением какой-то задачи, которое ему не удавалось, и утомлённый заснул над ней. Тогда ему приснился человек, изображённый на прилагаемом полотне, который помог ему разрешить задачу. Лермонтов проснулся, изложил решение на доске и под свежим впечатлением мелом и углём нарисовал портрет приснившегося ему человека на штукатурной стене его комнаты…». При ремонте дома штукатурка осыпалась, и Алексей Лопухин  очень сожалел о пропавшем портрете. Лермонтов, узнав об этом , прислал ему из Санкт-Петербурга портрет приснившегося ему человека, изображённый маслом на холсте. Шутя он утверждал, что это  его предок – испанский герцог Лерма (тогда поэт считал, что его род происходит из Испании, что нашло отражение и в его поэтическом творчестве, например – драме «Испанцы»). Вглядевшись в портрет, можно заметить в изображённом человеке черты лица самого поэта.

(слайд 6)

Влияние Рембранта можно проследить посмотрев на акварель М.Ю. Лермонтова, изображающую Эмилию – героиню драмы «Испанцы» (возможно, на акварели изображена Варенька Лопухина)




Слайды 7-34

Шаржи и карикатуры


Но особую известность в светских кругах ему принесли карикатуры, сыгравшие печальную роль в его жизни. Интересны воспоминания Н.А. Огарёвой-Тучковой о том, как «бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук …стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе…». Как известно, одним из формальных предлогов к вызову Лермонтова на дуэль Мартыновым послужили карикатурные изображения последнего.


Лермонтов проявил себя незаурядным карикатуристом. Он высмеивал различные проявления пошлости, которые видел в других, но мог не пощадить и себя. Так, например, он всегда подшучивал над своей «армейской наружностью», которой наградила его судьба, изображал себя то горбуном (намёк на некоторую сутулость), то подчёркивал свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.



Русский генерал, комендант Санкт-Петербурга Григорий Андреевич Захаржевский не пользовался большой популярностью. А.О Смирнова-Россет в своих воспоминаниях вскользь упоминает «петербургского коменданта, толстого, очень неуклюжего и скучного». А.А Суворов  вспоминал, что «полковник Захаржевский был чрезвычайно толст и неповоротлив и на учениях всегда боялся марш-маршей». Также известна карикатура М.Ю. Лермонтова   на Захаржевского «Поспешает на тревогу», нарисованная поэтом в  1841 году (оригинал хранится в Пушкинском доме).



Пейзажи


Хороши и его пейзажи. Если судить по письмам поэта, он любил рисовать и рисовал часто. Так, находясь на Кавказе во время своей первой ссылки, он “снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал” и привез с собой “порядочную коллекцию” (письмо С.А. Раевскому из Тифлиса осенью 1837 г.). Вернувшись в Санкт-Петербург он пишет по этим зарисовкам картины маслом, а из рисунков около двадцати дарит своему учителю П.Е. Заболотскому, друзьям и знакомым. Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.




Рисунки, зарисовки


Рисунки, картины, наброски в рукописях – все это было формой выражения его творческого дара, также как стихи и проза. Изобразительное творчество Лермонтова нельзя рассматривать отдельно от литературного, они составлены в единое целое гением великого писателя», - пишет В.В. Афанасьев.


Лермонтов-художник владел, как мы уже видели,  разной техникой (живопись маслом, акварель, графика), прекрасно строил композицию, хорошо передавал динамику, очень любил и прекрасно рисовал лошадей. Обилие коней в изобразительном наследии Лермонтова (они присутствуют также и во многих пейзажах) объясняется жизненными условиями. Тогда это был почти единственный вид транспорта; лейб-гвардии гусар ежедневно занимался своей лошадью, подобно всем кавалеристам в гусарских, уланских, кирасирских и кавалергардских полках. На Кавказе поэт увидел, какую огромную роль играет конь в жизни горца.



Военная тематика

Военная тематика преобладает среди акварелей и рисунков Лермонтова в альбомах и отдельных листках.


Портреты

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранилось множество портретов.


Жанровые сцены

Светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни, Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках.


Иллюстрации

Иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова



М.Ю. Лермонтов оставил после себя не только гениальные литературные сочинения, но и богатое художественное наследие. До нашего времени дошло далеко не всё, что он нарисовал: 13 картин маслом, 44 акварели, более 400 рисунков, включая рисунки в рукописях, альбомах и четыре оттиска с кавказскими сюжетами, выполненные с литографского камня.







(Слайд 35)

Закончить наш небольшой рассказ о Лермонтове-художнике хотелось бы стихотворением В.Я. Лазарева «Рисунки Лермонтова».

 

Рисунки Лермонтова – в них

Такая лёгкость и паренье!

Вот Пятигорск, вот Валерик.

Вершины, горские строенья,

Что к облакам вознесены.

Пейзажа облик своенравный,

Где линии обнажены,

Ущелья и полёт Арагвы…

Пером рисунки и углём.

И быстрый взгляд, и постиженье

Вселенской тайны, и во всём

Неуловимое движенье.

Кто знает, может быть, пока

Чертила контуры рука,

В его душе порыв высокий

Рождал светящиеся строки,

Летящие, как облака.


Просмотр содержимого презентации
«Лермонтов»

М.Ю. Лермонтов   Автопортрет. 1827-1828гг.

М.Ю. Лермонтов

Автопортрет. 1827-1828гг.

М.Ю. Лермонтов в детстве.  Неизв. художник, 1817-18 гг.

М.Ю. Лермонтов в детстве. Неизв. художник, 1817-18 гг.

«Мадонна с младенцем» «Андрей Первозванный» Ученические работы М.Ю.Лермонтова

«Мадонна с младенцем»

«Андрей Первозванный»

Ученические работы М.Ю.Лермонтова

Предок «Лерма»

Предок «Лерма»

Она не гордой красотою  Прельщает юношей живых,  Она не водит за собою  Толпу вздыхателей немых,  И стан её не стан богини,  И грудь волною не встает,  И в ней никто своей святыни,  Припав к земле, не признает,  Однако все ее движенья,   Улыбки, речи и черты  Так полны жизни, вдохновенья,  Так полны чудной простоты.  Но голос душу проникает,  Как вспоминанье лучших дней,  И сердце любит и страдает,  Почти стыдясь любви своей.  Эмилия – героиня драмы «Испанцы». (В.А. Лопухина?)   Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено это стихотворение, – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова -Алексея Лопухина.

Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых, И стан её не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает, Однако все ее движенья,  Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.

Эмилия – героиня драмы «Испанцы».

(В.А. Лопухина?)

Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено это стихотворение, – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова -Алексея Лопухина.

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:   Карикатуры и шаржи Военная тематика Рисунки и наброски Иллюстрации Жанровые сцены Портреты Пейзажи

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

Карикатуры и шаржи

Военная тематика

Рисунки и наброски

Иллюстрации

Жанровые сцены

Портреты

Пейзажи

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-41 гг.

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-41 гг.

Русские гусары в наступлении на Варшаву 7 сентября 1831 г.

Русские гусары в наступлении на Варшаву 7 сентября 1831 г.

Эпизод из сражения при Валерике.   Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным.   1840 г.

Эпизод из сражения при Валерике.  Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным.  1840 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году) 1834-35 гг.

Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году) 1834-35 гг.

Тройка у постоялого двора. Карандаш. 1832—34.

Тройка у постоялого двора. Карандаш. 1832—34.

Типы крестьян (наброски). Карандаш. 1832—1834 гг.

Типы крестьян (наброски). Карандаш. 1832—1834 гг.

Наброски

Наброски

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832—1834 гг. Юнкер Л.Н.Хомутов. Карандаш. 1832—1834 гг.

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832—1834 гг.

Юнкер Л.Н.Хомутов.

Карандаш. 1832—1834 гг.

Зарисовки военных (шаржи). Карандаш. 1832—1834 гг.

Зарисовки военных (шаржи). Карандаш. 1832—1834 гг.

Автошарж Лермонтова

Автошарж Лермонтова

Карикатура на Г. Захаржевского «Поспешает на тревогу»

Карикатура на Г. Захаржевского «Поспешает на тревогу»

Горец. Черкес.

Горец.

Черкес.

Молодая женщина и старуха. Итальянский карандаш.  1835—36.

Молодая женщина и старуха. Итальянский карандаш. 1835—36.

Столыпин А.А. в костюме курда Неизвестный молодой человек в синем

Столыпин А.А. в костюме курда

Неизвестный молодой человек

в синем

Пейзаж с двумя березами. Акварель  1828 -1832 г.

Пейзаж с двумя березами. Акварель 1828 -1832 г.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.1837 г.
  • Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.1837 г.
До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же.

До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же.

  • Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838 г.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)

Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.

Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.  Автолитография, раскрашенная акварелью.  1837-1838 гг.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837-1838 гг.

Вид Тифлиса. Масло.1837 г.

Вид Тифлиса. Масло.1837 г.

Крестовый перевал. Масло.1837- 1838 гг.

Крестовый перевал. Масло.1837- 1838 гг.

Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.

Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.   Акварель 1835 г.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.  Акварель 1835 г.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева «Аммалат-Бек». Перо, чернила. 1832—1834 гг.

Иллюстрация к повести А. А. Бестужева «Аммалат-Бек».

Перо, чернила. 1832—1834 гг.

Морской вид с парусной лодкой  (1828-1831)  Парус   Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране  далекой?  Что кинул он в краю родном?..   Играют волны - ветер свищет,  И мачта гнется и скрипит...  Увы! он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей  лазури,  Над ним луч солнца золотой...  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!

Морской вид с парусной лодкой (1828-1831)

Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране

далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей

лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Рисунки Лермонтова – в них Такая лёгкость и паренье! Вот Пятигорск, вот Валерик. Вершины, горские строенья, Что к облакам вознесены. Пейзажа облик своенравный, Где линии обнажены, Ущелья и полёт Арагвы… Пером рисунки и углём. И быстрый взгляд, и постиженье Вселенской тайны, и во всём Неуловимое движенье. Кто знает, может быть, пока Чертила контуры рука, В его душе порыв высокий Рождал светящиеся строки, Летящие, как облака. В.Я.Лазарев «Вадимов лист».

Рисунки Лермонтова – в них

Такая лёгкость и паренье!

Вот Пятигорск, вот Валерик.

Вершины, горские строенья,

Что к облакам вознесены.

Пейзажа облик своенравный,

Где линии обнажены,

Ущелья и полёт Арагвы…

Пером рисунки и углём.

И быстрый взгляд, и постиженье

Вселенской тайны, и во всём

Неуловимое движенье.

Кто знает, может быть, пока

Чертила контуры рука,

В его душе порыв высокий

Рождал светящиеся строки,

Летящие, как облака.

В.Я.Лазарев

«Вадимов лист».