ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЯЩИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15
ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»
РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Права маленького гражданина»
Подготовила:
учитель начальных классов
Роговая В. В.
Цели: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; дать определения понятиям «декларация», «конвенция»;
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.
2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход мероприятия:
I. Мини-лекция
Как у всех других людей
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды
Это помнить взрослым надо.
Детям с самого рождения
Требуется уважение.
Дорогие ребята, 20 ноября люди всего мира будут отмечать Международный день прав ребенка, ведь права есть не только у взрослых, но и вас - детей. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка.
Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление)– международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы.
Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция – (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств.
20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
1. Ваши права
- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.
- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
- Остановимся на Праве на имя при рождении
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна. (С.Маршак)
-Что значит для человека имя ? С каким именем ребенок проживет всю жизнь? Этими вопросами всегда задавались люди.
Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. (Дети хором называют каждый свое имя . Можно – мальчики, девочки) Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ .
-Как он называется? (свидетельство о рождении)
Это первый документ ребенка!
Там записаны имена и ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.
-Послушайте стихотворение …
Детский доктор утром рано
Надевает свой халат,
Руки моет он под краном,
В кабинет зовет ребят.
А потом в жару и холод,
Словно доктор Айболит,
Через весь огромный город
Врач по вызову спешит.
Не страшны нам грипп, ангина,
ОРЗ, ветрянка, корь,
Врач – служитель медицины
Победит любую хворь!
Вы, догадались о чем пойдет речь? Правильно, о Праве на медицинскую помощь.
Вы праве требовать, чтобы врач вас лечил. Какой литературный герой поможет нам в этом разобраться? (Айболит .К.Чуковский «Добрый доктор Айболит…»)
Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить своё здоровье?
(Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!)
-Разгадайте этот ребус
7я
О каком праве мы будем говорить? – О Праве на семью. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье.
Продолжите пословицы о семье…
Человек без семьи, (что дерево без плодов). Семьёй дорожить —( счастливым быть). При солнышке тепло, (при матери добро). Не нужен и клад, (когда в семье лад). Кто родителей почитает ,( тот вовек не погибает). Дерево держится корнями, (а человек семьей). Везде хорошо, (но дома, всё же, лучше). В дружной семье (даже в холод тепло).
2. Игра «Вспомни, кто из героев сказки лишен следующих прав
1. Право на жизнь («Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»)
2. Право на неприкосновенность жилища («Теремок», «Три поросенка» , «Заюшкина избушка» )
3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка», «Золушка» )
4. Право жить и воспитываться в семье («Кошкин дом»,«Морозко» )
5. Право на отдых и досуг («Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Двенадцать месяцев»)
7. Право на свободное перемещение. («Маша и медведь»)
- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение .
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать,
И всем ребятам надо знать,
Тогда была бы благодать.
II. Обязанности детей.
«Ваши обязанности»
1.Хорошо учиться.
2. Соблюдать правила и нормы поведения в школе, дома и в общественных местах.
3.Уважать своих родителей.
4. Уважать своих учителей, воспитателей и всех сотрудников школы.
5. Доброжелательно относиться к друг другу.
6. Бережно относиться к школьному оборудованию.
7.Выпролнять требования школы.
1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».
- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)
Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Ситуация 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.
Ситуация 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
III. Заключение.
Вас учат в школе и дома быть честными, законопослушными, верными дружбе и проявлять уважение к другим людям. Но в жизни мы убеждаемся, что некоторые люди живут по другим моральным принципам. Перед вами стоит выбор какой путь выбрать.
Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!