СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Права маленького гражданина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; дать определения понятиям «декларация», «конвенция»;

Задачи. 1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей. 2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей. 2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Права маленького гражданина»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯЩИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15

ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»



РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Права маленького гражданина»





Подготовила:

учитель начальных классов

Роговая В. В.



Цели: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; дать определения понятиям «декларация», «конвенция»;

Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.
2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход мероприятия:

I. Мини-лекция

Как у всех других людей

Есть права у малышей,

Мысли есть свои и взгляды

Это помнить взрослым надо.

Детям с самого рождения

Требуется уважение.

Дорогие ребята, 20 ноября люди всего мира будут отмечать Международный день прав ребенка, ведь права есть не только у взрослых, но и вас - детей.  Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. 

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление)– международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы

Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. 

Конвенция –  (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств.


20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

1. Ваши права

- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении. 

Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Остановимся на Праве на имя при рождении 

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна. (С.Маршак)

-Что значит для человека имя ? С каким именем ребенок проживет всю жизнь? Этими вопросами всегда задавались люди.

Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. (Дети хором называют каждый свое имя . Можно – мальчики, девочки) Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ .

-Как он называется? (свидетельство о рождении)

Это первый документ ребенка!

Там записаны имена и ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

 -Послушайте стихотворение …

Детский доктор утром рано

 Надевает свой халат,

 Руки моет он под краном,   

 В кабинет зовет ребят.



 А потом в жару и холод,

 Словно доктор Айболит,

 Через весь огромный город

 Врач по вызову спешит.

 

 Не страшны нам грипп, ангина,

 ОРЗ, ветрянка, корь,

 Врач – служитель медицины

 Победит любую хворь!

Вы, догадались о чем пойдет речь? Правильно, о Праве на медицинскую помощь.

Вы праве требовать, чтобы врач вас лечил. Какой литературный герой поможет нам в этом разобраться? (Айболит .К.Чуковский «Добрый доктор Айболит…»)

Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить своё здоровье?

(Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!)

-Разгадайте этот ребус

О каком праве мы будем говорить? – О Праве на семью. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье.

Продолжите пословицы о семье…

Человек без семьи, (что дерево без плодов). Семьёй дорожить —( счастливым быть). При солнышке тепло, (при матери добро). Не нужен и клад, (когда в семье лад). Кто родителей почитает ,( тот вовек не погибает). Дерево держится корнями, (а человек семьей). Везде хорошо, (но дома, всё же, лучше). В дружной семье (даже в холод тепло).

2. Игра «Вспомни, кто из героев сказки лишен следующих прав

1. Право на жизнь («Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Теремок», «Три поросенка» , «Заюшкина избушка» )

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка», «Золушка» )

4. Право жить и воспитываться в семье («Кошкин дом»,«Морозко» )

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Двенадцать месяцев»)

7. Право на свободное перемещение. («Маша и медведь»)


- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение .

Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать,

И всем ребятам надо знать,

Тогда была бы благодать.

II. Обязанности детей.

«Ваши обязанности»

1.Хорошо учиться.

2. Соблюдать правила и нормы поведения в школе, дома и в общественных местах.

3.Уважать своих родителей.

4. Уважать своих учителей, воспитателей и всех сотрудников школы.

5. Доброжелательно относиться к друг другу.

6. Бережно относиться к школьному оборудованию.

7.Выпролнять требования школы.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Ситуация 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Ситуация 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Ситуация 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).


III. Заключение.

Вас учат в школе и дома быть честными, законопослушными, верными дружбе и проявлять уважение к другим людям. Но в жизни мы убеждаемся, что некоторые люди живут по другим моральным принципам. Перед вами стоит выбор какой путь выбрать.

Много праздников на свете, 
Всех не сосчитать! 
Любят взрослые и дети 
Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка 
Празднует весь Мир, 
От Парижа до Гонконга 
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим! 
Мир вам сохраним! 
Подрастайте! Улыбайтесь! 
Мы вас защитим!