СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятие внеурочной деятельности «Семья и ее ценности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение семьи и ее  ценностей. Разработка основана на технологии проблемных диалогов

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятие внеурочной деятельности «Семья и ее ценности»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Куровская гимназия

Орехово-Зуевского муниципального округа Московской области







Разработка занятие внеурочной деятельности

«Семья и ее ценности»

Возраст детей: 11-13 лет



Автор:

Лукичева Ирина Васильевна,

учитель истории и обществознания















г. Куровское



2022 г.

Цель: Изучение семьи и ее ценностей

Задачи:

  • формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;

  • воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;

  • помочь ребенку оценить свое место в семье.

Познавательные УУД:

  • -уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;

  • -определять цель-проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;

  • - понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

  • Личностные УУД:

  • -уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;

  • - уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.

  • КоммуникативныеУУД:

  • -овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • -развитие навыков рефлексии;

  • -организовать работу в группе;

  • -следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.

  • Регулятивные УУД:

  • -развитие саморегуляции;

  • -формировать действия оценивания.

Форма проведения: проблемный диалог с использованием метода притч

Оборудование: видеопроектор, музыкальные композиции «Гимн семье», ватман, прямоугольники-кирпичики из бумаги, фломастеры, листы бумаги, клей-карандаш, раздаточный материал, предметы для иллюстрации сюжета притч (прозрачный сосуд, камешки, горох, песок, деревянный брусок, цветок в горшке).

Ход занятия.

1. Организационный момент. Включение в деятельность.

-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем с вами новую, интересную, близкую для каждого из нас тему. Раскрытыми ладошками покажите мне, готовы ли вы поразмышлять? (Чем шире раскрыта ладонь, тем больше готовность)

-Я вас приглашаю к демонстрационному столу (на столе сосуд, песок, камни, горох)

2. Актуализация знаний.

Учитель сопровождает рассказ притчи «Сосуд жизни» заполнением сосуда камешками, горохом, песком

-Ребята, а как вы можете объяснить цель мудреца?

(Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. И ваша интерпретация просто отражала ваш жизненный опыт.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные.

-А интересно ли вам объяснение самого мудреца?

-Он сказал: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...

-Поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?      (о семье)    

3. Основная часть                                            

Аналогия.

Учитель ставит на стол цветок в горшке.

-Как вы думаете, что здесь является олицетворением ребенка, семьи?

(ребенок-цветок, семья – почва)

- Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают цветки, конечно, разные. Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

Установка: подумать о смысле притчи
Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.
Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»
Обсуждение:
О чем эта притча???

Визуализация понятий
- Предлагаю «построить» дом счастливой семьи

(Класс делится на 2 группы. На бумажных прямоугольниках-кирпичиках ребята пишут черты, присущие счастливой семье. На ватмане «строят» дом)



Соотнесение смысла притчи с конкретными образами из жизни.

Предлагаю послушать притчу, которая называется «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-На что она мне?

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Обсуждение

  1. О чем эта притча?

  2. О чем забыл сын? (обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда родители стареют)

  3. В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед другом?

Работа в группах.

Задание для 1 группы (работают у доски): Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Выступление групп.

1 группе - определили качества и юноши и старика.

2 группе - «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям».

Персидская поговорка

3 группе – озвучивание историй.


Физминутка

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

"Моя семья".

Встаньте все и выполняйте по заданию:

- Присядьте те, --- - кто похож на маму?

- Потопайте те, ---- кто похож на папу?

- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?

-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?

-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?

-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки

-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?

-Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и дорожит ею!

Незавершённость повествования

Просмотр отрывка из фильма “Бумеранг Добра”

Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

-Как думаете, что может произойти дальше?

-Появилось ли у вас желание оказаться на месте одного из героев?

-На месте того кому помогают или кто помог сам?

А завершение этого видеосюжета вы сможете увидеть в интернете https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1478615779187081-12989309772938626991121146-sf10-023&noreask=1

(если вам конечно интересно, чем все закончится)

Притча без названия

(Учитель читает притчу, не называет ее)

Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, подал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.

В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.

Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.

- Теперь,- сказал отец,- каждый раз, когда сдерживаешь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.

Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец заметил:

- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - в его душе останется шрам… (последние слова притчи сопровождаются демонстрацией столбика со следами от гвоздей, который является частью декорации в классе)

Обсуждение.

- Какова главная мысль притчи? (как важно не обидеть других и, прежде всего, своих близких).

- Почему надо быть осторожным при выборе слов?

  (Эти слова оставляют шрамы на сердце, приносят боль, обиду, слезы).

- Какие русские пословицы вы можете вспомнить применительно к этой притче? («Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Словом можно убить», «Ласковое слово и кошке приятно»).

- Какой вывод вы можете сделать, прочитав эту притчу?

(Слова, обращенные к другому человеку, не должны быть унизительными или оскорбительными, потому что это причиняет боль. И какие бы ты извинения не принес, нанесенная тобой словесная рана, еще очень долго может отзываться болью. Во внимательном отношении к своим словам проявляется забота о ближнем. Мудрое воспитание сына отцом).

-Озаглавьте эту притчу. (Ученики предлагают варианты и объясняют свой выбор. Учитель просит сравнить названия, которые они придумали с названием притчи «Шрамы на сердце»).

-Какое из названий лучше всего отражает смысл притчи? Почему?

С целью закрепления работы над притчей  можно предложить ученикам прочитать ее выразительно.

Рефлексия.

-Так какие заповеди счастливой семьи мы с вами можем назвать?

- На столе цветные ленточки, они будут обозначать наши заповеди. (ученики называют заповеди, завязывают ленточки на веточках семейного дерева)

Итог.

Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о СОСУДЕ ЖИЗНИ (сосуд с камешками вновь ставят на стол). Самые важные качества, которые наполняют нашу душу формируются в семье.

-Предлагаю вам сделать доброе дело. Наш класс – это тоже семья. Найдем добрые, теплые слова друг для друга.















































Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. А62 Педагогические притчи / Ш.А. Амонашвили. — 4-е изд. — М.: Амрита, 2018. — 240 с.: ил.

  2. Методические рекомендации к курсу учебника  « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2018

  3. Борисова О. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России. 8 класс: методическое пособие для учителя / О.  А.  Борисова.  — Москва: Просвещение, 2021.  — 37 с.  — (Цивилизационное наследие России).

  4. Серия «Современная школа» Основы религиозных культур и светской этики – разработки уроков с мультимедийными приложениями, Москва «Планета».

  5. Наша Родина – Россия: стихи, рассказы, сказки, предания /сост.Р.Данкова. – М.: Оникс, 2015. – 192с.

  6. Интернет – ресурсы.

























Приложение 1

Притча «Сосуд жизни»

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.

Тогда мудрец взял мешочек с горохом, высыпал его в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Горох начал заполнять пространство между камнями… Горошинки раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.

И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.

- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…

- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.

- Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.

- Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.

- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.







































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания для работы в группе.

1 группа: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили.

ЮНОША

СТАРИК

Легкомыслие

Мудрость

Беззаботность

Спокойствие

Жестокость

Смирение

Бессердечность

Незлобивость

Вежливость

Щедрость

Жадность

Скупость

Доброжелательность

Самоуверенность

Уважительность

Благоразумие

Практичность

Страх



2 группа: Выберите пословицу из предложенных, и соотнесите со смыслом притчи и прикрепите их на доску.

  • Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.

  • Что посеешь то и пожнешь.

  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

  • Жадность подталкивает на подлост

3 группа: Вспомните и обсудите, слышали или читали вы произведения, либо было в вашей жизни похожее событие, которое близко подходит к смыслу притчи (выберите только одну историю и расскажите другим группам).











12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!