СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан по новым требованиям ФГОС (системно - деятельностный подход)

Просмотр содержимого документа
«Разряды имен прилагательных»

Технологическая карта урока

Составитель: Рожнева Светлана Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 6


Тема: «Разряды имён прилагательных».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для открытия учащимися новых теоретических сведений о разрядах имён прилагательных и освоения способов применения этих сведений в языковой и речевой практике.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Предметные: осмысление теоретических сведений о разрядах имён прилагательных и их применение на практике; умение отличать прилагательные одного разряда от прилагательных другого разряда; умение рассуждать на лингвистические темы, развитие навыков употребления прилагательных разных разрядов в речи.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (сказка, домашнее задание), карточки для работы в группах (прилагательные – 3 комплекта, алгоритм работы – 3 шт., характеристики прилагательных – 3 комплекта, чистый лист А3 – 3 шт.), карточки с названиями разрядов, клей – 3 шт., магниты.


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.


Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись в тетради:

Дата

Классная работа)


Коммуникативные: слышать и слушать учителя.

Личностные: развивать хорошее отношение к уроку.

Регулятивные: подготовиться к активной, продуктивной работе.

2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их примене-ния

Повторить теоретические сведения, проверить домашнее упражнение

Предлагает заполнить пропуски в сказке (на экране и индивидуально на листочках) про прилагательное.




Оценивает владение ранее изученным материалом

Учащиеся повторяют имя прилагательное, заполняя пропуски в сказке, вспоминают о необычных случаях.





Познавательные: уметь быстро определять термины, характеристики имени прилагательного в контексте.

Коммуникативные: уметь высказываться и аргументировать свои размышления.

3. Столкнове-ние знания и незнания

Столкнуть имеющиеся у школьников знания об имени прилагательном с незнанием того, что прилагательное бывает трёх разрядов.

В ходе чтения сказки обращает внимание уч-ся на деление прилагательных (качественные, относительные и притяжательные).


Выполняют задание, испытывают затруднения, сообщают о выполнении задания и возникшем затруднении.


Познавательные: уметь видеть границы уже известного и неизвестного.

Коммуникативные: уметь формулировать проблему, тему; уметь определять цель урока.

4. Целепола-гание (на основе уточнения границ неизвестно-го и конкретиза-ции проблемы) и планирова-ние этапов деятельнос-ти

Создать условия для постановки учащимися цели познаватель-ной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания): Заполнять пропуски в сказке дальше у вас пока не получается. В чём же причина ваших затруднений? Какая проблема возникла?

Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

Как бы вы определили тему урока?

Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Ответ на вопрос учителя, постановка проблемы: невозможно заполнить пропуски дальше, так как пока неизвестны особенности каждого из разрядов прилагательных.


Целеполагание:

Узнать разряды имён прилагательных и уметь их различать; научиться употреблять прилагательные разных разрядов в речи.


Формулировка темы урока:

Разряды имён прилагательных.


Планирование деятельности: Исследовать прилагательные с карточек, определить их характерные особенности, проверить, нет ли противоречий, все ли выбранные характеристики соответствуют прилагательным с карточек, сформулировать выводы по результатам исследования.

Коммуникативные: уметь формулировать проблему, тему, цель урока.

Регулятивные: развивать возможности видеть предстоящую работу, уметь ставить перед собой цели и задачи.


5. Открытие новых знаний

Создать условия для исследования нового языкового явления и решения поставленной проблемы

Учитель предлагает материал для исследования, делит уч-ся на 3 группы для работы, просит вспомнить правила работы в группе, напоминает сам при необходимости, просит выбрать выступающего (выступающих), координирует работу в процессе исследования, консультирует группы.



После сообщения групп о результатах исследования делает вывод по всем разрядам. Просит заполнить оставшиеся пропуски в сказке в парах с дальнейшей проверкой.

Учащиеся выбирают способ проведения исследования и договариваются о том, в каком виде будет представлен результат исследования.


Осуществляют исследование, обсуждают варианты решения проблемы, фиксируют полученные результаты, делают выводы.

Представляют на общий суд свой вариант решения проблемы.



После знакомства с теоретическими сведениями в парах заполняют оставшиеся пропуски в сказке.

Коммуникативные: уметь прислушиваться к своей группе и вместе приходить к верному ответу.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и аргументировать его;

ценить работу в команде.

Коммуникативные: уметь включать знания в ответ.

Регулятивные: верно планировать свою работу перед поставленной задачей.


6. Выве-дение способа примене-ния новых знаний

Выявление последовательности действий при применении новых знаний

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последователь-ность действий при определении разряда имени прилагательного?

Устанавливают последовательность:

1) проверяем, сочетается ли со словом «очень»;

2) проверяем, можно ли образовать краткую форму;

3 проверяем, есть ли степени сравнения;

4) определяем, на какой вопрос отвечает прилагательное;

5) определяем, что обозначает прилагательное.


Создают алгоритм действий

Коммуникативные: уметь обобщать информацию, полученную в ходе исследования разных групп.

Регулятивные: уметь разграничивать разряды прилагательных.

7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния

Закрепить знания о разрядах имён прилагательных, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях

Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.

Упр. 1.

Задание: распределите имена прилагательные
по разрядам в 3 колонки, вставляя пропущенные буквы.


Упр. 2.

Задание: тест: определите разряд прилагательного значению.


Упр. 3.

Задание: спишите предложения, раскрывая скобки. Найдите прилагательные, подпишите сверху разряд. Подчеркните прилагательные как члены предложения.


Упр. 4.

Задание: сделайте кластер по теме «Разряды имён прилагательных».

Выполняют упражнения в режиме индивидуальной работы.

Осваивают элементы самоанализа и самоконтроля по теме «Разряды имён прилагательных».







Регулятивные: уметь разграничивать разряды прилагательных;

уметь находить и называть особенности каждого из разрядов;

уметь находить нужную информацию в тексте и пользоваться этой информацией.

Коммуникативные:

уметь прислушиваться к одноклассникам и при необходимости корректно указывать на их ошибки или недочёты, поправлять;

уметь объективно оценивать ответы товарищей;

уметь включать знания в ответ.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и аргументировать его.



8. Рефлексия. Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

Учитель предлагает продолжить предложение на выбор уч-ся:

  • Сегодня я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял(а) задания…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился(ась)…

  • Мне захотелось…


Учитель предлагает оценить выступающих из групп, далее оценить себя: поднять правую руку тем, кто считает, что поработал на уроке на пятерку; поднять левую руку тем, кто считает, что до пятерки ему немного не хватило правильности в ответах или проделанной работы.

Учащиеся продолжают предложения, анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности.


Ещё раз проговаривают вновь открытые теоретические сведения, указывают на способы их применения на практике. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.


Оценивают себя и своих одноклассников.

Коммуникативные: слушать и слышать одноклассников;

уметь объективно оценивать ответы одноклассников.

Регулятивные: уметь ценить свои знания, находить пробелы.


9. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

*Применить новые знания в творческой ситуации

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

2. Задание на выбор: определите этиологию (происхождение) любого из выделенных слов. Составьте с этим словом предложение.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников.

Регулятивные: понимать задание для самостоятельной работы дома.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя