Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Организа-ционный момент. | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке. | Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу. | Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. (Запись в тетради: Дата Классная работа) | Коммуникативные: слышать и слушать учителя. Личностные: развивать хорошее отношение к уроку. Регулятивные: подготовиться к активной, продуктивной работе. |
2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их примене-ния | Повторить теоретические сведения, проверить домашнее упражнение | Предлагает заполнить пропуски в сказке (на экране и индивидуально на листочках) про прилагательное. Оценивает владение ранее изученным материалом | Учащиеся повторяют имя прилагательное, заполняя пропуски в сказке, вспоминают о необычных случаях. | Познавательные: уметь быстро определять термины, характеристики имени прилагательного в контексте. Коммуникативные: уметь высказываться и аргументировать свои размышления. |
3. Столкнове-ние знания и незнания | Столкнуть имеющиеся у школьников знания об имени прилагательном с незнанием того, что прилагательное бывает трёх разрядов. | В ходе чтения сказки обращает внимание уч-ся на деление прилагательных (качественные, относительные и притяжательные). | Выполняют задание, испытывают затруднения, сообщают о выполнении задания и возникшем затруднении. | Познавательные: уметь видеть границы уже известного и неизвестного. Коммуникативные: уметь формулировать проблему, тему; уметь определять цель урока. |
4. Целепола-гание (на основе уточнения границ неизвестно-го и конкретиза-ции проблемы) и планирова-ние этапов деятельнос-ти | Создать условия для постановки учащимися цели познаватель-ной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности | Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания): Заполнять пропуски в сказке дальше у вас пока не получается. В чём же причина ваших затруднений? Какая проблема возникла? Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока? Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока: Как бы вы определили тему урока? Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования: Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? | Ответ на вопрос учителя, постановка проблемы: невозможно заполнить пропуски дальше, так как пока неизвестны особенности каждого из разрядов прилагательных. Целеполагание: Узнать разряды имён прилагательных и уметь их различать; научиться употреблять прилагательные разных разрядов в речи. Формулировка темы урока: Разряды имён прилагательных. Планирование деятельности: Исследовать прилагательные с карточек, определить их характерные особенности, проверить, нет ли противоречий, все ли выбранные характеристики соответствуют прилагательным с карточек, сформулировать выводы по результатам исследования. | Коммуникативные: уметь формулировать проблему, тему, цель урока. Регулятивные: развивать возможности видеть предстоящую работу, уметь ставить перед собой цели и задачи. |
5. Открытие новых знаний | Создать условия для исследования нового языкового явления и решения поставленной проблемы | Учитель предлагает материал для исследования, делит уч-ся на 3 группы для работы, просит вспомнить правила работы в группе, напоминает сам при необходимости, просит выбрать выступающего (выступающих), координирует работу в процессе исследования, консультирует группы. После сообщения групп о результатах исследования делает вывод по всем разрядам. Просит заполнить оставшиеся пропуски в сказке в парах с дальнейшей проверкой. | Учащиеся выбирают способ проведения исследования и договариваются о том, в каком виде будет представлен результат исследования. Осуществляют исследование, обсуждают варианты решения проблемы, фиксируют полученные результаты, делают выводы. Представляют на общий суд свой вариант решения проблемы. После знакомства с теоретическими сведениями в парах заполняют оставшиеся пропуски в сказке. | Коммуникативные: уметь прислушиваться к своей группе и вместе приходить к верному ответу. Личностные: уметь высказывать своё мнение и аргументировать его; ценить работу в команде. Коммуникативные: уметь включать знания в ответ. Регулятивные: верно планировать свою работу перед поставленной задачей. |
6. Выве-дение способа примене-ния новых знаний | Выявление последовательности действий при применении новых знаний | Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последователь-ность действий при определении разряда имени прилагательного? | Устанавливают последовательность: 1) проверяем, сочетается ли со словом «очень»; 2) проверяем, можно ли образовать краткую форму; 3 проверяем, есть ли степени сравнения; 4) определяем, на какой вопрос отвечает прилагательное; 5) определяем, что обозначает прилагательное. Создают алгоритм действий | Коммуникативные: уметь обобщать информацию, полученную в ходе исследования разных групп. Регулятивные: уметь разграничивать разряды прилагательных. |
7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния | Закрепить знания о разрядах имён прилагательных, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях | Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности. Упр. 1. Задание: распределите имена прилагательные по разрядам в 3 колонки, вставляя пропущенные буквы. Упр. 2. Задание: тест: определите разряд прилагательного значению. Упр. 3. Задание: спишите предложения, раскрывая скобки. Найдите прилагательные, подпишите сверху разряд. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Упр. 4. Задание: сделайте кластер по теме «Разряды имён прилагательных». | Выполняют упражнения в режиме индивидуальной работы. Осваивают элементы самоанализа и самоконтроля по теме «Разряды имён прилагательных». | Регулятивные: уметь разграничивать разряды прилагательных; уметь находить и называть особенности каждого из разрядов; уметь находить нужную информацию в тексте и пользоваться этой информацией. Коммуникативные: уметь прислушиваться к одноклассникам и при необходимости корректно указывать на их ошибки или недочёты, поправлять; уметь объективно оценивать ответы товарищей; уметь включать знания в ответ. Личностные: уметь высказывать своё мнение и аргументировать его. |
8. Рефлексия. Подведе-ние итогов урока. | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки | Учитель предлагает продолжить предложение на выбор уч-ся: -
Сегодня я узнал(а)… -
Было интересно… -
Было трудно… -
Я выполнял(а) задания… -
Я понял(а), что… -
Теперь я могу… -
Я научился(ась)… -
Мне захотелось… Учитель предлагает оценить выступающих из групп, далее оценить себя: поднять правую руку тем, кто считает, что поработал на уроке на пятерку; поднять левую руку тем, кто считает, что до пятерки ему немного не хватило правильности в ответах или проделанной работы. | Учащиеся продолжают предложения, анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Ещё раз проговаривают вновь открытые теоретические сведения, указывают на способы их применения на практике. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях. Оценивают себя и своих одноклассников. | Коммуникативные: слушать и слышать одноклассников; уметь объективно оценивать ответы одноклассников. Регулятивные: уметь ценить свои знания, находить пробелы. |
9. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. *Применить новые знания в творческой ситуации | Предлагает дифференцированное домашнее задание: 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд. 2. Задание на выбор: определите этиологию (происхождение) любого из выделенных слов. Составьте с этим словом предложение. | Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение. | Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников. Регулятивные: понимать задание для самостоятельной работы дома. |